— Любовь Николаевна, перепись, которая пройдет 5 декабря 2001 года, — первая в независимой Украине?
— Да. Предыдущая перепись у нас проводилась еще в 1989 году, когда УССР входила в состав СССР, и перепись наша была частью Всесоюзной переписи. Мы несколько затянули с этим, ведь статистическая наука рекомендует проводить переписи не реже одного раза в 10 лет. Так делают в большинстве стран мира, так было и в бывшем Союзе — переписи 1989, 1979, 1970 годов. Некоторые страны, например, Австралия или Канада, переписывают свое население каждые 5 лет. Впрочем, в ФРГ перерыв между переписями был даже 17 лет.
— Итак, та давняя перепись проводилась еще в советские времена и вопросы формулировались «по социалистически», а нынешняя — исходя из требований мировой статистической науки, которая раньше считалась буржуазной. Наверное, и вопросы совсем другие?
— Да нет, методологическая основа переписи и сейчас, и раньше, в советские времена, — одни и те же рекомендации Организации Объединенных Наций и Евростата. Поэтому круг вопросов в основном тот же. Исчез из переписи только сугубо советский вопрос о социальном положении. Несколько иначе формулируются и вопросы о национальности и языке — сейчас переписной лист «интересуется» вашим «этническим происхождением» — просит указать национальность (народность или этническую группу), двенадцать же лет назад стоял вопрос только о национальности. Так же в пункте 7-м спрашивают не просто о вашем родном языке, а о ваших «языковых признаках».
— Много лет подряд население нашей страны сокращается. Нас уже вовсе не 52 миллиона, как гордо сообщали по «1+1» в первые годы независимости, а, по последним данным, даже меньше 49 миллионов. Не думаете ли вы, что в результате переписи выяснится, что нас еще меньше?
— Это возможно. Недавно была проведена очередная оценка численности населения — по соотношению рождений и смертей, а также выезда и въезда на постоянное жительство в (из) Украину. Так вот, по этим данным нас — 49023 тысячи. Уже много лет смертность у нас раза в два превышает рождаемость, да и выезжает навсегда из нашей страны намного больше людей, чем въезжает, — в прошлом году приехало 53,7 тысячи человек, а уехало 100,3 тысячи. Вот и получается, что население страны сокращается — в последнее время где-то на 400 тысяч каждый год. Возможно, перепись покажет, что нас еще меньше — контроль за миграцией у нас налажен недостаточно, и не все иммигранты учитываются государством. Впрочем те, кто выехал на заработки, скажем, в Россию или в Португалию — на месяц, два, три, по всем правилам, должны учитываться как постоянно проживающие в Украине. Они ведь вернутся, семьи их тут, за границей они временно. А как быть с теми, кто живет там уже год, два и, вполне вероятно, навсегда останется за границей?
— Мне представляется, что в Украине все же проживает больше людей, чем считает государство. Ведь «на смену» украинцам, отбывающим за рубеж, прибывают афганцы, китайцы, узбеки, цейлонцы, вьетнамцы, да мало ли кто еще. Очень значительная часть их пребывает в Украине незаконно. И тем не менее живут тут постоянно. В соответствии с законом материалы переписи населения запрещено передавать кому-либо — они могут использоваться только в обобщенном обезличенном виде для статистических целей. Другими словами, органы статистики не только не должны, но и не имеют права сообщать милиции или местной администрации о том или ином нелегальном мигранте или лице, проживающем без прописки. Однако вряд ли мы сможем это объяснить нашим «гостям», многие из которых почти не владеют ни украинским, ни русским языками. А если сможем, они, скорее всего, не поверят.
Не думаете ли вы, что тысячи, а то и десятки тысяч этих, уже постоянно проживающих в Украине людей останутся неохваченными переписью?
— Такая проблема действительно существует. Наша перепись проводится не по месту работы, а по месту жительства, как это принято во всем мире. Но мы прекрасно понимаем, что мало какая хозяйка, в квартире у которой живет десяток афганцев или вьетнамцев, согласится вносить их в список проживающих в ее домохозяйстве лиц. Да и сами они не будут гореть желанием встретиться с переписчиками. Поэтому мы сделали одно исключение из «домового» принципа — стационарные переписные пункты будут организованы на всех крупных рынках страны — ведь именно там работает большинство иностранцев-нелегалов. Надеемся, что сможем их переписать.