Особое войсковое формирование, в котором главным оружием бойца был киноаппарат, насчитывало 252 человека. Легендарный корпус фронтовых кинооператоров — мужественных и правдивых летописцев Великой Отечественной войны.
Их фронт был велик — от Сталинграда до Берлина, от Заполярья до Черного моря. И потери велики — в боях погиб каждый пятый кинооператор.
А потом, в мирное время, в их уже далеко не стройных девятимайских рядах множились горестные бреши. Сказывались раны, недуги, непростое житье-бытье…
Недавно, не дожив до самого главного праздника ветеранов войны — 65-летия Победы и за месяц до своего 93-го дня рождения, ушел из жизни последний из когорты военных кинокорресподентов Яков Григорьевич Местечкин, заслуженный деятель искусств Украины, кавалер многих боевых и мирных наград. Ушел старейшина удивительно творчески мощного операторского цеха Украинской студии хроникально-документальных фильмов. Наш товарищ, коллега, честный кинодокументалист.
Сознаюсь, нас как-то ощутимо вдруг стало меньше, и мы, поколение детей войны, выдвинулись на передовую — то ли борьбы, то ли обороны. А главное — на ответственный рубеж хранителей памяти.
В далеком сороковом году прошлого века одесский парень Яша Местечкин закончил Всесоюзный государственный институт кинематографии и был направлен для прохождения срочной военной службы в Московское авиатехническое училище, где и застала его война.
Лейтенант Местечкин оказался в сухопутных войсках в Заполярье. Снимал боевую работу летчиков, летал с ними на бомбежки во вражеские тылы.
Летом 1943 года его вызвали в Москву в Центральный штаб партизанского движения и направили в партизанский отряд для съемки эпизодов к фильму «Народные мстители». Тогда же с молодым оператором произошла поистине мистическая история со счастливым исходом: он опоздал на транспортный самолет, вылетающий к месту дислокации партизанского отряда. Самолет этот потерпел катастрофу, и все погибли.
В дальнейшем судьба-повивальница не раз оберегала его от верной смерти.
Партизанские отряды Карельского фронта, куда прибыл Яша Местечкин, базировались на советской земле, а в боевые рейды во вражеские тылы уходили через финскую границу. Вместе с партизанами на равных мерил версты по жуткому бездорожью через тундру, болота, с тяжелым вещмешком за плечами, в котором кроме всего прочего — камера «Аймо», отснятые и чистые кассеты.
Шли практически без передышек 600 километров… Над головой почти постоянное паскудное гудение самолетов-разведчиков, боевые стычки с засадами, жалящие полчища комаров, нехватка продовольствия… Но была задача — снимать партизанскую войну. И он снимал: нападение на вражеские гарнизоны, подрыв эшелонов, мостов, линий связи… Как и солдатам, запах пороха ему был ведом.
В азарте боя оператор сливался воедино со своей «Аймо», не замечая ни режущего свиста пуль, ни грохота боя, ни криков раненых. Он жил только кадром, которым восхищались зрители в выпусках кинохроники, в документальных фильмах. Восхищались мужеством бойцов и храбростью кинооператора.
Судьба хранила Якова Местечкина, казалось, в самых безвыходных ситуациях. Однажды, спеша на съемки боевых действий в поселке Никель, они с помощником ретиво двинулись по дороге, как оказалось, полностью заминированной. И только ночной мороз, который крепко подморозил землю, исключил вероятность срабатывания мин под тяжестью человека с киноаппаратом.
А в конце 1944 года во время съемок встречи с участниками норвежского сопротивления их по ошибке бомбили наши же бомбардировщики. Уцелел чудом.
Всю жизнь Яков Григорьевич был убежден, что от смертельной пули его хранила любовь. Он все время помнил о любимой женщине Нине, которая ждала его с фронта и молила Бога о его спасении. Нина дождалась его, и вместе они прожили в согласии 63 года.
9 мая 1945 года военкор Местечкин вместе с войсками 4-го Украинского фронта ворвался в Прагу. Война закончилась — он радостно снимает Победу. Эти кинокадры украсили многие документальные фильмы — «Народные мстители», «День войны», «Комсомольцы», «Победа на Севере», «Великая Отечественная», выпуски военной кинохроники, и остались для потомков самым достоверным документом о великой цене великой Победы.
17 августа 1945 года в трудовой книжке Якова Местечкина появилась запись: кинооператор Украинской студии хроникально-документальных фильмов. Она так и осталась единственной на долгие почти 60 лет.
Свой талант он посвятил спорту на экране. Почему спорту? По-видимому, потому что, снимая спорт, не надо приспосабливаться, угождать властям, кривить душой. Он был глубоко порядочным бескомпромиссным человеком.
Яков Местечкин — непревзойденный мастер спортивных съемок. Его фильмы и спортивные киножурналы, где, кстати, он был и режиссером, и автором комментариев, неоднократно побеждали на многих международных и всесоюзных фестивалях. Мы верим, что и сегодня, и завтра — всегда, затаив дыхание, будут смотреть его фильмы «Всадники Европы», «Десятая юбилейная», «Золотой дубль», «Кони, чудо-кони», «Парад граций», «Только 6 секунд», «Кубок футбола», «В небе только ассы» и десятки других.
Спорт Украины потерял своего преданного блистательного летописца.
Мы, кинохроникеры, потеряли чуткого друга, доброго человека, талантливого коллегу. Нам будет его недоставать.