UA / RU
Поддержать ZN.ua

НА ПОДЛЕТЕ К ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ

— Что ты, мама, кто же сейчас шьет платье из белого? Я ведь не в загс иду, а на выпускной вечер, — возмущалась хорошенькая блондинка, самым серьезным образом изучающая вывешенные образцы в магазине тканей...

Автор: Татьяна Галковская

— Что ты, мама, кто же сейчас шьет платье из белого? Я ведь не в загс иду, а на выпускной вечер, — возмущалась хорошенькая блондинка, самым серьезным образом изучающая вывешенные образцы в магазине тканей.

— Надоела ты мне со своими фокусами, — разозлилась в ответ полная женщина средних лет. — Все не так. Думала бы столько об экзаменах, как о платье, так, может, больше толку было бы. Вон Света целыми днями занимается, готовится в университет, а ты до сих пор не поймешь, чего хочешь.

А что на самом деле волнует нынешних старшеклассников? Традиционно считается, что на первом месте у них — проблемы интимных отношений и собственная внешность. Между тем это далеко не так. Если судить по беседам с родителями, то, как выяснили социологи, наиболее обсуждаемые темы — вредные привычки, здоровье, друзья, будущее. При этом взрослые чаще всего заводят разговоры о вредных привычках, будущей профессии и отношениях с друзьями. Сами же старшеклассники приходят поболтать опять-таки о будущей профессии и друзьях, а также о моде, браке и семейной жизни, счастье. Реже всего обсуждают проблемы секса, устройства общества, насилия и правовой ответственности подростков.

На днях я встретилась с выпускницами Украинского колледжа им. В.Сухомлинского — поговорить о предстоящем выпускном вечере. По началу беседа приняла несколько фривольное и даже романтическое направление: кто какое наденет платье, с каким мальчиком собирается танцевать, встречать рассвет, какие надежды возлагает на свой первый бал. Но настоящие страсти начали кипеть, когда разговор коснулся выбора будущей профессии. Чувствовалось, что тема наболевшая. Оказалось, далеко не все еще определились с выбором, а среди тех, кто определился, лишь трое приняли решение самостоятельно — пусть и не без помощи взрослых. Большинство же толком не знает, чего в действительности хочет, и перекладывает ответственность за принятие решения на родителей — хотя и не без некоторого сопротивления.

— Мне нравится профессия дизайнера, но мама говорит, что она не перспективная, и поэтому я, наверное, буду поступать на экономический факультет. А как вы считаете?

— А я хочу быть психологом, но родители считают, что мне нужно учиться на юриста.

— И ты согласна поступить наперекор своим желаниям?

— Ничего, закончу юридический, а потом, когда буду уже взрослой, получу второе высшее образование — психолога.

— Вряд ли сразу после окончания института у тебя будет возможность самостоятельно оплатить учебу в вузе. Да и желание учиться может исчезнуть. Могут измениться обстоятельства: например, появится семья и нужно будет зарабатывать деньги там, где можешь, а на переквалификацию просто времени не останется.

— Что же вы предлагаете — ссориться с родителями?

— Нет конечно. В данном случае это бессмысленно: родители видят, что ты сама еще толком не определилась, и потому пытаются подобрать тебе будущую профессию, исходя из потребностей современного рынка труда. Беда лишь в том, что перспективность той или иной профессии — вопрос относительный. Например, сегодня проще найти работу высококлассному программисту, инженеру-машиностроителю и квалифицированному рабочему-строителю. Но через пару лет рынок насытится и потребуются совершенно другие специальности. Поэтому следовать моде в этом деле не стоит. А потом, если выбранная профессия окажется не по душе, предъявлять претензии родителям бессмысленно — изменить что-либо они уже не смогут.

— Как же быть?

— Прислушаться повнимательнее к самой себе: если человек по-настоящему любит какое-нибудь дело, постоянно совершенствует свою квалификацию, то он всегда найдет возможность реализовать себя и получать достойную оплату за свой труд — будь то юрист, художник или воспитатель в детском садике. Кроме того, сегодня есть масса возможностей сделать более-менее объективный выбор: существуют психологические и психофизиологические методики определения склонностей и возможностей человека. Например, психофизиологи Киевского национального университета разработали тесты, определяющие врожденные способности человека: умение ориентироваться в незнакомой ситуации, быстроту реакции, сообразительность и так далее. Пройдя такой тест, несложно определиться с кругом профессий, в которых требуются именно такие способности, и отбросить те, в которых по физиологическим показаниям однозначно работать не сможешь.

Как отмечают психологи, переходный критический период обычно завершается формированием такого понятия, как самоопределение, когда растущая личность начинает осознавать себя полноправным членом общества. Происходит это годам к 16—17, к моменту окончания школы, когда остро стоит необходимость так или иначе решить проблему своего будущего. От романтических мечтаний подростка, связанных с будущим, самоопределение отличается тем, что оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях. Чтобы сделать правильный выбор, юный человек должен уметь реально учитывать свои возможности и согласовывать их с внешними обстоятельствами. Собственно говоря, вопрос «кем быть?» возникает уже в конце 9-го класса, однако в это время подростки психологически еще не готовы к его решению. Многие, и 11-й класс заканчивая, не становятся по-настоящему взрослыми, не умеют принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Чаще всего эту проблему решают за них взрослые и лишь иногда — они сами, да и то либо случайно, либо подражая. Счастливые исключения — ребята, обладающие какими-либо специальными способностями или рано сложившимися интересами. Поэтому одна из главных задач родителей школьников — помочь ребенку найти дело, которое могло бы его увлечь. Сделать это не так уж сложно и проконсультировать в этом вопросе может школьный психолог.

Однако фактор увлеченности тем или иным делом в выборе будущей профессии играет у современных старшеклассников далеко не доминирующую роль. Об этом говорят результаты исследования, проведенного недавно Институтом проблем воспитания АПН Украины. Основным ориентиром при выборе профессии выступают высокий заработок — 73%, возможность самоусовершенствования — 43%, короткий рабочий день — 42%, возможность достичь социального признания, то есть престижность — 40%, соответствие личностным качествам — 24%. Среди факторов, которые вызывают негативное отношение к той или иной профессии, чаще назывались небольшой заработок, несоответствие личным способностям и характеру, непрестижность. При этом нередко не только дети, но и сами родители имеют весьма смутные представления о той профессии, которой должен будет учиться, а затем и заниматься всю свою жизнь ребенок.

...В украинском языке слово «підліток» (подросток) имеет весьма символический смысл, как бы объясняет суть этого периода жизни — на подлете к взрослой жизни. И для родителей, наверное, самое главное — суметь дать ребенку правильное направление, сразу не обломать едва пробивающиеся «крылышки», чтобы окрепнув он смог пуститься в свой самостоятельный полет длиною в жизнь.