UA / RU
Поддержать ZN.ua

НА НЕДЕЛЬКУ ДО ВТОРОГО Я В СЕЛО ПОЕДУ СНОВА

У Марички, одетой в украинский национальный костюм и васильковый веночек с разноцветными лентами, густые черные косы и синие-синие глаза...

Автор: Павлина Семиволос

У Марички, одетой в украинский национальный костюм и васильковый веночек с разноцветными лентами, густые черные косы и синие-синие глаза. Неделю назад красавица обрела постоянное место жительства: она поселилась у меня в… кошельке. Не удивляйтесь, дело в том, что Маричка — миниатюрная куколка-оберег, искусно выполненная в технике гобелен. И рядом с деньгами малышке самое место, поскольку «привыкнув» к кошельку, куколка начинает усиленно заботиться о благосостоянии его хозяина.

Маричку и массу других приятных этносувениров я приобрела на первой всеукраинской выставке-ярмарке «Українське село запрошує». В течение трех дней она проходила на территории Государственного музея народной архитектуры и быта, что в Пирогово под Киевом. Это колоритное, яркое, певучее и очень вкусное мероприятие организовали Гостурадминистрация, Национальная туристическая организация Украины и Союз содействия развитию сельского зеленого туризма при поддержке Фонда Евразия.

На выставке-ярмарке были представлены практически все регионы нашей страны. Каждая область получила отдельный домик или двор, где продемонстрировала свои возможности зеленого туризма. Таким образом посетившие «Українське село…» смогли сравнить национальные костюмы жителей разных регионов нашей страны, познакомиться с характерными для тех или иных областей интерьерами, узнать координаты местных хозяев, предоставляющих «зеленотуристические» услуги, посмотреть выступления фольклорных ансамблей, купить изделия народных умельцев ну и, конечно, выпить чарку доброй горилки, закусив ее изумительной вкусноты домашней колбасой и хрустящим соленым огурчиком.

Само понятие «сельский зеленый туризм» возникло в Украине всего лет восемь назад, тогда как в европейских странах такая система существует уже не одно десятилетие. Особенную популярность маршруты с привкусом автентики приобрели в конце ХХ века. Австрия, Швейцария, Франция и Шотландия не один год в своей стратегии развития туризма ведущую роль отводят именно его «зеленой» разновидности. Многие тамошние деревенские жилища стали мини-отелями, предоставляющими целый комплекс услуг, — от домашней кухни и комфортабельных комнат, до конных, велосипедных и пешеходных экскурсионных маршрутов.

Украина лишь начинает свой путь к стандартам сельского туризма, существующим в развитых странах. Сегодня отдохнуть в украинской деревне предпочитают 13,4% путешествующих по нашей стране. За несколько последних лет четко выделились регионы—лидеры в развитии зеленого туризма. Это — районы Крыма, где рядом с морем живописные горы и равнины с уникальной флорой и фауной, Карпатский регион, Переяславский р-н Киевской области, Полтавщина. В последнее время к авангардной когорте подтягиваются Виннитчина, Хмельнитчина и Херсонщина.

В целом «сельские» туруслуги предоставляются ныне в 18 областях Украины. Но даже отчаянный оптимист не осмелится утверждать, что мы уже стали настоящей «зеленотуристической» державой. Да, 11 марта с.г. Президент подписал указ о льготном кредитовании строительства сельских жилищ, которые будут специализироваться на предоставлении соответствующих туруслуг. Да, на днях принят Закон Украины «Про селянське господарство», по мнению специалистов, открывающий новые возможности для отечественного зеленого туризма. Да, Гостурадминистрация готовит Программу развития сельского туризма в Украине на 2003—2010 гг. Вместе с тем существует масса острейших нерешенных проблем, серьезно тормозящих развитие этого, безусловно, перспективнейшего дела.

До сих пор не решен вопрос внедрения системы подготовки профильных специалистов, обучения и переквалификации сельских хозяев, незанятого деревенского населения. В Украине не работает ни одна группа тренеров, которая на постоянной основе осуществляла бы полное профильное консультирование, сопровождение и обучение заинтересованных лиц. Соответственно не создано ни одного постоянно действующего информационно-тренингового центра, куда бы мог обратиться крестьянин и получить всю необходимую информацию. В итоге большое количество людей, предоставляющих «зеленые» туруслуги, не имеют специальных навыков, работают, как они сами говорят, исключительно по наитию.

Одной из существенных преград на пути эффективного продвижения идеи сельского туризма является отсутствие профессионально разработанной маркетинговой и рекламной стратегии. Львиная доля существующих сегодня туристических маршрутов создавалась при полнейшем отсутствии информации о том, чего хотят потенциальные клиенты. Результат — проблемы, связанные с реализацией многих туристических продуктов, их непопулярность и нерентабельность. А если ко всему вышеизложенному прибавить отсутствие действенных механизмов, обеспечивающих постоянную и оперативную связь между предоставляющим «зеленые» туруслуги и потенциальным клиентом; не выдерживающее никакой критики качество львиной доли информационно-рекламных материалов, пропагандирующих отдых в украинской деревне; отсутствие продуманной системы распространения «сельской» информационно-туристической продукции…

…Семь лет назад Бернт Линд, обычный шведский фермер, даже представить себе не мог, что урбанизированные жители Стокгольма предпочтут отдыху на курортах Испании возможность… поковыряться в земле на его ферме. Причем заметьте: потратив на это столько же сбережений, сколько «съел» бы комфортабельный пляжный отдых. А ведь, согласитесь, Украина — не Швеция. Бьюсь об заклад, не только наши пейзажи и природа дадут фору шведским. Если бы жители Стокгольма узнали, что такое украинское радушие, попробовали наши борщ с пампушками да вареники с вишнями, боюсь, господину Линду снова пришлось бы крепко задуматься о перепрофилировании своей фермы.