UA / RU
Поддержать ZN.ua

На границе веры и разума Социнианство на Волыни и Киевщине

Деятельность на просторах Волыни и Киевщины в конце ХVІ — первой половине ХVII века так называемых социниан — малоизвестная страница в украинской истории...

Автор: Петр Кралюк
Князь Василий-Константин Острожский, ревностный защитник православия, поддерживал тесные связи с представителями разных течений протестантизма, особенно с социнианами

Деятельность на просторах Волыни и Киевщины в конце ХVІ — первой половине ХVII века так называемых социниан — малоизвестная страница в украинской истории. Основателем этого радикально-реформационного течения считается итальянский эмигрант Фауст Социн (1539—1604), нашедший приют в Речи Посполитой и фактически возглавивший здесь протестантское движение «Польских братьев».

Социниане в конечном итоге пришли к выводу, что ум стоит над верой. Они отвергли основные христианские догматы, считая их «неразумными», в частности догматы о троице и боговоплощении. Отрицали приверженцы этого учения также существование пекла, идею первородного греха и роковой склонности человека ко злу.

Большое внимание в их доктрине уделялось вопросам морали. Социниане считали, что не так уж важно, каких верований придерживается человек; главное, чтобы он вел себя в соответствии с евангельской моралью. При этом особое внимание уделялось идее непротивления злу насилием. Именно люди, придерживающиеся евангельской морали, с точки зрения социниан, и являются «истинными христианами».

Это движение широко распространилось на украинских землях, преимущественно на Волыни. Фактически Волынь стала одним из главных центров этого движения во всей Речи Посполитой.

Социнианами были киевский каштелян Роман Гойский и маршалок двора князя Василия-Константина Острожского Гавриил Гойский, содействовавший основанию в городке Гоще социнианского центра. Приверженцы этого вероучения даже считали могущественного князя Василия-Константина Острожского своим покровителем и тайным последователем. Социнианский поэт Эразм Отвиновский посвятил князю стихотворные притчи на польском языке. О религиозной толерантности едва ли не самого богатого магната всей Речи Посполитой свидетельствует тот факт, что дочери Василия-Константина состояли в браке с протектором социниан Яном Кишкой и лидером кальвинистов князем Николаем Радзивиллом. В борьбе за права «диссидентов» (некатоликов) православные и протестанты часто объединялись; ариане принимали участие в полемике между иезуитами и православными богословами, конечно же, на стороне последних. Так, вольнодумец-арианин Мотовило и М.Броневский (Христофор Филалет) при поддержке князя Василия-Константина напечатали ответ Петру Скарге (на произведение «Об единстве церкви Божьей»), выступив в защиту православия.

Центром социнианского движения в Речи Посполитой в начале XVII в. стал городок Раков в Малой Польше. С 1600-го по 1638 г. здесь проводились синоды социниан, функционировала школа, так называемая Раковская академия, пользующаяся большим авторитетом. Среди ее учеников было немало выходцев из Украины. В Ракове также работала одна из лучших типографий того времени, принадлежавшая Себастьяну Стернацкому. С 1602-го по 1638 г. в ней увидело свет 246 книг! Некоторые из них были рассчитаны на украинских читателей, в частности «Антапологія...» Геласия Диплица, а также драматическое произведение «Трагедія руська» — первое известное нам издание, вышедшее на украинском разговорном языке.

В некоторых районах Украины влияние шляхтичей-социниан было настолько большим, что они не боялись репрессий со стороны королевской власти. Вполне справедливо мнение польского историка Я.Тазбира, что если бы не помощь магната Яна Сенецкого в основании Ракова, роль социнианского центра могла сыграть любая другая община социниан на украинских землях. Это фактически произошло в 1638 году, когда католическое духовенство все-таки добилось ликвидации Раковского центра, обвинив студентов местной академии в совершении святотатства, поскольку те разбили изображение креста недалеко от города. Интересно отметить, что главными виновниками признали двух учеников родом именно с Волыни.

После закрытия Раковского центра значительная часть социнианских лидеров переехала на Волынь, где им большую поддержку оказали шляхтичи Юрий, Андрей и Александр Чапличи. Главным их центром здесь стал городок Киселин (сейчас село Локачинского района Волынской области). В этом городке уже в 1612 г. существовала социнианская община. В 1638, 1639 и 1640 гг. в Киселине происходили социнианские съезды, на которых присутствовало до трех тысяч человек! Сюда приезжали представители общин не только со всех уголков Речи Посполитой, но и из других стран.

С 1614 года в Киселине функционировала школа социниан. Первым ее ректором был Евстафий Гизель (Кисель), предполагаемый автор полемического произведения «Антапологія...», в котором критиковалась идея унии православных с католиками. Е.Гизель принадлежал к высокообразованным людям, владел многими языками. В частности, ему приписывают перевод на греческий язык книги Фомы Кемпийского «О наследовании Христа», вышедший во Франкфурте-на-Одере (Германия) в 1626 году.

Благодаря социнианским педагогам Матвею Твердохлебу, Якову Гриневичу-Гижановскому (Яну Трембицкому) и Луке (Ефиму) Рупневскому Киселинская школа после ликвидации Раковского центра превратилась в высшее учебное заведение (академию) с филиалом в Бересске (сейчас село в Рожищенском районе Волынской области). Как свидетельствуют документы, здесь учились молодые люди разных сословий.

Известным центром социниан на Волыни была Гоща (сейчас районный центр Ривненской области). В этом городке они укоренились еще в 1600 году. Открыли здесь свою школу, функционировавшую до 1639 года. Какое-то время в Гоще жил социнианский историк Андрей Любенецкий. Последние свидетельства о гощанских социнианах относятся к 1644 году.

В 40-х гг. XVII в. немало приверженцев социнианства проживало в Киевском воеводстве. Среди местной шляхты было так много последователей этого вероучения, что они часто доминировали на местных провинциальных сеймиках.

Некоторые социнианские общины на украинских землях были относительно известны, и о них сохранилась информация. Так, на Волыни они действовали в Бабине (30-е гг. XVII в.), Берестечке (приблизительно
40-е — начало 50-х гг. XVII в.), Дожве (1646—1653 гг.), Галичанах (40—50-е гг. XVII в.), Дорогостаях (конец XVI в. — 40-е гг. XVII в.), Запорове (упоминается в 1618 г.), Иваничах (40—50-е гг. XVII в.), Камень-Каширском (упоминается в 1641 г.), Ляховцах (первая половина XVII в.), Милоставе (близ Клеваня), Остроге (упоминается в 1617—1618 гг.), Острополе (община основана при жизни князя В.-К.Острожского), Рафаловке (упоминается в 1646 и 1649 гг.), Собищине, или Собищицах (основана в 1646 г.), Сокуле, Староконстантинове (упоминается в 1617 г.), Тихомле (упоминается в 1641—1643 гг.), Шпанове (упоминается в 1626—1629 гг.)... Меньше социнианских общин было в других регионах Украины. На Киевщине известны их общины в Ушомире (40-е гг. XVII в.), Шершнях (первая половина XVII в.), на Побужье — в Белой Подляске, Венгрове, Гоздове (с 1617 г.), Крупье (первая четверть XVII в.), Мордах, Сураже (начало XVII в.). Были они также на Галичине, в частности в Заршине, вероятно, также на Подолье, но, к сожалению, сведения о них до нас не дошли.

Социальный состав общин унитариев (антитринитариев) на украинских землях не был однородным. Ведущая роль в них принадлежала шляхтичам, но членами были и мещане. Среди последних социниане вели активную пропаганду. В пользу этого, в частности, свидетельствует первое напечатанное украиноязычное драматическое произведение «Трагедія руська» (опубликованное около 1609—1618 гг.). По своему содержанию оно было рассчитано на украинских мещан.

Одного из покровителей социнианства на Волыни, Ю.Чаплича, обвинили в том, что он «деяких попів грецької релігії та підданих, дозволяючи їм вільність від всіляких робіт, на ту блюзнірську секту... приводив та привів». Реестр киселинско-берестской социнианской общины свидетельствовал, что в ее состав входили также мещане украинского происхождения и даже некоторые крестьяне.

Война под предводительством Богдана Хмельницкого заставила социниан свернуть свою деятельность на украинских землях. Повстанцы враждебно относились к неправославным, тем более шляхтичам. Некоторые социнианские общины продолжали действовать и после 1648 года. Так, длительное время считалось, что киселинско-берестский центр социниан был ликвидирован в 1644 г. На самом деле он, как установил Я.Тазбир, просуществовал до конца 50-х гг. XVII века.

Смертельный удар этому движению на украинских землях нанесла не Хмельнитчина, а католическая контрреформация. Уже в начале XVII в. в Речи Посполитой наблюдались настойчивые попытки задушить социнианское движение. Так, в 1611 г. был сожжен на костре украинец-мещанин из Бельска Иван Тишкович за то, что придерживался социнианского учения и отказался присягать именем троицы. Дело Ивана Тишковича вызвало большой резонанс, поскольку в Речи Посполитой смертная казнь за религиозные взгляды практиковалась очень редко.

После того как социниане перенесли свой центр из Ракова в Киселин, католическое духовенство Волыни начало весьма активную борьбу с ними. В 1640 г. луцкий католический епископ и владимирский плебан подали жалобу на Чапличей, обвиняя их в организации социнианских школ и свободной проповеди своего учения. В 1644 г. Люблинский трибунал приказал Чапличам закрыть основанные ими школы и общины на Волыни.

В 1647 г. вышло постановление сейма по поводу издания Йонашом Шлихтингом книги «Сповідування віри». Автор за публикацию этого произведения был осужден к смертной казни. Социниан обязали закрыть все типографии и школы. В соответствии с постановлением, печатание, распространение и даже хранение у себя крамольной литературы наказывалось изгнанием из страны и конфискацией имущества.

В следующем 1648 году сейм объявил, что опека Варшавской конфедерации 1573 г., гарантировавшая диссидентам определенную свободу вероисповедания, не распространяется на социниан. Таким образом они лишились какой бы то ни было правовой защиты на всей территории Короны Польской и Великого княжества Литовского.

В 1657 г. король Ян Казимир издал универсал, запрещавший социнианские съезды. А уже 10 июня 1658 г. сейм одобрил постановление об изгнании всех социниан с территории Речи Посполитой. Они, если хотели оставаться на родине, должны были отречься от своего веропризнания, в ином случае — оставить государство в течение трех лет. Потом этот срок сократили до двух лет. 10 июля 1660 г. было объявлено последним днем пребывания социниан в Речи Посполитой. Правда, и после этого некоторые женщины продолжали открыто проповедовать свое вероучение, поскольку постановление об изгнании распространялось только на мужчин. Поэтому в 1662 г. сейм вынужден был запретить и женщинам исповедовать эту «ересь». Но даже такие драконовские законы не могли сразу полностью искоренить социнианство. Судебные процессы, направленные против представителей этого вероучения, продолжались в Речи Посполитой до начала XVIII века.

Оценивая деятельность социниан на украинских землях, мы можем констатировать, что она была рассчитана преимущественно на образованных шляхтичей и мещан. Уже это не давало ей возможности стать массовой. Если же прибавить к этому преследования со стороны властей, определенный негативизм со стороны православного и особенно униатского духовенства, то становится понятной маргинальность течения в общественно-религиозном движении Украины конца XVI — первой половины XVII века.

Но все же не стоит преуменьшать значение социнианства для Украины. Именно в деятельности симпатиков этого движения мы видим попытку синтезировать духовные традиции христианского Запада и Востока. Иное дело — насколько этот синтез оказался удачным.

Мы отнюдь не считаем случайным и тот факт, что наибольшее распространение в Речи Посполитой социнианство получило на украинских землях, и именно в тех регионах, где сильными остаются православные традиции (Волынь, западная Киевщина). Социнианство оказалось приемлемым для украинской православной шляхты. Неслучайными были и попытки «еретиков» повлиять на украинскую общественно-религиозную мысль. Об этом свидетельствуют драматическое произведение «Трагедія руська», ряд полемических произведений, написанных якобы от лица православных («Апокрисис...» Христофора Филалета, «Антапологія...»). А тот факт, что эти произведения, высказанные в них идеи вызывали резонанс в среде украинских интеллектуалов, свидетельствует в пользу того, что социнианство не было чужим явлением в Украине.