UA / RU
Поддержать ZN.ua

На елку к Мельпомене

Новогодние праздники «рифмуются» с продолжительностью школьных зимних каникул. И не секрет, что м...

Автор: Екатерина Константинова

Новогодние праздники «рифмуются» с продолжительностью школьных зимних каникул. И не секрет, что многие родители сталкиваются с настоящей проблемой: чем занять ребенка в свободное от школы и бесконечного просмотра телевизора (или компьютера) время. Для театров-производителей это время — настоящий «золотой дождь»: сценическая продукция «до 16 и младше» нарасхват, некоторые коллективы попросту латают свои бюджетные дыры благодаря сезонной работе. Чем же порадует в праздники сводная столичная афиша мальчишек и девчонок, а также их родителей? Прежде всего открытием первого в Киеве Кукольного академического театра. На этой неделе двери в этот театр распахнул сам президент Украины Виктор Ющенко.

Когда малыш трех лет от роду попадает в театр, то, как правило, сидит не шелохнувшись, впитывая действо, и впоследствии долго вспоминает даже детали в костюмах героев (например, хвост Русалки или зубы Волка). Часто маленькие зрители, прижавшись к мамам, закрывают ладошками глаза от страха, но не в силах перебороть любопытство, подглядывают сквозь пальцы, по-настоящему воспринимая то разбойников, то грабителей, то бабок-ежек и прочих нелицеприятных личностей в мрачных костюмах. Лет в пять к юным театралам приходит осознание, что это переодетые дяди и тети, но завороженность не исчезает. Представители страны детства постарше уже более реально понимают некоторые задумки режиссера. Например, когда влюбленный смотрит в потолок, а рядом проходит милая, то ребенок умно изрекает: «А, это он ее вспоминает!» Преддверие Нового года всегда сопровождается коллективным школьным бумом на посещения различных елок, феерий, балов, и где, как мне кажется, срабатывает немного разрушительная психология толпы. Зато от спектаклей, просмотренных с родителями, впечатлений у детей остается гораздо больше.

Специализированных детских новогодних мероприятий будет очень много — «елок», премьерных постановок и в формате разовых акций, и в виде «долгоиграющих» представлений, которые растянутся на недели — почти до конца января. Все киевские театры, а также дворец «Украина», Международный центр культуры и искусств Украины (бывший Октябрьский дворец), ДК Королева и многие другие площадки, отданные на откуп детской Мельпомене. О некоторых самых заметных представлениях — несколько подробнее…

Академический театр кукол, строительство которого не один год продолжалось в центре столицы, наконец, может порадовать своих первых зрителей и сказочной архитектурой, и первой премьерой «Лис Микита» по Ивану Франко. На церемонии открытия присутствовал президент. В театре два зала, один из которых рассчитан на 300 мест (первый этаж), а второй — на 100 мест (на втором этаже).

Киевский городской театр кукол, базирующийся на Левом берегу, в районе метро «Черниговская», готовит традиционные новогодние представления с участием «штатных персонажей» — Деда Мороза, Снегурочки, а также героев полюбившихся сказок. Родители не ошибутся, если попадут на «Новогодние приключения», «Волшебную хлопушку», «Морозко», «Снежную королеву», «Рождественскую колыбельную» — «фирменный товар» кукольников, сделанный ими с чувством, толком и искренностью — залогом успеха как у детей, так и у взрослых. В эти же дни кукольников ожидают самые разные выездные площадки столицы и ее окрестностей, где они покажут спектакль «Дед Мороз и Лихо одноглазое». Зритель у Театра кукол, как правило, самый благодарный. Для детей дошкольного возраста эти спектакли — настоящий праздник.

Киевский Молодой театр, обновив внутренний интерьер зрительного зала (ремонт стоил немалых денег, но строители постарались), решил обновить и детский спектакль — «Золотой цыпленок». Эта работа режиссера Виктора Шулакова всегда пользовалась оглушительным успехом — и что ж добру пропадать, если «Цыпленок» несет золотые яички, собирая переполненные залы? Для осуществления римейка пригласили и самого Шулакова, и его ученика, студента Илью Рыбалко. Сюжет всем возрастам понятен: добрый Волк и хитрая Лиса на досуге вспоминают, что когда-то у Бабушки была курочка Ряба, которая снесла золотое яичко, а из него в итоге и вылупился золотой Цыпленок… Интриги неизбежны. Создатели делают жанровый акцент на мюзикле. Постановка явно не сезонная, а «демисезонная», то есть театр будет ее прокатывать и после этого Нового года, и весной, и осенью, и в виде плановых школьных мероприятий… Жаль лишь, что в афише забыли указать фамилию режиссера.

Национальный дворец «Украина» представит свое традиционное театрально-песенное действо со сказочными героями, играми и хороводами вокруг елки — для младших зрителей. Раньше, как известно, «елками» в «Украине» занимался легендарный Борис Шарварко. После ухода мастера этот выгодный участок для творческой (и финансовой) самореализации эстрадных режиссеров оказался лакомым куском. Кто только не пытается испытать себя в формате «Шарварко номер два»… Больших достижений, впрочем, пока незаметно, а новых представлений ждать осталось недолго. Для старших школьников и для молодежи вообще главная концертная площадка страны во главе с ее рулевым Николаем Мозговым предлагает после наступления 2006-го «Новогодние молодежные балы». И «балл» здесь не просто слово, так как за час до концерта в фойе пройдет развлекательная программа с танцами и розыгрышами призов. А в концертной программе «Икарийские игры на мотоциклах», иллюзия «Ящик Гудини», дуэт «Формула любви».

Киевский Дворец спорта вновь устраивает феерию на льду «Театра ледовых миниатюр под руководством Игоря Бобрина». Этот коллектив уже неоднократно гостил в Киеве, их визиты стали почти новогодней традицией. На сей раз гости покажут две нетленные сказки — «Золушку » и «Щелкунчик».

Свой «Щелкунчик» есть и в Национальной опере Украины, и в Детском музыкальном театре, и в Театре юного зрителя на Липках. Сравнивать балеты и драму некорректно, но просмотр нескольких «Щелкунчиков» может стать для юного зрителя предлогом для субъективной «театральной аналитики».

Театр юного зрителя помимо «Щелкунчика» покажет в новогодние праздники и несколько своих прежних шлягеров — «Бал сказок», «Рождественская ночь», «Снежная королева» (все эти постановки осуществил худрук театра Виктор Гирич). Например, на «Балу сказок», как несложно догадаться, целый калейдоскоп волшебных сюжетов и популярнейших персонажей, встретившихся в одночасье…

Национальный театр русской драмы имени Леси Украинки подарит «Новогодние сюрпризы» от… самого Овода, героя одноименного романа Этель Лилиан Войнич… К хрестоматийному герою, впрочем, имеет отношение только один персонаж — режиссер спектакля Олег Никитин. Овода он сыграл в китайском сериале, а в своем спектакле приглашает зрителей не в Пекин, а в Сказочное Королевство, где должен состояться бал с участием героев всех сказок, но из-за проделок Снежной Королевы добрых друзей ожидают невероятные приключения.

Мастерская театрального искусства «Сузір’я» — тоже увлеклась вечным сюжетом. Режиссер Елена Негреску порадует «Моей прекрасной Золушкой» (явные ассоциации с «Моей прекрасной няней», тем не менее эта история от Шарля Перро).

Театр «Колесо» на нынешней неделе выпустил детскую новогоднюю премьеру с очень длинным названием «Новогодние приключения мышей, пса Филимона и кота Мурчика». Режиссер спектакля Анатолий Суханов сообщил «ЗН», что его спектакль о… счастье, которое ищут как сказочные герои, так и зрители в зале.

Национальный театр имени Ивана Франко тоже на днях выпускает премьерную сказку — «Новогодняя Одиссея». Режиссер-постановщик Оксана Ромашенко, а руководитель проекта Дмитрий Черепюк, заслуженный деятель искусств Украины и серьезный специалист, дарящий детям радость, так как за его плечами для них немало постановок в Театре им.И.Франко («Остров сокровищ», «Берегись Льва», «Бременские музыканты»), а также восемь лет работы над новогодними феериями во дворце «Украина». Специально для «ЗН» г-н Черепюк решил раскрыть некоторые секреты детской новогодней театральной кухни.

— Тематика нашей «Одиссеи» сугубо новогодняя, — рассказывает режиссер. — Дед Мороз путешествует, посещая разные планеты и с ним происходят удивительные истории. Я хочу максимально задействовать активность детей в зале, чтобы они сами «решали»: кого освобождать, а кого изолировать по ходу сюжета. То есть, чтобы происходило некое оn-line общение… Например, чтобы обезвредить негативного персонажа, нужно будет прямо в зале выучить песню или показать некоторые приемы единоборств. Да и родители не уснут на спектакле. Для того чтобы зал изгнал «врага», пригодится умение взрослых говорить скороговорками. И здесь уже мамы и папы смогут «помочь» своим детям. Ребенку ведь всегда приятно, когда близкие проявляют активность. На сцену, конечно, приглашать никого не будем, потому как тут же начнется хаос… Но маленькие зрители всегда хотят быть участниками действа, поэтому артисту непозволительно работать только для себя — тогда не получится детского живого спектакля… У нас в работе над «Одиссеей» задействованы два профессиональных каскадера, которые и летают, и бегают — это братья Жеруны — Петр и Иван. Ради нашей премьеры они даже отказались от престижных заграничных гастролей. Спектакль держится на молодежи и среднем поколении актеров — Зозуля, Чумаченко, Дворянин, Батько, Николаенко, Поликарпов. Будет на сцене балет. Не втроем же играть сказку? В моих начинаниях меня очень поддерживает родной театр.

Я проработал восемь лет во дворце «Украина». Там раньше в новогодних представлениях участвовали такие звезды, как Хостикоев, Бенюк, Богданович… Это была действительно феерия, захватывающий сюжет. А сейчас, к сожалению, зачастую набирают людей, платят им по 30 гривен и получается аматорство… Грустно… Ведь через главную площадку в новогодние праздники проходит около 100 тыс. детворы. А многое, увы, превращается в банальное зарабатывание денег — в бизнес, который не идет детям на пользу, так как сюжета с гулькин нос, а сценической интриги нет и подавно. Мне вообще в последнее время стало стыдно смотреть некоторые сказки... Для детей ведь надо работать гораздо лучше, чем для взрослых, всю душу вкладывать!