UA / RU
Поддержать ZN.ua

«На білих островах», или Сто лет назад

В нынешнем году у Максима Тадеевича Рыльского два юбилея: 115 лет со дня рождения и 100 лет с начала литературной деятельности...

В нынешнем году у Максима Тадеевича Рыльского два юбилея: 115 лет со дня рождения и 100 лет с начала литературной деятельности.

Еще 15-летним юношей он издал свой первый поэтический сборник «На білих островах», репринтное издание которого осуществлено в юбилейный год при поддержке редакции газеты «Голос Украины».

О своих первых поэтических шагах Максим Рыльский вспоминал: «Я, семилетний мальчик, впервые написал стихотворение, которое начинается словами «Іванушка-дурачок скочив коню на бочок...» Кстати, писать и читать первым учил меня отец, и — редкость у нас в те времена... на украинском языке...

...А там уже пошло и пошло — и «поэмы», и «драмы», и «трактаты»... Так и остался я человеком, который не может равнодушно смотреть на белую, неисписанную бумагу...

...где-то в классе четвертом начал я печатать свои стихи, а в 1910 году вышла в свет первая книжечка «На білих островах». С того времени я начал считать себя настоящим литератором».

Первый сборник еще успела поприветствовать Леся Украинка. Потом Иван Франко назовет Рыльского «абсолютним паном форми». В целом подавляющее большинство тогдашних откликов — похвально-доброжелательные. Неоклассик Николай Зеров напишет: «Появилась небольшая, свежая, почти детская книжечка его первых стихотворений, которую одинаково благосклонно встретили во всех тогдашних лагерях литературных».

64 пожелтевшие от времени страницы... Неприметная обложка, выцветшая на свету...

«Это была заявка неординарной творческой личности, выросшей в истинно классика литературы...», — пишет в предисловии к репринтному изданию Борис Олийнык, который одновременно подчеркивает языковой выбор подростка, который «можно считать выбором судьбы».

На расстоянии от первой книги Рыльского до последней вместилось свыше трех десятков поэтических сборников, несколько книг статей и публицистики, более четверти миллиона строк поэтических переводов с 13 языков мира.

Но первые творческие шаги особенно памятны и дороги. «Никогда не поздно возвращаться к первоисточникам, чтобы понять и почувствовать эти животворные источники, которые вдохновляли этого волшебника слова», — подчеркивает редактор «Голоса Украины» Анатолий Горлов.

Первоисточники своего творческого вдохновения Рыльский изображает так: «...тогда настоящее мое было — весенние фиалки... таинственное погружение в воду рыболовецкого белого поплавка, свист утиных крыльев... песни над вечерней рекой, рассказы стариков о химерической давности, роскошных муках детской любви, дружба и ее ревности, книги, которых читал я много и без какой-либо системы, и собственно стихи, которых писал тоже много...»

А чуть позже, уже учась в гимназии, снова вспоминает об истоках: «...но уже тогда я глубоко полюбил на всю жизнь Шевченко, Пушкина, Мицкевича, трех самых дорогих моих учителей, а с любовью к народному творчеству я, кажется, и родился...»

Как считает профессор Киево-Могилянской академии Владимир Панченко, стать поэтом Максиму поистине было написано на роду. «С малых лет его окружали люди культуры — отец Тадей Розеславович был киевским шестидесятником XIX века. Как и языковеды Павел Житецкий и Кость Михальчук, историк Владимир Антонович, композитор Мыкола Лысенко, драматург и театральный деятель Мыхайло Старицкий».

Сборник «На білих островах» вместил более полусотни стихов в нескольких циклах.
Они — довольно разные по смыслу, но доминирует, по мнению
В.Панченко, минорная лирика, добытая поэтом из «сердечних глибин».

«Неразделенная любовь в пятнадцать лет может показаться концом света. Так и в сборнике — страдания сопровождаются милыми и наивными юношескими самоистязаниями, — признает литературовед. — В стихах поэт ищет ответы на вопрос о феномене жизни и смерти, старается заглянуть сквозь мглу будущего, чтобы угадать свою судьбу, задумывается над смыслом самопожертвования за свой народ. Вопросов себе самому поставлено немало».

Вместе с тем сборник содержит стихи, в которых угадывается будущий Рыльский, непревзойденный художник пейзажной лирики, человек, бесконечно влюбленный в родную природу.

Академик Александр Билецкий считал, что ранние стихи Рыльского «чаще похожи на незавершенную импровизацию. Это лирика настроений». «Лирический герой книги, — писал он, — мечтатель, все время печальный, измученный прежде всего любовью (конечно, неразделенной). «На білих островах» поэт находит то успокоение, которое не чувствует на земле».

А между тем современники, одобрительно встретив первый сборник Максима Рыльского, искренне советовали молодому поэту не почивать долго на тучах — «на білих островах».