UA / RU
Поддержать ZN.ua

НА АУДИТОРИЮ НАДЕЙСЯ, НО САМ НЕ ПЛОШАЙ

Многочисленные группы поддержки, которые создаются как в период проведения избирательной кампании, так и на любых ответственных выступлениях, как оказалось, не только не приносят никакой пользы, но даже и наоборот...

Автор: Оксана Приходько

Многочисленные группы поддержки, которые создаются как в период проведения избирательной кампании, так и на любых ответственных выступлениях, как оказалось, не только не приносят никакой пользы, но даже и наоборот. Этот факт был установлен американскими психофизиологами Дженнифер Битлер и Роем Баумейстером, которые исследовали влияние предрасположенности аудитории на ораторские способности выступающих. Результаты исследования оказались совершенно неожиданными и вызвали бурную дискуссию не только в научных кругах, но и среди непосвященного в научные премудрости населения.

Для того чтобы исследовать влияние реакции аудитории, было проведено сразу три эксперимента. В первом 40 участников усаживали перед полупрозрачным зеркалом и предлагали сосчитать в обратном порядке от 1470 до 13 так быстро, как только они смогут. Половине испытуемых сказали, что за зеркалом сидят их друзья. Вторую половину убедили в том, что за их усилиями будут наблюдать совершенно посторонние люди. При этом в первой группе в среднем на 18,9 названных чисел приходилось 17,2 правильных ответа и 1,7 ошибки. Представители второй группы за тот же отрезок времени «выдавали» по 25,8 числа при 23 правильных ответах и 2,8 ошибки.

Во втором эксперименте 23 испытуемым предлагали поиграть в сложную компьютерную «стрелялку-догонялку» на глазах у многочисленных наблюдателей. При этом одной части испытуемых сообщали, что часть наблюдателей получит в случае их выигрыша денежный приз. А во втором случае денежное вознаграждение должны были получить только сами играющие. В результате испытуемые первой группы тратили на прохождение уровня на 10 секунд больше, а крушений допускали в 4 раза больше.

Наконец, в третьем эксперименте принимали участие 93 человека. Условия этого испытания повторяли предыдущее, за исключением того момента, что участники были разделены на три группы и наблюдающие за третьей группой должны были получить денежное вознаграждение за их проигрыш. Причем в данном случае было проведено предварительное тестирование испытуемых для отбора наиболее однородного по своим эмоциональным и профессиональным особенностям контингента. В результате различия получились не столь резкими, как в предыдущем эксперименте, но тоже достаточно впечатляющими.

Ключом к успешному выполнению любой из вышеперечисленных задач являлась концентрация. А ее легче всего достичь в присутствии аудитории, реакция которой меньше всего волнует выступающего. Тяжелее всего сконцентрироваться в присутствии тех людей, которых нам не хотелось бы разочаровывать и огорчать. В связи с этим американские ученые даже посоветовали родителям стараться не присутствовать на академконцертах в музыкальных школах, где выступают их дети, и, тем более, на всех их публичных выступлениях.

Правда, вряд ли кто-то действительно прислушается к этим рекомендациям. Да и самим выступающим в безразличной аудитории, может, и будет легче, но уж точно не приятнее. Поэтому результаты другого эксперимента заинтересовали широкую публику гораздо сильнее.

Началось все с рассказа о двух пожилых людях, прогуливающихся в морозный день по живописному парку. Один из них непрерывно болтал, а другой упорно отмалчивался. Наконец первый не выдержал и спросил: «Том, почему ты все время молчишь?» Ответ был достаточно неожиданным: «Я забыл дома перчатки».

Роль жестов в реализации ораторских навыков, как оказалось, исключительно велика. При этом жестикуляция нужна не для того, чтобы наилучшим образом объяснить свою мысль аудитории, а для того, чтобы помочь самому себе выкопать из глубин своей памяти нужное слово или даже выражение. Естественно, некоторые из нас, в первую очередь наиболее воспитанные, способны объяснить дорогу, даже держа в руках огромный арбуз. Но коварные психофизиологи, которые не довольствуются лишь тем, что и так всем очевидно, прикрепили к рукам наименее жестикулирующих электроды, которые регистрировали самые слабые импульсы. Как оказалось, побуждение размахивать руками возникает практически у всех людей, особенно во время попыток объяснить значение какого-либо сложного понятия. Просто некоторым удается эти побуждения сдерживать.

Естественно, дипломату, видному политику или артисту так и пристало себя вести. А вот ребенку, на выступление которого все же пришла полюбоваться его многочисленная родня, лучше не внушать, чтобы он стоял по струночке, и не ограничивать свободу его жестикуляции.