Сеанс психодиагностики перед мойкой, забитой грязной посудой
Только вымоешь посуду,
Глядь - уж новая лежит.
Уж какая тут свобода -
Тут до старости б дожить.
Дмитрий Пригов.
«Банальное рассуждение
на тему свободы»
Итак, прямолинейная мужская логика убеждает нас в том, что перед женщиной, уныло созерцающей горы грязной посуды, свободы выбора нет. А как оценивается эта ситуация с точки зрения изворотливой женской логики?
По-разному. Конечно, более неблагодарными, безрадостными и утомительными могут быть разве что Сизифовы физические упражнения. И тем не менее обычно женщины достаточно легко отключаются (или переключаются) на какое-то определенное время так, чтобы годы, вырванные из их жизни мытьем посуды, не наносили особого ущерба их психике. Однако в отдельных случаях вид грязной посуды, с которой женщина остается один на один, вызывает такое яростное негодование, что о мирном решении проблемы говорить не приходится и становится ясно, что без жертв в данном случае не обойтись. Причем чаще всего жертвой окажется тот (или то), кто (или что) в этот момент подвернется под руку. Психологической разрядке это жертвоприношение, скорее всего, послужит, а вот проблему решит вряд ли, хотя и покажет пессимистично настроенному поэту, что свобода выбора «мыть или бить» у женщины все же есть.
Так, может, стоит поискать и другие альтернативные варианты? Правда, для этого нужно постараться уяснить для себя, нет ли каких-либо отягчающих вину грязной посуды обстоятельств. Ну, например, не усиливается ли ваше отвращение к мытью грязной посуды мыслями о том, что у вашей подруги с таковой разделывается домработница или посудомоечная машина? Если да, то возможности свободного выбора существенно возрастают. Во-первых, можно утешить себя глубокомысленным философским суждением «Зато у нее ноги кривые» и с легкой душой взяться за мытье посуды. Во-вторых, можно перестать убеждать себя в том, что отсутствие посторонних посудомоечных приспособлений - диагноз окончательный и обжалованию не подлежит, и добиться того, чтобы и на вашу кухню пришел праздник в их лице. А можно таки дать убедить себя в том, что, раз вы лишены подобных прелестей жизни, то песенка ваша спета, а раз так, то необходимость мытья посуды автоматически отпадает.
Возможна и другая исходная позиция. В семье, наоборот, царит полный материальный достаток, в создании которого, как вам кажется, ваша роль весьма незначительна. Для того, чтобы повысить свою значимость в глазах остальных членов семьи, вы выставляете себя изможденной рабыней, прикованной к мойке или плите, принимая, таким образом, за мерило труда усталость. Выйти из такой ситуации можно по-разному: либо опять же начав зарабатывать, но уже в первую очередь для элементарного самоутверждения, или же наоборот, расслабиться и попробовать осознать, что ваши домашние гораздо больше нуждаются в вашей приветливости и в ласковом слове, чем в демонстративно безукоризненной посуде. Можно попробовать и сохранить за собой право доведения до блеска посуды, правда, при условии, что для самоутверждения вы позволите себе заняться живописью, аэробикой или же разведением коз.
Вариант третий. Ваше недовольство вызвано несправедливым, с вашей точки зрения, распределением обязанностей в семье, и наиболее болезненным для вас является то, что после такого же трудового дня, как и у остальных членов семьи, вы возитесь на кухне, а «они» смотрят телевизор. Здесь важно учесть, что, скорее всего, ни формального, ни фактического распределения обязанностей никогда и не было, и вы взвалили на себя мытье посуды чисто спонтанно. А теперь так же спонтанно пытаетесь его со своих плеч свалить, отказываясь смириться с тем фактом, что никто другой эту сизифову ношу подхватывать не спешит. Причем спешить никто и не будет, так как наличие в доме грязной посуды так и останется, по всей видимости, вашей проблемой, ибо практика показывает, что попытки не мыть посуду до тех пор, пока домашним не придется помыть ее самостоятельно для очередного принятия пищи, не удаются, так как грязные тарелки привлекают внимание разве что тараканов, но никак не домочадцев, и скорей всего, у вас первой сдадут нервы и вы сами опять же все перемоете. Можно, конечно, попробовать добиться мытья посуды остальными членами семьи в ультимативном, или приказном, порядке, а можно «пожалеть» их, объяснив, что мытье посуды - это крайне тяжелый и безрадостный труд, и вы не позволите своим близким заниматься подобными вещами, поэтому кушать вам придется в кафе. Вполне возможно, что тогда наконец найдутся добровольцы, которым легче будет самим помыть посуду после сытной здоровой пищи, чем совершать денежно-концентратный оборот на предприятиях общественного питания.
Итак, вариантов для свободного выбора не так уж мало. И если все же в результате этих тягостных раздумий вы решите не кидаться с головой в омут крутого бизнеса и не рисковать в кафе своим здоровьем и кошельком, а вполне осознанно и добровольно приступите к мытью посуды, то покупка нового средства для мытья посуды или же сотворения для себя сверхсимпатичного фартушка поможет вам получить удовольствие при неизбежности насилия.