UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мы все объединены общим страхом и общим желанием чуда...

Проблема, которую мы обсудим, касается едва ли не всех. Речь идет о массовом увлечении обычных (и не...

Автор: Татьяна Козырева

Проблема, которую мы обсудим, касается едва ли не всех. Речь идет о массовом увлечении обычных (и необычных — в смысле интеллекта, образованности, богатства и т.п.) граждан обращением к личностям, которые якобы могут помочь всегда и во всем.

Почему же так происходит, что мы ищем защиту и прибежище для души где-то, а не в себе, не в семье, не в друзьях, не в мудрых книгах? Почему, в конце концов, вообще возникает потребность защититься, и каково влияние «тусовочных помощников» на психику? Об этом — в разговоре с психотерапевтом Надеждой ДОЛИШНЕЙ. Итак, проблема глазами специалиста.

— Каждый человек в сложные моменты своей жизни ищет точку опоры. И если не находит ее там, где должен найти (у родителей, мужа, жены, в семье, у врача, руководителей государства, наконец, просматривая телевизионные новости или слушая радио), он вынужден на что-то опереться. Вот тогда человек и бросается искать эту опору. А это обычно многочисленные прогнозисты-утешители и целители. Они, кстати, есть во всех странах мира. Но то, что произошло в Украине (нашествие всяческих знахарей, гадалок, экстрасенсов и т.п.), наверное, стечение обстоятельств: время такое тяжелое у нас, и им воспользовались люди, хорошо понимающие, каким образом можно подставить плечо беспомощному человеку.

— Но все ли, кто обращается за помощью, столь уж беспомощны?

— Я этот вопрос задала бы в несколько другой плоскости. Вообще, эта проблема связана с развитием украинского общества: наши люди не очень хорошо знают свои корни, не знают, кто они и на кого могут рассчитывать. Поэтому очень легко срываются со своих мест и что-то ищут на стороне. (Правда, найти там, как правило, ничего не могут.) Но тем не менее, одни идут к знахарю, другие едут в Италию или Испанию... Это звенья одной и той же цепи. Еще раз подчеркиваю: это потребность найти помощь со стороны, а не в самом себе. Вообще это колоссальная проблема нашего общества. Общаясь с такими людьми, я воспринимаю их, как маленьких детей, которые ищут неважно что — лишь бы оно держало их в жизни. Но при этом совершенно не знают, что может их держать. Это поиски на ощупь. Но всегда поиски силы, кого-то, кто сильнее их. Собственно, в этом я и усматриваю проблему знахарства, целительства.

Согласна, что так называемые целители были всегда. Речь идет о людях, которые лечат травами или прибегают к гомеопатии. Вспомните прежде всего земских врачей, которые все обо всех знали. И таких врачей, знахарей, целителей всегда было достаточно.

— Но ведь не столько же!

— Да, не столько, и лечили они не так, как знахари лечат теперь. Я веду к тому, что нельзя к разным людям применять один и тот же метод!

— Это вы говорите о массовых сеансах на стадионах или в кинотеатрах, спортивных залах?

— Вы правы. Я утверждаю, что массовое внушение может затянуть только психологически незрелых людей. То есть тех, чья психология, несмотря на возраст, остается детской. Это психология ребенка, который слушает, глядя в рот, верит каждому слову и не ведает, кто он есть.

— Позвольте с вами не согласиться. Не знаю, как теперь, но несколько лет назад, когда во Львов приезжал Кашпировский, многие из моих знакомых, людей зрелых, кстати, с высшим образованием, ходили на его сеансы и все-таки подпадали под общий гипноз. Так о какой же детской, незрелой психологии идет речь, если я собственными глазами видела их перевоплощение? А как же возраст, жизненный опыт, образование наконец?

— Образованность и эрудиция не имеют ничего общего с образованностью психологической. Большинство людей не чувствуют себя целостными. То есть по специальности можно быть журналистом, врачом, инженером, но специальность и образованность — это лишь часть жизни.

— А встречались ли вам такие целостные натуры?

— К сожалению, нет. Я подчеркиваю, что проблема недостатка целостности присуща людям во всем мире, то есть не зависит от места жительства, а решение ее требует правильно организованной психологической помощи и осведомленности людей о возможности обратиться за помощью. В цивилизованных странах такие проблемы помогает решать психотерапевт. Несамодостаточные люди получают через общение с психотерапевтом то, чего они не получили от своих родителей. При этом у них могут быть замечательные родители, самые лучшие в мире, но даже они, к сожалению, не могут дать ребенку того, чего сами не имеют. Например, ребенок плачет, а маме нужно идти на работу, и она просит кого-то успокоить, убаюкать ребенка. А малышу безразлично, что мама занята. Он чувствует себя никому не нужным. Поэтому и вырастают дети с комплексом неполноценности и ищут того, кто может помочь его преодолеть. Очень часто мы не можем отделить свои чувства от чувств родителей. Мама хочет, чтобы я стала врачом, и я стаю врачом. Но я не знаю, это желание мое или мамино. Так что самая большая забота человека — быть самим собой. А быть собой не означает иметь специальность, хорошую работу или свою половину. Быть собой означает осознавать, кто ты есть, что ты можешь, где твое место, а где окружающий мир. Кстати, нашему народу вообще присуще черпать силу в ком-то — не в себе, а вне себя. И именно массовое обращение к экстрасенсам — это попытка найти силу вне себя.

— Хорошо, предположим, человек пошел на массовый сеанс, нашел необходимые ему на тот момент силу и опору, но прошло время, и нет этой силы, нет этой опоры... Что делать дальше, как это отражается на психике?

— Я видела детей после сеансов Кашпировского, попавших в психоневрологический диспансер, поскольку они не могли отключиться от его «чар». И это очень страшно, поскольку они продолжали находиться под его влиянием. Существуют внушение и гипноз. И есть люди, очень склонные к внушению. Когда же такие люди подпадают под внушение, они продолжительное время держатся за него, оно не отпускает их, им боязно с ним расстаться, поскольку они чувствуют себя слабыми. Я до сих пор помню сеансы Кашпировского и то, как люди, задирая рубашки, утверждали, что послеоперационные швы рассасываются. Разве это не странность, когда люди конца XX века свято верят в то, что гипноз может способствовать рассасыванию рубцов?! К слову, существует масса психосоматических заболеваний, то есть таких, в основе которых лежит не болезнь определенного органа, а телесная реакция на стресс. Я говорю о мигренях, дерматите, язвенной болезни желудка, астме. Влияние через психику на эти болезни колоссальное. Верю в то, что продолжительные сеансы психотерапевта дают эффект, повторяю, продолжительные, а не как после взмаха волшебной палочки. Психотерапевты лечат истерическую слепоту, истерическую глухоту, истерические параличи — болезни, в основе которых лежит психологическая реакция на травмирующую ситуацию. Кстати, очень часто они являются следствием неправильного развития. Такие экстрасенсы, как Кашпировский или Чумак, для многих являются воплощением мечты о сильном, могучем отце, что усиливает сексуальные фантазии. Кстати, было возбуждено множество уголовных дел против Кашпировского в том смысле, что он во время сеансов якобы насиловал, использовал людей и т.п.

Основой того, что делает Кашпировский, является психологическое влияние, то есть он психологически влияет через гипноз. Другой, как Алан Чумак, — через заряженную воду или кремы. Но и в первом, и во втором случае имеет место психологическое влияние. Вот что страшно.

— Можно ли преодолеть это психологическое влияние?

— Хочу подчеркнуть, что человек должен чувствовать себя личностью. И просто чья-то мысль, что ты ничем не отличаешься от другого человека, должна настораживать: а почему, собственно, ко мне должны относиться так, как к массе? Почему ко мне должны применять такой же метод, как к другим людям? И еще раз акцентирую на том, что для получения квалифицированной психологической помощи у нас в Украине в настоящее время уже есть образованные и опытные психотерапевты, к которым можно обратиться с любой психологической проблемой. И которые, это главное, могут предоставить адекватную психологическую помощь. Кстати, мы создаем центр психосоматической помощи, куда могут обращаться люди с разнообразными продолжительными болевыми расстройствами. То есть в тех случаях, когда не могут помочь профильные врачи, зачастую считают больных чуть ли не симулянтами, поскольку обследования не показывают у пациента каких-то расстройств в том или другом органе, а он, этот орган, болеет, донимает, — помогут психотерапевты. В то же время профильные врачи, не находя отклонений от нормы, все равно назначают медикаментозное лечение. А это, как вы понимаете, и деньги, и вред для здоровья, поскольку от этого медикаментозного лечения легче не становится. И таким людям, я еще раз подчеркиваю, нужен не Кашпировский, не Чумак, не Мария-Стефания, а квалифицированный психотерапевт.

— Кстати, подобных больных врачи называют ипохондриками (ипохондрия — это болезненное состояние, характеризуемое чрезмерным беспокойством по поводу состояния своего здоровья), не так ли?

— В том-то и дело! Но профильные врачи лечат их и дальше — а от чего? От ипохондрии таблеткой не вылечишь, поскольку именно акцентирование внимания на состоянии своего здоровья — колоссальная проблема, когда здоровье выходит на первый план и становится содержанием всей жизни. А профильный врач свое бессилие перед ипохондрией заменяет таблеткой. Кстати, ипохондрики делают свое окружение (семью, друзей) бессильным, поскольку сила ипохондриков в их болезни, а это, согласитесь, еще одна проблема. И помочь ипохондрику, вытянуть из сетей психологической зависимости может только психотерапевт, который сделает его по-настоящему сильным. Приведу конкретный пример. Когда ребенок не хочет идти в школу, он жалуется, что у него болит горло, или, чтобы сымитировать температуру, прикладывает градусник к грелке. Так же и у ипохондриков их болезненное состояние является подсознательной защитой от непонятых проблем.

— Не секрет, что всегда (а сейчас — тем более) модно узнавать о будущем — с помощью, скажем, разнообразных гороскопов. А еще проще — пойти к гадалке или к астрологу, где за умеренную цену тебе разложат все, как говорится, по полочкам или расскажут о будущем по картам или по звездам. Кстати, индивидуально (без так называемых тусовок и массовок, о которых уже шла речь выше). Как вы к этому относитесь?

— Я лично никогда не ходила ни к гадалкам, ни к астрологам. Но если в газете мне попадается гороскоп, все-таки его просматриваю. И как психолог вынуждена вам сказать, что гороскопы составляют с помощью анализа психологического состояния из расчета на большую когорту людей, родившихся в определенное время. На почве такого многофакторного мультиобследования и формируют обобщенный образ человека. Опять-таки, несмотря на то, что все мы разные. Например, меня зовут Надежда. Мои родители вложили в мое имя свои вкусы и желания. А я должна была своим именем оправдывать их желания. Предположим, таких родителей, которым хотелось бы назвать дочь Надеждой, было 100. Так вот, 60 Надежд из 100 имеют что-то общее, из-за чего родители и назвали их Надеждами. С учетом этого и составляется гороскоп. Я так себе это представляю. А я — человек, занимающийся наукой. Вот так и строятся прогнозы. Я знаю, что существуют институты спиритологии. Я намекаю на то, что многих вещей мы не знаем или не осознаем, так что можем их принимать на веру или нет. Это примерно так же, как верить в Бога или не верить. Большинство людей веруют в Бога, ищут силу у Бога, и, наверное, Бог есть, но никто не знает, какой он, этот Бог.

Что касается астрологов, то лично я никогда к ним не обращалась. Но знаю таких людей, которые, прочитав составленный по звездам прогноз, как будто защищаются им: в прогнозе сказано то-то и то-то, значит, так оно и будет — они в этом убеждены. Почему? Это их защищает от проблем. Именно потому эти прогнозы и являются вспомогательными, поскольку человеку указали на хорошее и он свято верит в то, что будет хорошо.

— Но ведь не всегда прогнозы благоприятны? А если прогноз предсказывает что-то плохое? Так что, терять сознание, из дому не выходить или лечь и ждать плохого?..

— Есть одно предостережение: люди идут за прогнозом, который кто-то для них составил. Это и есть та же зависимость, о которой мы уже говорили выше, — речь, опять же, об абсолютной зависимости определенной личности от чужого мнения, от чужого прогноза.

— Я понимаю, что давать рекомендации всем одновременно — очень проблематично, но все же, как нужно действовать, чтобы чувствовать себя комфортно? Может, подойти к зеркалу и ласково себе улыбнуться или пообщаться с любимым человеком, с которым тебе комфортно?

— Главное — правильно тестировать реальность. Не приходилось ли вам брать на себя чужую вину, предположим, когда ваш руководитель делает вам замечание, и не потому, что вы не правы, а потому, что у него плохое настроение и он срывает его на вас? Поэтому вы чувствуете себя дискомфортно. Так вот, самый лучший способ защитить себя — правильно тестировать реальность, отделять настоящие, свои чувства от чужих. Это непросто, совершенно непросто. Здесь нужно уметь ставить определенные фильтры. Научить понимать себя может только длительная хорошая психотерапия. Поэтому теперь создаются группы самопомощи, группы встреч, где человек может, увидев кого-то и, главное, научившись от кого-то, найти для себя иной способ реагирования, а не тот, которым он привык пользоваться и который на самом деле ему вредит.

— Не кажется ли вам, что упомянутые группы — это опять же заимствование иностранного опыта? Не является ли это злом для нашего украинского менталитета?

— Зигмунд Фрейд, придумавший это, кстати, родился на Львовщине. А что касается заимствования опыта, то это всегда хорошо, поскольку плохого опыта не бывает. Вы лично сами учитесь? Учитесь! Фрейд приобрел опыт, будучи врачом и осознав определенные трудности лечения многих больных. И эти трудности привели его к мысли, что есть, вероятно, что-то другое в основе болезней, не поддающихся традиционному лечению. И тогда начало развиваться учение о том, что болезни являются только одним из признаков, отличающих каждого человека. Врач, как правило, обращает внимание лишь на симптомы недуга. А то, что у человека есть отношения с семьей, друзьями, коллегами, что у него случаются переезды в другие города... А там — все иначе, от климата до новых коллег, не говоря уже о соседях. Вот и условия для стресса. А кто из врачей вас когда-нибудь спрашивал, как вы себя чувствовали, когда узнали, что вам придется сорваться с «насиженного» места? Что, скажем, ощущает дерево, которое несвоевременно пересаживают на другое место? Его нужно хотя бы в определенный сезон пересадить, иначе погибнет. Вот так и получается, что даже с деревом считаются, а у нас с человеком когда-то считались?

— Возвращаясь к началу нашего разговора, отмечу, что лично я никогда не ходила на различные «тусовки» с экстрасенсами и целителями, однако могу понять людей, которые, находясь, например, даже на стадионе, все же чувствуют так называемый локоть, поскольку здесь собрались такие же или обездоленные, или несчастливые в личной жизни, словом, нуждающиеся в психологической помощи. То есть это группа людей, объединенных общей если не бедой, то по крайней мере проблемой. И это хуже всего.

— А это как раз и связано с реальностью нашей жизни. Когда страшно — все надеются на чудо. Полагаю, поиски чуда — это бегство от страха. А страхов у нас, что греха таить, очень много: страх не выжить, страх не воспитать детей, страх остаться без работы... Все, кто обращается за помощью к экстрасенсам, целителям и тому подобным, объединены общим страхом и общим желанием чуда...