UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мы собрались возле детской колыбели…

С недавнего времени социологи, психологи и педагоги с тревогой отмечают, что человечество вступило вХХI век, растеряв на пути развития важнейшие семейные традиции...

Автор: Наталья Вареник

С недавнего времени социологи, психологи и педагоги с тревогой отмечают, что человечество вступило в ХХI век, растеряв на пути развития важнейшие семейные традиции. Увы, современная семья с каждым днем становится все более «универсальной» и, стало быть, лишенной неповторимых, присущих той или иной народности отличий. Встречаясь за общим столом только по праздникам и выходным, многие родители попросту не имеют возможности реализовать исторические традиции воспитания детей.

Между тем сегодня в Украине проживают представители множества наций и вероисповеданий. Например, в одной только Одессе соседствуют более 130 наций и народностей, за что Одессу называют новым Вавилоном. Украинцы, албанцы, болгары, турки, русские, евреи, молдаване и многие другие народы образовали совершенно необычный и неповторимый социум.

К сожалению, мы мало знаем о том, что нас объединяет и что является уникальным. На протяжении веков семья начиналась с одного и того же: вступления молодых людей в брак и рождения ребенка. В современном обществе зачастую все происходит в прямо противоположной последовательности.

И хотя таинство свадебного обряда у каждого народа происходит поразному, существует нечто общее, что объединяет самых разных женихов и невест.

Например, у православных без благословения (то есть венчания, церковного брака) у будущего ребенка могут возникнуть проблемы в развитии или он будет расти непослушным.

Во время венчания в православной церкви читается специальная молитва на благословение брака и потомства.

В иудейской семье считается, что рождение ребенка наступает в момент зачатия. Поэтому его воспитание начинается еще в утробе матери: все, что происходит с ней (общение, получаемая информация, светский или религиозный образ жизни), отражается на характере будущего ребенка. Отсутствие семьи и тем более развод для иудеев тяжкий грех: жениться или выйти замуж в следующий раз этой паре будет нелегко.

У мусульман создание семьи перед Всевышним должно быть дозволено с точки зрения шариата — законов исламской религии. Только после создания такой семьи дети в ней считаются законнорожденными.

Католики утверждают, что воспитывать ребенка нужно задолго до его рождения. Появление малыша должно быть подготовлено, чтобы он появился на свет не спонтанно, а как долгожданный плод любви…

Понятие «гражданский брак», привычное явление наших дней, категорически отвергают все народности и религии.

Кто в семье главный?

Этот вечный вопрос обязательно возникает в каждой семье едва ли не с момента ее создания.

Современные молодожены часто не склонны исполнять те роли, которые им отведены устоявшимися законами предков. За пальму первенства идет ожесточенная борьба с использованием дозволенных и недозволенных приемов…

Но в некоторых семьях историческое распределение прав и обязанностей все-таки неукоснительно соблюдается.

— В православном обществе главой семьи считается мужчина, — рассказывает преподаватель христианской этики и библейской истории Галина Бойко, — поскольку главою Церкви является Иисус Христос. А верующая семья — это малая церковь, значит, и глава ее — мужчина. Если же главенствующее положение пытается занять женщина, то это противоречит Евангелию.

Вместе с тем роль женщины тоже является важной: на ней держится семейный очаг и в значительной мере — воспитание детей. Материальное обеспечение семьи ложится на мужа, он же вырабатывает «линию стратегии» семьи…

Интересно, что главенствующая роль в семье достается мужчинам не всегда.

Например, в современной еврейской семье все имеют равные права, но зачастую глава семьи — это женщина. Именно в ее руках часто сосредоточены деньги и рычаги управления семьей, члены которой прислушиваются к хранительнице домашнего очага.

Уважительно относятся к женщинам и в мусульманской семье.

— Воспитанием детей в наших семьях традиционно занимаются матери, — комментирует отец многодетной семьи Валех Рзаев, — это большая ответственность перед Всевышним и большое доверие для женщины. Говорят, что если дети будут выполнять нормы ислама, мать получит от Создателя вознаграждение. В хадисах (изречениях пророка Мухаммеда) сказано: «Рай находится под ногами вашей матери» и «Если вас одновременно позвали мать и отец, сначала подойдите к матери». Представление о том, что исламская женщина все основное время проводит в кухне и детской, неправильное. Мать и жена — всеми уважаемая личность в мусульманском обществе. Моя жена получила высшее образование, она хороший врач.

Мужчина должен обеспечивать семью и оказывать помощь жене в ведении хозяйства. Кстати, во многих восточных странах еду готовят именно мужчины, а угощение гостей и членов семьи считается благочестивым делом…

Воскресенье начинается в субботу…

Отгремела свадьба, родился первенец, роли в семье наконец-то распределены. Жизнь покатила по привычной накатанной колее, где серые будни чередуются с редкими праздниками.

Давно замечено, что человечество живет по древнему календарю, где смена времен года и другие важные события происходят в соответствии с религиозными праздниками. Набожные мы люди или атеисты, все мы живем по неписаным законам наших предков.

В еврейской семье, например, главный день недели — суббота. Накануне, в пятницу, члены семьи красиво одеваются, забывают на время конфликты и все вместе садятся за стол.

В православной семье, согласно Старому Завету, также почиталась суббота. Но после воскрешения Иисуса Христа стал почитаться другой день недели — воскресенье. Считается, что каждое воскресенье — это малая Пасха, поэтому люди всей семьей посещают церковь.

У каждой народности в праздничные дни недели запрещается работать, можно только радоваться и отдыхать. От дня недели зависит и меню: например, в старое время в православной семье неукоснительно соблюдался постный «рыбный» день.

Что касается больших семейных праздников, то один из главных у каждого народа — совершеннолетие ребенка.

— Бар-мицва празднуется, когда мальчику исполняется тринадцать лет, а бат-мицва, когда девочке — двенадцать, — рассказывает раввин Меир Ольцберг. — День совершеннолетия является одним из самых главных в жизни ребенка. Для закона и государства такой ребенок еще маленький, он получает паспорт не ранее 16 лет. Но тем не менее это большое событие, к которому готовятся заранее. За год или два перед совершеннолетием нанимают учителя, обучающего ребенка языку, на котором написана святая Тора. Во время праздничной молитвы в синагоге ребенок читает Тору, написанную на древнем свитке пергамента, которому зачастую более 300 лет. Этот день рождения отмечается в синагоге.

Родственники и друзья приходят нарядные, как на свадьбу, а отец благодарит Бога за то, что он освободил его от ответственности за ребенка, который достиг совершеннолетия. Интересно, что в празднике есть и «светские» элементы: ребенка осыпают конфетами и поют, а после молитвы прямо в синагоге накрывается маленький стол с самыми лучшими угощениями…

В католических семьях праздник первого причастия отмечается по достижении детьми 9—10 лет. Существует многолетняя подготовка к этому событию, которая называется катехизацией и ведется с раннего детства — с трех-четырех лет. Малыши занимаются раз в неделю в школе или приходском доме. А за год до причастия и того чаще —два-три раза в неделю, чтобы ознакомиться с Законом Божьим, выучить молитвы и подготовиться к первой исповеди.

Первое причастие для католической семьи — очень торжественное событие, праздник, на который собирается много детей и устраивается специальная служба.

Семья… на посту

В преддверии праздников, согласно традициям, семья постится.

В исламе приобщение ребенка к посту играет очень важную роль. Многодневный пост (воздержание от приема пищи и воды в течение светового дня) ребенку выдержать сложно, поэтому акцент делается на моральном и духовном аспекте поста.

Соблюдают пост и в еврейской семье: ребенок видит, как постятся родители, и пытается им подражать. Если в обычный день он ест шоколад, то в день поста может выпить стакан сладкого чая, не более того. Становясь старше, подросток начинает понимать, что пост — это не просто ограничение в еде, но и возможность унять гордыню, довольствоваться самым необходимым, быть скромным.

Кстати, у каждого народа есть более строгий и более мягкий пост. У иудеев во время поста перед праздником Йом-Кипур запрещается умываться, носить кожаную обувь, есть, пить и прикасаться к жене. Правда, этот пост невелик — всего один день, и приходится он на 10-й день после еврейского Нового года (Рош-Ашана). В этом году самый строгий пост будет 22 сентября.

У православных во время строгого поста детям и больным делается послабление.

Есть и еще одна интересная особенность: у православных считается, что дети, зачатые во время поста, рождаются с физическими недостатками или духовно страдают.

Какой бы национальности ни была семья, какую бы веру она ни исповедовала — приобщение ребенка к национальным семейным традициям начинается с самых малых лет.

В католической семье существует традиция совместной молитвы.

— Часто по вечерам вся семья молится вокруг кроватки младенца, — рассказывает настоятель римско-католического прихода отец Ярослав, — около нее собираются бабушки и дедушки, старшие дети, родители. Молитва может быть произвольной, спонтанной, но идущей от души. Еще одно правило — особым образом проводить воскресные дни. Если нет возможности пойти в храм (в католическом костеле нашего города, например, находится Дом органной музыки, поэтому служба проходит только в определенный день), можно хотя бы выключить телевизор, почитать Библию или религиозный журнал. А потом поговорить с ребенком о прочитанном, обсудить с семьей какую-то из глав. Родители должны как можно раньше показать ребенку дорогу к храму…

В католическом костеле, синагоге или православной церкви дети ведут себя по-разному.

Если у католиков принято вести себя тихо, и этого правила строго придерживаются, то у православных считается, что ребенок должен себя вести более свободно и естественно.

Малышу трудно выстоять трехчасовую службу, поэтому, чтобы он не мешал старшим, ребенку разрешают рисовать, рассматривать книги с картинками.

Кстати, это категорически запрещено у иудеев, законы религии которых запрещают рисовать, вырезать по дереву и любым другим способом изображать какие-либо образы в синагоге, где не увидишь ни икон, ни скульптур, присущих другим вероисповеданиям.

Часто православные мамы приносят малышей не на всю службу, а за полчаса до причастия, чтобы ребенок не устал.

В синагогу родители приходят с маленькими детьми, приносят даже годовалых малышей. Считается, что это большая радость, если ребенок посещает синагогу, поэтому дети ведут себя свободно. Вместе с тем, хотя такое поведение приветствуется, около каждого взрослого прихожанина обычно не менее пяти детей или внуков. Если все они будут шуметь, невозможно будет молиться. Поэтому родителей просят, чтобы дети вели себя тихо.

Легче всего решить подобную проблему в мусульманской семье, поскольку ислам разрешает молиться везде, где есть чистое место.

Где в наше время можно изучить эти писаные и неписаные законы? Недавно в Украине появилось интересное начинание: православные священники пошли учиться, чтобы получить диплом о втором высшем образовании и читать в школах предмет «Христианская этика и библейская история».

В еврейских школах, которые существуют в разных городах Украины, читается предмет «Еврейские традиции». Изучают основы религии и национальные обычаи в рамках программы «Старс» (для еврейской молодежи) и «Колель» — для пожилых людей.

Важно, чтобы каждая семья, какой бы веры и национальности она ни была, исповедовала главные воспитательные принципы, которые в любой религии имеют общую основу, — любовь, братство, сострадание к ближнему и уважение к старшим…