UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мы писали, мы писали — наши пальчики устали…

Прошло несколько месяцев с начала учебного года, и многим родителям пришлось вплотную познакомиться с проблемой чистописания у своих детей...

Автор: Алла Котляр
Устройство для обучения детей правильно держать ручку

Прошло несколько месяцев с начала учебного года, и многим родителям пришлось вплотную познакомиться с проблемой чистописания у своих детей. После одной-двух безуспешных попыток научить ребенка писать правильно, кто-то махнул на каллиграфию рукой — главное, мол, содержание, а не форма. А кто-то всеми доступными способами продолжает борьбу за красоту строчек в детской тетради. Можно ли им в этом как-то помочь? Ведь, кроме прочего, есть еще и дети (да и взрослые тоже), для которых чистописание является особенно трудной проблемой, — леворукие, люди с ДЦП и с ограничениями кисти.

Публикация статьи «Легко ли быть левшой» («ЗН» № 7(382), 23 февраля—1 марта 2002 года), посвященной проблемам обучения письму левшей, вызвала в свое время шквал телефонных звонков от родителей, интересовавшихся тем, где можно приобрести прописи для леворуких детей. Выяснилось, что в Украину такие прописи попадали в единичных экземплярах из России и купить их практически не представлялось возможным. А спустя почти три года я получила имейл от Владимира Карпычева, который сообщал, что занимается этой проблемой и выпускает обучающие устройства как для праворуких, так и для левшей. Им изобретен и запатентован ряд эргономичных обучающих детских изделий, выполненных в виде игрушек, которые защищают руку от перенапряжения, предотвращая возникновение «туннельного синдрома». По словам изобретателя, эти устройства будут полезны также людям с ДЦП и с ограничениями кисти (детальнее см. https://www.edu.ru раздел «Новости: Обратите внимание»).

— Владимир Иванович, почему, на ваш взгляд, так важно научиться писать правильно?

— Учеными давно установлено, что в тонких движениях (моторике) пальцев задействованы большие зоны коры головного мозга. Овладение ребенком тонкими движениями пальцев напрямую связано с развитием соответствующих зон мозга. Потому педагогами и детскими врачами такое большое внимание уделяется развитию тонкой моторики. Особое место в развитии нервной системы ребенка занимает овладение навыками письма, во время которого задействовано множество центров головного мозга: равновесия, внимания, речи, ассоциативной памяти, логического мышления и т.д. По почерку человека можно судить о его образованности, здоровье, эмоциональном состоянии, чертах характера, психологической устойчивости, внимательности и т.д. Возможна и обратная связь — правильное, аккуратное письмо способно повлиять на состояние мыслительных процессов человека, его настроение. Очевидно, поэтому в курс подготовки бойцов восточных единоборств входит каллиграфия.

Раньше обучение письму в школах начинали со специальных чернильных ручек, перья которых писали только при определенном наклоне и нажиме. Таким образом у учеников вырабатывалась манера удерживать ручку определенным образом, в соответствии с отработанной столетиями техникой письма. В настоящее время мы чаще пользуемся шариковыми ручками, которые пишут под любыми углами. В результате большинство людей держат ручку неправильно: сильно ее сжимают, изгибают пальцы и т.д. А ведь «зажимы» при письме приводят к «зажимам» мыслительной деятельности.

— Что же делать? Опять вооружиться перьевыми ручками?

— Чтобы облегчить обучение письму, мною разработано устройство — насадка на ручку. Оно позволяет пальчикам ребенка легко двигаться и в то же время не дает держать ручку неправильно. Устройство выполнено в виде игрушки и привлекательно для ребенка.

Практика показала, что для закрепления навыков достаточно одной-двух недель. После этого ребенок может писать правильно и без устройства. По такому же принципу сконструированы и изготовлены устройство для обучения детей правильно держать ложку и устройство для обучения пользованию китайскими палочками. Все они прошли экспертизу в Министерстве образования и науки Украины, отвечают необходимым нормам и рекомендованы для использования в образовательном процессе. К сожалению, реальных шагов по внедрению в школы сделано не было.

Достоинства устройств высоко оценили также американские детские терапевты и реабилитологи. Изделия запатентованы в Украине и России, поданы заявки в международный патентный департамент по процедуре PCT. Поступают заявки на приобретение изделий из США, Англии, Австралии.

— Как именно появилась идея ваших изобретений и почему они выглядят именно так, а не как-нибудь иначе?

— В конце 2002 года, находясь в отпуске, я в очередной раз пытался научить младшую дочку правильно держать ручку. Оказалось, что обычными методами эта задача не решается. Тогда я сформулировал принцип: ручка должна быть интересной ребенку и такой, чтобы взять ее он мог только в одном, правильном положении. Воплощение этой простой идеи потребовало около полугода почти круглосуточной работы. Несколько раз мне казалось, что достичь этого в принципе невозможно, но как-то ночью родился прототип. С ручкой-самоучкой процесс пошел быстрее и веселее. Даже старший сын, будучи студентом университета, за две недели научился держать ручку правильно и теперь не страдает на лекциях от постоянной боли в кисти.

Имея опыт обучения своих детей письму, я знал, что ручка-самоучка очень пригодится и другим родителям. Дальше последовало изучение патентного права, патентования в других странах, поиск и разработка технологии изготовления изделий и т.д. Сейчас я создал маленькое предприятие и занимаюсь исключительно выпуском и торговлей моими изделиями.

Увидев ручку-самоучку, родители стали просить меня придумать нечто аналогичное для обучения пользованию ложкой. Оказалось, что это тоже проблема. То же с компьютерным браслетом и китайскими палочками. Кроме того, когда я написал американским терапевтам, оказалось, что они активно используют китайские палочки для развития тонкой моторики и восстановления больных после инсульта. Почему изделия выглядят именно так — сказать не могу, руки нашли эти формы сами.

— Что представляет собой пластизоль, из которого изготовлены ваши изделия, и почему выбран именно этот материал?

— Из пластизоля делают детские игрушки. Первоначально я изготавливал мои изделия на действующей фабрике игрушек, т.е. по технологии и из материала, которые уже существовали. Сейчас выпускаю изделия из материала на основе медицинского ПВХ (поливинилхлорида). Он более эластичен и технологичен. Это уже моя технология, которую я сертифицировал.

— Вы писали о том, что ваши изделия предотвращают появление «туннельного синдрома». Что это такое?

— Туннельный синдром (сarpal tunnel syndrome) — это заболевание, вызываемое сдавливанием нервных волокон. Проявляется резкими болями в суставах и ограничивает их подвижность. Причиной же защемления нерва является постоянная статическая нагрузка на одни и те же мышцы, которая может быть вызвана большим количеством однообразных движений (например, при работе с мышкой) или неудобным положением рук, во время работы с клавиатурой, когда запястье находится в постоянном напряжении. Все это может привести к постоянному ощущению боли или дискомфорта в руках, ослаблению и онемению рук, особенно ладоней. На западе это тема №1. Нам бы их проблемы!

— Можете ли вы сказать, сколько детей протестировали ваши изделия и были ли случаи, когда детям они не понравились?

— Я передал Запорожскому облоно по 100 изделий. Их протестировали в интернатах и школах. В облоно написали великолепный отзыв. Еще изделия тестировали в Научно-методическом центре разработки и внедрения средств обучения Минобразования Украины. Кроме того, по Украине я распространил около двух-трех тысяч изделий — учителя, родители и дети были довольны.

Бывали случаи, когда дети наотрез отказывались пользоваться ручкой-самоучкой, заявляя, что им неудобно. Это были те, кто уже выучился писать, причем неправильно держа ручку.

— Тестировались ли ваши изделия специально леворукими, людьми с ДЦП и с ограничениями кисти? Если да, то каковы результаты и отзывы?

— Специально среди детей с ограниченными возможностями я изделия не тестировал. То, что они им помогают, выяснилось случайно — стали обращаться родители таких детей, чтобы приобрести изделия. Потом они высказывали благодарность. То же самое и с левшами. Леворукий вариант я делал по просьбам родителей. Специально такими детьми у нас в Украине, наверное, никто и не занимается.

— Владимир Иванович, расскажите о ваших дальнейших планах: собираетесь ли ограничиться продвижением уже разработанных изделий или есть идеи новых изобретений?

— Мною запатентован новый самодвижущийся опрыскиватель для сельского хозяйства, однако заниматься этой темой я сейчас не имею ни времени, ни финансов. В ближайшее время планирую организовать широкую торговлю моими изделиями в дальнем зарубежье, а также выпустить детский развивающий конструктор-игрушку, основанный на новом оригинальном принципе. Уже готовятся к изготовлению первые экземпляры.

Самым же интересным я считал бы создание инновационного конвейера. Превращать идеи в деньги на благо страны, не забывая при этом и себя, — это было бы супер.

Вы меня не спросили о проблемах — конечно же, это финансы. Мы с другом вложили в раскрутку все имеющиеся деньги, еще и в долги влезли. Все вроде бы развивается успешно, но пока еще мы больше вкладываем, чем получаем.