UA / RU
Поддержать ZN.ua

МУЗЕЙ ШПИОНСКОЙ ТЕХНИКИ. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, ГОСПОДА!

Вы можете себе представить Джеймса Бонда без технических «прибамбасов» старины «Q»? Меня всегда в...

Автор: Ян Медников
Кит Мэлтон

Вы можете себе представить Джеймса Бонда без технических «прибамбасов» старины «Q»? Меня всегда восхищали все эти сигареты с «начинкой», ранцевый реактивный двигатель, стреляющий кальян, зонтик-убийца, ручка «Монблан» с микрофоном, вертолеты, скутеры и автомобили, напичканные средствами связи, защиты и нападения.

Технология шпионажа по сути своей мало изменилась со времен Богдана Хмельницкого: для достижения успеха агент должен получить доступ к секретной информации, а затем похитить или скопировать ее. Еще надо незамеченным выбраться «на волю» и передать добытые материалы по назначению. Подзорная труба и почтовый голубь, симпатические чернила и «сонное снадобье» многие годы служили «бойцам невидимого фронта».

С тех пор технические средства и методы шпионажа достигли такого совершенства, о котором старые разведчики не могли даже мечтать. Были созданы разнообразные хитроумные аппараты и приспособления: от подслушивающих устройств и аппаратов для негласной фотосъемки до связного и шифровального оборудования, контейнеров, тайников, отмычек и даже специального оружия. Весь этот арсенал можно легко спрятать или замаскировать, обеспечив тем самым безопасность разведчика.

А поскольку в XX веке кадровым сотрудникам разведки и их агентам приходится действовать в исключительно сложных условиях, для них порой специально разрабатываются уникальные изделия.

Среди огромного количества музеев, существующих в мире, есть немало музеев специальной техники. Каждая уважающая себя спецслужба обзаводится такой экспозицией. В последнее время на страницах книг я неоднократно встречал упоминания о музеях погранвойск, МВД, КГБ, ЦРУ, ФБР и даже АНБ. Понятно, что все они, как правило, являются ведомственными, закрытыми для обычных экскурсантов и предназначены только для «своих», для тех, «кому можно».

Но, оказывается, на юге Соединенных Штатов, во Флориде есть удивительный частный музей, словно специально созданный для того, чтобы о нем рассказывать, — это Музей истории шпионской техники Кита Мэлтона. Его создатель и хранитель — американский бизнесмен, владелец большой сети ресторанов «быстрого питания».

Выпускник Военно-морской академии США Кит Мэлтон отслужил положенное и после выхода в отставку стал военным историком и экспертом в области специальных технических средств, применявшихся разведками различных стран. Его хобби стало собирание коллекции шпионского оборудования и приспособлений, литературных источников и документов, посвященных известным разведчикам и диверсантам, а также их самым знаменитым операциям. Коллекция росла и превратилась в настоящий музей, где наряду с миниатюрным аппаратом «Кодак», выполненным как точная копия спичечного коробка, представлена одноместная подводная лодка для проведения специальных операций в прибрежных водах противника.

Бывший шеф ЦРУ Ричард Хелмс в свое время написал: «С появлением новых технологий старые устройства выходят из употребления и зачастую предаются забвению. Мы находимся в долгу перед Китом Мэлтоном, по существу частным лицом, за время, потраченное им на поиск и приобретение этих произведений инженерного искусства, которые в настоящий момент оказались собранными в его замечательной частной коллекции.

Благодаря усилиям г-на Мэлтона эти, как правило, удивительные и зачастую уникальные приборы и приспособления, когда-то строго засекреченные, теперь широко представлены на страницах его книг с подробными описаниями и иллюстрациями».

Наиболее впечатляющая часть экспозиции музея Кита Мэлтона посвящена фотографической и копировальной технике. Со времени своего изобретения в середине ХIХ века фотография неизменно играла важную роль в процессе получения развединформации. И значение ее постоянно возрастало. Фототехника использовалась для съемки людей и военных объектов, секретных документов и чертежей, всего того, что представляло интерес для разведки. Понятно, что успех достигался в том случае, когда фотографирование производилось скрытно и незаметно для окружающих. Талантливые инженеры сконструировали множество миниатюрных, замаскированных, а также предназначенных для съемки документов фотоаппаратов. Среди представленных образцов наш человек сразу обратит внимание на родные и узнаваемые названия.

16-миллиметровый фотоаппарат «Киев-30» с объективом «Индустар» установлен в металлический корпус, имитирующий сигаретную пачку. Взвод затвора и перемотка пленки осуществляются при помощи одной из фальшивых сигарет. Для большей убедительности в корпус вложена одна настоящая сигарета.

А вот на манекене демонстрируется детище КГБ — фотоаппарат «Точка-58». Он размещен на теле оператора, а фотографирование происходит через булавку для галстука. В комплект входят две одинаковые булавки: одна для съемки, а вторая для повседневного использования.

Вся эта удивительная аппаратура, уникальные приборы и приспособления широко представлены не только в залах музея, но и на страницах четырех богато иллюстрированных книг, написанных Китом Мэлтоном. Кроме того, он постоянно помогает авторам многих исторических и справочных изданий, предоставляя экспонаты своего музея в качестве наглядной иллюстрации столь необычного рода деятельности, какой является разведка.

Кит Мэлтон постоянно консультирует ЦРУ, Министерство обороны и Музей криптографии Агентства национальной безопасности США, его имя можно встретить в титрах многих популярных «шпионских» телесериалов. Самый выдающийся коллекционер технических средств разведки уже несколько раз побывал в Москве и сейчас пишет книгу по истории технических средств КГБ.