UA / RU
Поддержать ZN.ua

МУЗЕЙ «ОБЪЕКТ 825 ГТС» СМОЖЕТ ЛИ СЕВАСТОПОЛЬ ВЫГОДНО ПРОДАВАТЬ СВОЕ ВОЕННОЕ ПРОШЛОЕ?

Раньше доступ во все подземные объекты Севастополя закрывал гриф «Совершенно секретно». Теперь, к...

Автор: Николай Семена

Раньше доступ во все подземные объекты Севастополя закрывал гриф «Совершенно секретно». Теперь, когда документы о них заблаговременно осели в архивах бывшего Союза — в Гатчине, Санкт-Петербурге и Москве, многие из таких объектов оказались брошенными на произвол судьбы. И стали доступны для посещения. Чтобы восстановить информацию обо всех подземных объектах города, специальная комиссия городской госадминистрации с 1984-го по 1987 год вела поисковые работы, в ходе которых было выявлено и описано более 600 подземных сооружений: примерно 60 защищенных командных пунктов, узлов связи, больше 100 защищенных береговых батарей и казематов, больше 100 хранилищ для ракет, торпед, мин, пороховых погребов, больше 150 подземных хранилищ техники и продовольствия, больше 200 убежищ для личного состава войск и населения.

Сюда подводные лодки заходили для ремонта

Общая площадь всего подземного пространства под Севастополем достигает 350 тысяч квадратных метров. Это только по Гераклейскому полуострову. Бывшие военные подземные объекты по всему Крыму еще даже не исследованы, что порождает массу слухов. Говорят, например, что они расположены в толще Аю-Дага, в других горных массивах. Но бывший «Объект 825 ГТС» — подземный завод по ремонту и снаряжению подводных лодок — среди них занимает особое место.

Подземная гавань

Подземный комплекс для субмарин в Балаклаве строился в 1957—1961 годах. «Объект 825 ГТС» был задуман как сооружение противоатомной защиты первой категории еще Сталиным, который был поражен результатами бомбардировок Японии и искал способы защиты флота. Работа шла круглосуточно в четыре смены. Горная выработка составила по объему более 45 тысяч кубометров, имела площадь 6 тыс. квадратных метров. Говорят, стоимость самого сооружения составила 67 миллионов неденоминированных советских рублей (по курсу до 1961 года), стоимость «начинки» и оборудования его системами жизнеобеспечения — 65 миллионов рублей.

Объект представляет собой комбинированный подземный водный канал с выходами по обе стороны Балаклавской горы, с сухим доком, цехами для ремонта, складами для хранения торпедного и иного вооружения, жильем для личного состава, столовыми, кухней, ванными, душевыми, комнатами отдыха, командными пунктами, противоатомными убежищами. Общая длина тоннеля 500 метров, длина потерны, где находятся основные цеха, — 300 метров. Длина самого подводного канала составляет 360 метров, ширина от 6 до 12 метров, глубина в среднем 6 метров, но достигает местами 8,5 метра. Самые большие штольни — диаметром 22 метра. Здесь могут разместиться семь подлодок основных советских проектов, а при необходимости в убежище могло скрыться до 14 субмарин разных классов. При угрозе ядерного нападения штольни укрыли бы не менее трех тысяч рабочих, защита комплекса позволяла выдержать прямое попадание ядерного боезапаса мощностью до 100 килотонн, то есть в пять раз больше бомбы, сброшенной на Хиросиму. Со стороны бухты вход в штольню перекрывался плавучим ботопортом, который поддувался воздухом и всплывал. Для выхода в открытое море из штольни на северной стороне был оборудован выпуск для субмарин, который также перекрывался плавучим, но отводящимся в сторону ботопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.

Возможность полностью изолировать объект от внешней среды обеспечивали автономная подача воздуха, мощные дизель-генераторы, топливные и водяные магистрали, подземные рельсовые пути. Расчетный срок полного ремонта субмарин не превышал три недели. Круглосуточную службу на входах в тоннель и возле сухого дока несли 47 человек постоянной охраны. Док обслуживали 38 высококвалифицированных рабочих, группа обслуживания технических систем комплекса включала 42 человека. Численность промышленно-производственного персонала достигала 100 человек. В комплексе имелись электромастерские, всевозможное сварочное оборудование, в цехах были установлены станки с числовым программным управлением. За весь более чем 30-летний период эксплуатации объекта, говорят, не было ни одного случая простоя или срыва графика ремонта судов.

Первичный проект был еще более грандиозным — он предполагал устройство более объемного докового цеха, позволяющего ставить на ремонт четыре подлодки одновременно. Однако в 1960 году объект посетил Никита Хрущев и строительство подземных цехов хотел прекратить вообще. Только 90-процентная готовность объекта убедила его в необходимости завершить строительство. Дополнительный док был перепрофилирован в сеть подземных цехов. Объект уменьшился на треть. В Советском Союзе еще один такой же объект существовал (или еще существует?) в Североморске…

Нет сомнения, что, несмотря на разрушения, комплекс может быть восстановлен и как военный объект использоваться по прямому назначению. Поэтому военное ведомство и не спешит раскрывать особые секреты: стены можете смотреть, но технологии надежно закрыты от любопытных глаз, особенно иностранных.

Музей чего?

При разделе Черноморского флота уникальный объект был безнаказанно разграблен. Основной состав подводных лодок вывели отсюда еще в 1991 году. Все уникальное оборудование сняли и вывезли, преимущественно в Россию, следы секретных технологий и особо секретное оборудование для герметизации, внутреннего устройства объекта уничтожили. Трубопроводы, кабели, емкости, весь металл, даже ограждения, металлические поручни, лестницы были безжалостно вырублены, вырваны «с мясом». Сухой док сейчас затоплен. Фактически остались одни бетонные стены и многотонные герметичные двери в убежище, снять которые грабителям оказалось не под силу.

В 1992 году Черноморский флот передал объект городу в лице Балаклавской райгосадминистрации. Здесь хранили вышедшие из употребления деньги (советские рубли и украинские купоны). Другого применения объекту вплоть до 1997 года город не нашел, что и стало причиной его окончательного разграбления. В 1997 году по просьбе городских властей объект был передан ВМС Украины и находился в их ведении до середины нынешнего года.

Сегодня, согласно решению Президента и правительства Украины, комплекс принадлежит Центральному музею Вооруженных сил Украины и является его филиалом. Разворачиваются работы по созданию музейной экспозиции. Налаживается экскурсионное обслуживание — показывают пока то, что имеется, но даже голые, покрытые плесенью, с торчащими вывернутыми железяками стены впечатляют.

Есть много проектов, как организовать в подземной гавани музей. Главный вопрос решен: создается не музей холодной войны, как предлагают некоторые, не музей пацифизма, не памятник доблести советских воинов. Экспозиция музея будет включать разделы по военной истории самой Балаклавы, истории Крымской войны, участию и роли Севастополя в Великой Отечественной войне, истории ВМС Украины и много других интересных разделов. Для наглядности будут установлены макеты подводных лодок, которые как бы стоят на ремонте. Такова концепция научного совета Центрального музея Вооруженных сил Украины. Причем планируется создать здесь подземно-подводный комплекс — не менее уникальный, чем само сооружение. Экспозиция и маршруты должны быть под стать самому сооружению, его нет смысла превращать в галерею тривиальных музейных залов — как в любом наземном здании. Здесь планируется разместить подводные аттракционы с видеонаблюдением, создать сеть развлекательных учреждений на берегу и под водой. Бывшие помещения завода можно использовать и как тренировочные залы для подготовки к подводным экскурсиям, необходимы здесь, несомненно, и спасательные станции, и системы обслуживания снаряжения, и мощное компьютерное обеспечение. Планируется разработка специальных компьютерных игр на тему объекта. На выходе из тоннеля со стороны моря планируют построить подводное кафе, где участники подводных экспедиций могли бы снять снаряжение, выпить кислородный коктейль, полюбоваться вживую, а не через маску, подводным миром. Кафе должно иметь видеосвязь с наземными залами, и экскурсанты по видеофонам должны иметь возможность переговорить с оставшимися на берегу родственниками…

Впрочем, как считает начальник Севастопольского музейного комплекса Валерий Садовниченко и его коллеги, за комплекс и реализацию этого грандиозного проекта еще предстоит побороться. Дело в том, что по обычной советской привычке грести все под себя отдельные городские структуры, прежде всего туристические, оспаривают принадлежность комплекса и предлагают осуществить всевозможные локальные и неэффективные проекты. Одна небедная организация предлагает организовать в штольнях дельфиний аттракцион. Проект не выдерживает никакой критики ни с эстетической, ни с туристической, ни с познавательной точки зрения. Во-первых, дельфинов на комплексе никогда не было, во-вторых, с этими животными естественнее и эстетичнее знакомиться в открытых водоемах — природной для них среде обитания. Против реализации этого проекта выступают экологические и природоохранные организации, уже заявило протест общество охраны животных. С подачи газеты «Слава Севастополя» в городе поставлено под сомнение решение Президента и правительства Украины о передаче комплекса Центральному музею ВС Украины, дискутируется вопрос принадлежности комплекса городу. Хотя он уже принадлежал городу с 1992-го по 1997 год и за пять лет здесь не осуществлен ни один проект. Да и под силу ли городу превратить объект явно общегосударственного масштаба в музейный комплекс такого же значения? Во всяком случае против участия городских организаций в обустройстве и использовании комплекса никто никогда не возражал, но главную роль здесь явно должны играть общегосударственные структуры.

В основе концепции Центрального музея ВС Украины — современные подходы к созданию музеев. К разработке проекта, к организации предпроектных работ привлекаются авторитетные проектные организации и ученые: «КрымНИИпроект», «НИПИшельф», профессиональные водолазы специализированного отряда подводно-технических работ из Симферополя, строительные организации из Запорожья и другие. Если такой проект будет реализован, он станет жемчужиной туристической отрасли в Крыму, еще одним шагом на пути превращения Севастополя из закрытого и крайне милитаризованного города в мирный туристический регион, привлекающий инвестиции и туристов со всего мира.