UA / RU
Поддержать ZN.ua

Музей без единого гвоздя

Еще какую-то сотню лет назад одним из признаков зажиточности украинских хозяев служили ярко расписанные тарелки, висевшие на стенах их дома...

Автор: Василий Худицкий

Еще какую-то сотню лет назад одним из признаков зажиточности украинских хозяев служили ярко расписанные тарелки, висевшие на стенах их дома. Наличие нескольких таких тарелок свидетельствовало — здесь живут весьма не бедные люди. Однако настоящей лакмусовой бумагой благосостояния хозяев было наличие у них ткацкого станка. Обычно его передавали с деда-прадеда в наследство старшему сыну.

Предметом гордости наших предков были и деревянные лавки. Именно сидя на них в вечерние часы и выходные взрослые оживленно обсуждали всяческие события. Детей на эти посиделки не пускали: дескать, рано еще им слушать такие разговоры...

Идея создания музеев народной архитектуры под открытым небом — скансенов — возникла в Швеции. В 1810 году торговец Джон Бургман разбил на острове Юргорден прекрасный сад и построил летний павильон, откуда открывался вид на Стокгольм. Сооружение получило название «Скансен». Спустя 81 год на его месте основали Музей северных стран. Таким образом «Скансен» стал первым в мире этнографическим музеем под открытым небом, который и дал название всем своим многочисленным последователям.

Львовский скансен основали в послевоенные годы по инициативе местной интеллигенции, стремившейся спасти для потомков ценные деревянные постройки. Несмотря на тогдашнее пренебрежение к историческим памятникам, правительство идею одобрило. Более того, уже в 1945 году на основание музея выделили три миллиона рублей. Однако город оказался не готов к практической реализации проекта, и ее отложили до лучших времен.

Следует сказать, что еще раньше, где-то в 1928—1929 годах, тогдашний директор национального музея во Львове — известный ученый, исследователь рукописей и икон Илларион Свенцицкий обратился к митрополиту Андрею Шептицкому с предложением обустроить во Львове место для сохранения старых церквей, поскольку в селах в то время строили новые, а старые сжигали. Первой предложили перевезти в город покинутую еще в 1914 году деревянную церковь села Криевки Турков­ского района. В 1930 году на средства простых людей ее разобрали и доставили во Львов, где установили как раз на месте нынешнего музея.

Время от времени вопрос о строительстве музея поднимали выдающиеся люди того времени — Ирина Вильде, Елена Кульчицкая, Михаил Возняк, Фи­ларет Колесса и другие. И вот наконец в 1966 году выходит правительственное постановление об учреждении Музея быта и народной архитектуры.

Со временем у музея появилось еще одно название, хорошо прижившееся, — Шевченковский гай. Содействовало этому и то, что в конце 1990 годов в дар скансену Общество живой этики им. Рерихов и Львовский союз художников передали скульптуру Т.Шевченко, которую и установили возле его входа.

Сегодня заповедник занимает территорию в 50 га, где насчитывается 124 деревянных сооружения, каждое из которых изготовлено только с помощью топора, и свы­ше 20 тысяч предметов быта. Здесь представлены сельские уголки Львовщины, Подолья, Покутья, Бу­ковины, Бойковщины, Лемков­щины, Гуцульщины и равнинного За­карпатья. Ежегодно скансен посещают десятки тысяч экскурсантов.

Для музея старались отбирать самые древние объекты, но в то же время типовые и распространенные. Одним из критериев отбора было и то, чтобы дом привлекал внимание, был интересен, имел свою историю. Сейчас в заповеднике представлены преимущественно образцы жилых домов XIX—XX в., хотя есть и более ранние. Это в основном сооружения, изготовленные из тесаных колод. Строительным материалом служили мягкие породы древесины: сосна, смерека, ель, и только отдельные дома сложены из дорогих твердых пород. Дубовые, в частности, были доступны только самым зажиточным хозяевам.

Очень часто в небольшом доме площадью 60—90 кв. м проживала семья из 15—20 человек! По конструкции печи и способу выхода дыма из нее дома делились на курные и полукурные. В курном доме дым из печи, которую в холодное время года разжигали с трех-четырех часов ночи, выходил через отверстие в стене непосредственно в сени. В полукурных дым шел на чердак. Такие дома нередко горели, поскольку были покрыты соломой. Дымоходы были доступны только зажиточным хозяевам, поскольку дымовые трубы облагались очень большим налогом.

Интерьеры домов, по сравнению с нынешними временами, были очень скромными. Печь — излюбленное место ребятишек, стол, сундук, лавки — вот почти и все. Если в семье были девушки, то родители заботились, чтобы к их замужеству сундук был полон добра. Когда приходили сваты, они первым делом заглядывали в сундук. Его содержимое говорило о благосостоянии семьи и трудолюбии девушки.

...Сегодня в этих домах — музейная тишина. Сотрудники заповедника постарались воссоздать всю обстановку такой, какой она была раньше. Те же печи, скамьи, сундуки, полотенца, прочие нехитрые пожитки. Такое впечатление, что хозяева только на минутку вышли из дома.

Обидно только, что уже несколько десятков лет музей не развивается — последний объект возвели в далеком 1985 году. С того времени сюда перевезли еще несколько сооружений, но так и не установили их, в результате они просто превратились в труху на складе... Незавершенными остались разделы «Полесье», «Волынь» и «Львовщина». В музее нет ни одного дома, возведенного методом глиняно-соломенного строительства. Между тем этот тип домов был широко представлен в степной части Львовщины, на Тернопольщине и Подолье...

И последнее: во всем мире подобные музеи всячески поддерживают, это одни из самых популярных туристических объектов, поскольку дают возможность прикоснуться к настоящей, «живой», а не книжной истории. Мир это понимает. А мы... Как всегда, идем своим путем?..