UA / RU
Поддержать ZN.ua

МУЗЕЙ — СНОВА ПОД СУД?

Публикуя 2 марта 1996 года материал под вопросительным заглавием «Музей — под суд?», «Зеркало недели» никак не могло предположить, что через семь лет придется писать о том же...

Автор: Виталий Ковалинский

Публикуя 2 марта 1996 года материал под вопросительным заглавием «Музей — под суд?», «Зеркало недели» никак не могло предположить, что через семь лет придется писать о том же. Если тогда мы говорили о «чувстве неловкости за высоких должностных лиц, не понимающих очевидное и в этом непонимании ставших на неправедный путь», то теперь речь идет о сознательном, целенаправленном умысле, никогда не покидавшем руководство Верховного суда Украины в его стремлении любой ценой заполучить Кловский дворец.

Основанный по постановлению Совета министров УССР 14 ноября 1978 года Музей истории города Киева получил в 1981-м в своё распоряжение подобающее его содержанию здание — Кловский дворец, в котором до этого размещался Музей истории Великой Отечественной войны. Открытие новой экспозиции было приурочено к празднованию 1500-летия города Киева, и 26 мая 1982 года в музейные залы вошли первые посетители.

Кловский дворец, готовящийся вскоре отметить своё 250-летие, был построен петербургским мастером Петром Нееловым и киевским зодчим Степаном Ковниром в исторической местности, где в ХІ столетии игумен Печерского монастыря Стефан основал Кловский монастырь с храмом Пресвятой Богородицы. Дворец сооружался Киево-Печерской лаврой, но пользовалась она им недолго.

Почти всегда дворец выполнял исключительно гуманитарно-просветительные функции: с 1769 года в течение нескольких лет здесь был госпиталь, потом — склады продовольствия, в 1810—1857 гг. — Киевская первая гимназия, в 1857 году — Выставка сельскохозяйственных и ремесленных произведений. В июне следующего года дворец пострадал от случившегося в Липках пожара, а когда был восстановлен, то в нем в 1862—1918 гг. размещалось 1-е женское училище духовного ведомства.

Разрушенное в годы гражданской войны здание более 10 лет пребывало в развалинах, и на его восстановление для своих нужд среди других претендовал и Киевский отдел главного политического управления. Но все же предварительное постановление о передаче бывшего дворца этой карательной организации (ГПУ) было отменено, и здание отстраивал Научно-исследовательский институт силикатной промышленности. С 1936-го по 1973 год здесь располагались Украинское геологическое управление и Министерство геологии УССР, а затем — музеи.

О том, что случилось в последующем, рассказывается в главе о Кловском дворце в книге «Киевские миниатюры. Книга первая», вышедшей в 2002 году:

«В 1994—1996 годах Музею истории города Киева довелось выдержать нелегкую борьбу против правительственного решения о передаче Кловского дворца «для размещения военной коллегии и улучшения условий работы Верховного суда Украины». При этом музей предполагалось отправить на первый этаж (!) проектного института «Укрпроектстальконструкция» на проспекте Вызволителей, что около железной дороги в Днепровском районе. К счастью, здравый смысл победил. Ведь связь в обществе прямая — чем меньше музеев, тем больше требуется судов».

За этими краткими строками — открытое письмо деятелей науки, культуры и искусства Президенту Украины Л.Кучме (27 июня 1995 г.), обращение к бывшему премьер-министру Украины В.Масолу (22 июля 1994 г.), заявление депутатской группы Киевского городского совета «Столица» (20 июля 1994 г.), пресс-конференции в Музее истории города Киева и в УНИАН, протестующие статьи в газетах «Зеркало недели», «Хрещатик», «Киевские ведомости», «Культура і життя», «Киевский вестник», «Вечірній Київ», «Всеукраинские ведомости», «Сільське життя», News From Ukraine, «Рыночная площадь», «Хрещата долина» и в других средствах массовой информации.

Казалось бы — победили, но история вновь пошла по спирали. Все последние годы высшая судебная инстанция страны продолжала начатое дело. В марте 1995 года бывший председатель Верховного суда В.Бойко добился передачи своему ведомству части, а в ноябре — и всего здания, принадлежавшего организациям Госкомгеологии Украины и расположенного непосредственно в тылу Кловского дворца. После этого в 1999 году Верховный суд занял площадку на территории музея (!) под стоянку собственного автотранспорта и строительной техники. Именно на этом участке музей планировал построить по проекту доктора архитектуры В.Ежова четырехэтажное здание (два этажа — ниже уровня земли, чтобы не вторгаться неподобающим образом в существующую историческую застройку) для музейного фондохранилища и реставрационных мастерских. В перспективных же планах ВС было возведение на этом месте Дворца правосудия площадью в четыре раза больше, чем Кловский.

И вот теперь, накануне празднования в ноябре 25-летнего юбилея главного музея города, ставшего достойной визитной карточкой столицы Украины, киевлянам готовится «подарок» — в угоду Верховному суду музей выселяют!

Об этом 12 июня сообщила «Газета по-киевски» со ссылкой на начальника Главного управления по вопросам взаимодействия со средствами массовой информации и связей с общественностью Р.Карандеева. Названный им будущий адрес музея — улица Институтская, 3, недостроенное выставочное здание, у которого уже сменилось несколько предполагавшихся хозяев — выставочный зал Союза художников, Музей государственности, Национальный художественный музей.

Но для окончания строительства выставочного павильона и переезда музея необходимо время, а Верховному суду уже не терпится заиметь собственный дворец. И 31 июля на внеочередном (!) заседании V сессии Киеврады принимается решение: Верховному суду, который вначале занимал одно здание по улице П.Орлика, 4, потом получил второе по П.Орлика, 4-а, передать еще и Кловский дворец по улице П.Орлика, 8 (вот уж будет где в «судебном квартале» разгуляться правосудию!).

А Музей истории города Киева отправляют в «приймы». Ему милостиво выделили 3700 кв. м площади в Украинском доме, равноценно по цифрам тому, чем музей располагает сейчас в своём собственном Кловском дворце. В результате вместо представительного и уважаемого музея город будет иметь в ярмарочном здании на Европейской площади, успешно проводящем распродажи сезонных товаров, что-то наподобие «пионерской комнаты» или «красного уголка» (как уж хотите называйте), но не более.

Примечательно, что сообщение о внеочередном заседании депутатов Киеврады газета «Вечірній Київ» подала в официально-информационной заметке с заголовком «Фейерверки и попрошайничество запретили». Оказывается, в тот день рассматривались три безотлагательных решения: о выселении (и фактической ликвидации) Музея истории города Киева, об учете тех, кто попрошайничает в общественных местах, и о запрете в столице «негосударственных фейерверков». В постановлении об уличных нищих записали взять на содержание тех из них, кто в этом нуждается.

А кто позаботится и защитит главный музей города? И нужен ли он городской власти? Но киевлянам — нужен. И решающим должно быть их слово. Поэтому точку пока не ставим…