UA / RU
Поддержать ZN.ua

Муки и радости «Ролита»

Это большое импозантное здание на пересечении улиц Богдана Хмельницкого (бывшая Ленина) и Михаила Коцюбинского знает едва ли не каждый киевлянин...

Автор: Сергей Махун

Весной 1939-го к «Ролиту» — со стороны улицы Ленина — пристроили еще один семиэтажный корпус, состоявший из 14 роскошных четырехкомнатных и пятикомнатных квартир. Среди новоселов были и бывшие жители старого корпуса «Ролита», вследствие изменений в литературной «табели о рангах» существенно улучшившие условия жизни. Среди них — Павло Тычина, Максим Рыльский, Андрей Головко, Петр Панч, Александр Копыленко, Натан Рыбак...

Тот, кто не с нами, тот против нас! Некоторые имена известны не каждому историку литературы. Алексея Кундзича можно назвать самым известным нонконформистом «Ролита», который не позволял литературным генералам и критикам издеваться над своими произведениями. И как результат — завершены три романа, а десять — недописанных! А.Кундзич писал (конечно, в ящик), что на него «были возложены обязанности показательного носителя всех грехов, на которые партия указывала и еще будет указывать писателям».

Особенно впечатляющей, по моему мнению, получилась глава книги С.Цалика и Ф.Селигея, посвященная писателю Уласу Самчуку, который в годы нацистской оккупации несколько раз приезжал в Киев. Какое-то время он проживал в разграбленном нацистами «Ролите». Фантастическая драматическая коллизия, трагический любовный треугольник, участниками которого стали писатель, а также чета Праховых — Адриан (внук знаменитого историка искусств, критика и археолога Адриана Прахова) и Татьяна. Война отняла у Татьяны сына Толю, потерялась четырехлетняя дочь, попал в плен муж, которому удалось вырваться из него и вернуться домой. Со временем он оказался «третьим лишним»... Настоящим метеором в жизни Татьяны Праховой промелькнул Улас Самчук. Но очень скоро они опять были вместе. А далее — эмиграция, и дочь Ирина увидела мать только во время ее похорон в 1990 году в Канаде... История эта — готовый сценарий художественного фильма.

Следует отметить, что С.Цалик и Ф.Селигей собрали огромный массив архивных документов и рассказов свидетелей событий, их потомков, абсолютное большинство которых уже ушли из жизни. Двенадцать разделов — это только две дюжины историй о самых известных и неоднозначных персонажах.

Несколько неожиданная «энциклопедия» украинской советской литературы читается, поверьте, как увлекательный детектив.

Станіслав ЦАЛИК, Пилип СЕЛІГЕЙ. Таємниці письменницьких шухляд. Детективна історія української літератури. К.: «Наш час», 2010.