Кузнечики с гриля, бабочки в сметане, фаршированные личинки и прочие деликатеся из насекомых входят в меню дорогих ресторанов во многих странах мира. Почитателей экзотической пищи становится все больше, и все они уверяют, что достаточно небольшого усилия над собой, чтобы преодолеть психологический барьер, и тогда уж никто не заставит человека добровольно отказаться от лакомства.
Французский ученый Бруно Комби и многие его коллеги доказывают, что насекомые не только вкусны, но и питательны, и с их помощью можно в значительной мере решить проблему голода на земном шаре. Приводятся при этом такие цифры: на Земле около 775000 видов насекомых, они составляют почти 80 процентов всей земной фауны, а их биомасса в 4 раза превышает биомассу позвоночных. Размножаются они с поразительной быстротой. Потомство обычной домашней мухи, появившееся на свет в течение одного года, могло бы покрыть собой всю поверхность Земли. Промышленное выращивание насекомых практически беспредельно.
Если в курице содержится 23 процента протеинов, в рыбе - 21, а в баранине и свинине - 17, то в личинках мухи - 65, а в саранче - до 75. Термиты вдвое питательнее бифштекса. Чтобы произвести килограмм животного протеина, корове необходимо потребить 8 килограммов растительной пищи. У насекомых это соотношение 3:1.
Особо надо отметить, указывают ученые, что протеины, содержащиеся в насекомых, гораздо богаче ненасыщенными жирными кислотами, играющими важную роль в нашем пищеварении. Для добычи их не нужно строить никаких ферм. Шелковичный червь, столь любимый в Китае, за 35 дней увеличивает свой вес почти в 10 тысяч раз. Один-единственный термитник содержит до 20 килограммов биомассы съедобных термитов, а стая саранчи достигает веса в 35 тысяч тонн. Примерно столько же весит при старте авиалайнер с полной заправкой. Запасы насекомых практически неисчерпаемы. Их хватит, даже если все люди не будут есть ничего другого.
Сам Бруно Комби уже пять лет питается насекомыми. Обнаружив личинки жука-дровосека на сухой сосне перед домом, он, срезав кору, за двадцать минут набирает их около сотни. А затем сдабривает ими свой традиционный завтрак, состоящий из кофе с булочкой.
Сегодня в Европе насекомых почти не употребляют в пищу, но так было далеко не всегда. Аристотель и Плиний описывают лакомства, приготовленные из цикад и личинок жука-древоточца. В бедных семьях на юге континента еще в прошлом столетии варили суп из майских жуков.
Изгнание гусениц и личинок из рациона европейцев произошло сравнительно поздно - во времена средневековья, когда стали больше потреблять животной пищи. В других районах мира древние традиции сохранились.
Готтентоты в Южной Африке обожают, например, сушеные личинки махаона, напоминающие жареный миндаль. В Китае любят жареные личинки мотылька, их подают с рисом и овощами. В Японии и Китае по-прежнему ценят куколок шелковичного червя: их жарят в яйце, приправив перцем и уксусом. Египтяне отдают предпочтение жуку-скарабею. Саранчу в десятках стран запекают наподобие картошки. В Кении ее ловят ночью под фонарем на белую простыню, отрывают ноги и голову и тушат в собственном жире на вине. По вкусу, говорят, блюдо напоминает креветки. В кинотеатрах Колумбии вместо воздушной кукурузы грызут жареных термитов, а в некоторых ресторанах Ближнего Востока подают на десерт личинки жука, маринованные в вине с мукой.
Впрочем, и европейские кулинары уже начинают осваивать восточные рецепты, готовя удивительно вкусные (по отзывам дегустаторов) блюда из насекомых. Из зеленых кузнечиков и мучных червей делают заливное, а из жука-плавунца - начинку для равиоли. Личинок мух подают в томатном соусе, саранчу - в белом шоколаде. Из цикад приготавливают паштет, приправленный различными пряностями. Гусениц, тушенных в горошке, предлагают в качестве дополнительного гарнира к рыбе. Но, говорят, коронный номер - скорпионы под майонезом. Пальчики оближешь...