UA / RU
Поддержать ZN.ua

Можно ли рекламировать Бога?

С момента своего возникновения христианство вело самую активную среди всех мировых религий проповедь...

Автор: Олег Гавриш

С момента своего возникновения христианство вело самую активную среди всех мировых религий проповедь. Следует отметить, что она оказалась самой успешной в мире — веру в Иисуса Христа сейчас исповедуют более двух миллиардов человек. Другой вопрос, что методы донесения Благой вести всегда вызывали межконфессиональные споры внутри христианства. А во внешнем мире проповедь почти всегда была связана с изменением сложившихся веками устоев и разрушением стереотипов. Не зря ведь завет, принесенный миру Спасителем, называется новым.

В конце прошлого года в Киеве прошла христианская акция, наделавшая много шуму. Одни ругали ее за чрезмерную навязчи­вость и даже усмотрели в ней политическую подоплеку. Другие, напротив, хвалили как наиболее профессиональную и масштабную христианскую рекламную кам­панию за прошедшие десять лет. Не оставив никого равнодушным, социальный проект «Ощути силу перемен» поставил перед обществом целый ряд вопросов. Главный из них — уместно ли и в каком виде у нас в стране применять для проповеди христианства современные рекламные технологии? Для того чтобы ответить на него, необходимо прежде всего разобраться с целями проекта, с тем, насколько они были достигнуты, и выяснить, в чем собственно состоят претензии оппонентов акции.

Как все начиналось

Многие киевляне еще помнят размещенную в столице в конце прошлого года наружную рекламу, где известные люди говорили о том, как Бог изменил их жизнь, предлагалось позвонить по телефону горячей линии и получить книгу, где приведены свидетельства этих людей. Сразу же возникло множество слухов о том, кто проводит акцию. Назы­вали посольство Финляндии, пасторов нескольких известных харизматических церквей и даже киевского мэра Леонида Черновецкого.

Впрочем, как выяснилось, господин Черновецкий к акции вообще никакого отношения не имеет, а ее инициаторами стали не харизматы, а пятидесятники. «В прошлом году в начале марта я был в России. Там на съезде евангельских христиан давали отчет об акции «Ощути силу перемен», и я услышал множество положительных отзывов о ней. После выступления я подошел к организатору этой акции христианину из Финляндии, телепроповеднику Хану Хауку и предложил ему провести ее в Киеве. Он согласился. Так появилась сама идея провести акцию в Украине», — рассказал президент Всеукраинского союза церквей христиан веры евангельской (пятидесятники) Михаил Паночко.

Действительно, «Ощути силу перемен» проект не новый. Подобные уже прошли в более чем 20 городах мира (в Канаде, Ирландии, Новой Зеландии). В странах СНГ его инициатором выступила финляндская телекомпания IRR-TV. На первом этапе IRR-TV предлагает лидерам поместных христианских церквей провести такой проект в их городе. Далее создается духовно-попечительский совет, в который входят священнослужители этих церквей, и оргкомитет, непосредственно занимающийся реализацией проекта. Таким образом, акция «Ощути силу перемен» прошла в 13 городах России, Кыргызстане, Казахстане. Была создана и зарегистрирована общественная организация «Сила перемен». В проекте приняли участие представители благотворительных фондов и общественных организаций, среди которых Библейская лига Украины, Всеукраинский общественный христианско-просветительский благотворительный фонд «Открытая Библия», общественная организация «Всеукраинская христианская ассамблея», фонд Лилии Подкопаевой «Здоровье поколений» и другие фонды.

Акцию поддержали представители действующей власти. «На мой взгляд, акция «Ощути силу перемен» безусловно нужна. Потому что речь в ней идет о рекламе христианских ценностей. Я считаю, гораздо лучше рекламировать то, что Бог может дать выход из любой ситуации, чем рекламировать алкоголь и сигареты», — заявил первый вице-премьер-министр Алек­сандр Турчинов (член БЮТ). С ним согласен и народный депутат Владимир Стретович («НУ—НС»): «На мой взгляд, такая реклама нужна, потому что человек должен всегда видеть, что у него есть выход из сложной ситуации. Эта рекламная кампания также показывает людям, что Бог есть и действует в их жизни».

О целях и итогах

Для самой рекламной кампании были выбраны люди, жизненные истории которых могли бы продемонстрировать возможность перемен. В частности, «лицами проекта» согласились стать Мисс Украина-2007 Лика Роман, чемпион мира по фехтованию Владимир Лукашенко, в прошлом авторитет в уголовных кругах Олег Васюр, подполковник милиции Василий Перегинец, певица Марина Одольская, экс-фут­болист киевского «Динамо» Стефан Решко. Их рассказы о своей жизни вошли в книгу под названием «Ощути силу перемен». В книге также были изложены основные понятия христианства, общие для всех конфессий. Киев­лянам предлагалось позвонить по номеру горячей линии и заказать эту книгу в подарок. Органи­заторы акции ожидали, что, прочитав книгу, люди задумаются о том, что Бог может помочь и в их жизненных проблемах. Как рассказали организаторы проекта, на наружной рекламе был указан номер именно горячей линии, а не телефона доверия, поэтому по правилам проекта телефонисты должны просто принимать заказ на книгу, а не консультировать звонящих. Тем более должна быть исключена агитация за какую-то конкретную церковь или конфессию. Вместе с тем организаторы признают, что такие нарушения имели место. В случае, когда телефонист нарушал правила и об этом становилось известно, он отстранялся от работы на горячей линии. После получения заказа книгоноша должен доставить книгу, познакомиться с получателем и спросить, можно ли позже поинтересоваться впечатлением о ней. При этом книгоноша не должен проповедовать человеку, если тот сам не поинтересуется ответами на свои вопросы. То же самое касается приглашения в церковь. «Цель акции — рассказать о Боге, дать людям надежду в Боге и возможность обратиться к Богу. Мы знаем, что в Украине сегодня очень сложная демографическая ситуация — население страны сокращается. В стране множество алкоголиков, наркозависимых, ежегодно кончают жизнь самоубийством 10—11 тысяч человек. Проводя эту акцию, мы хотим показать, что у каждого человека есть выход — Господь Бог», — говорит господин Паночко. «Теле­видение сегодня рассказывает только о проблемах. А эта акция через телевидение и наружную рекламу доносит тезис о том, что всегда есть выход из самой тяжелой ситуации, и этот выход в Боге. Причем рассказывают об этом известные люди», — соглашается председатель Всеукраинского союза церквей евангельских христиан-баптистов Вячес­лав Нестерук. А председатель Ассоциации миссионерских церквей евангельских христиан Украины Василий Давидюк утверждает: результатом акции стало то, что люди начинали больше ходить в церкви, причем в разные — православные, католические, протестантские. По данным на начало декабря, на горячую линию позвонили и посетили сайт более восьми тысяч человек, из которых 4,5 тыс. заказали книгу со свидетельствами людей.

Аспект политический или духовный?

Впрочем, особенностью прове­дения акции в Украине стал политический скандал. В конце ноября ряд оппозиционных депутатов Киевсовета усмотрели в «Ощути силу перемен» рекламную кампанию киевского мэра Леонида Черновецкого. Вывод был сделан на том основании, что акцию поддержал пастор церкви «Посольство Божье» Сандей Аделаджа, прихожанином которого когда-то являлся господин Черновецкий (сегодня мэр уверяет, что посещает Украинскую православную церковь Киевского патриархата).

Организаторы акции в свою очередь поспешили опровергнуть политическую подоплеку, заявив, что единственным контактом с городскими властями было то, что перед началом проекта общественная организация направила в Киевскую городскую государственную администрацию письмо с информацией о кампании и ее целях.

«Это чистой воды домыслы, которые возникли на почве политического напряжения в Киеве. Хочу сказать, что мы специально перенесли акцию с сентября-октября (предвыборного и острого политического периода) на ноябрь, чтобы ни у кого не было искушения связать акцию с политикой. Но, видимо, ситуация за это время не разрядилась. Я как один из организаторов стою на той позиции, что церковь категорически не должна заниматься политическим пиаром. И еще раз заявляю, что никакого отношения ни к выборам, ни тем более к Леониду Черновецкому это мероприятие не имеет», — пояснил Михаил Паночко. Любопытно, что его поддержали и другие соорганизаторы рекламной кампании. Так, Вячеслав Нестерук заявил: финансирование и волонтеры в ней никак не связаны ни с одной политической силой. А Василий Давидюк отметил, что акция уже несколько лет проходит в России и в других странах мира, где киевский мэр совершенно очевидно поддержки не ищет.

С одной стороны, инцидент можно было списать на накал политических страстей в городе. Действительно, даже обладая раз­витым воображением, сложно представить, чтобы господа Турчинов и Стретович поддержали рекламную кампанию Леонида Черновецкого. Да и большинст­во пасторов церквей Союза евангельских христиан-баптистов (прихожанином одной из церквей ЕХБ является господин Турчинов) сложно заподозрить в сим­патиях к мэру Киева. Но вслед за обвинениями в связях с господином Черновецким послышались сомнения в целесообразности подобной акции вообще. Ведь Бог, как известно, в рекламе не нуждается. Тем более в рекламе настолько заметной. «Каждая конфессия имеет свой взгляд на то, нужна ли реклама для проповеди Слова Божьего. Думаю, что рекламу, скажем, Православной церкви в ближайшее время вряд ли можно будет увидеть», — говорит архимандрит Евстра­тий, пресс-секретарь Киевской патриархии Украинской православной церкви.

Библейский опыт

Таким образом, основной вопрос состоит в том, допустимо ли применять рекламные технологии для того, чтобы донести людям Благую весть. У организаторов акции ответ на этот вопрос однозначен. «Естественно, Бог не нуждается в рекламе, Он нуждается в том, чтобы люди были счастливыми, а реклама — это один из вариантов обратиться к человеку. И если сегодня это средство используется для продвижения явлений, которые разрушают человека, таких, как пьянство, курение, то почему бы при помощи этого средства не показать выход из проблем? Конечно, использование наружной рекламы — довольно необычный способ донесения истины о Боге, поскольку раньше этого никто не делал, — рассказывает ответственный за рекламную кампанию общественной организации «Ощути силу перемен» Роман Мальцев. — И поэтому людей, которые не воспринимают так называемой рекламы Бога, можно понять. Вера дейст­вительно является личным делом каждого, и ее не принято выставлять напоказ. Но все же, если хоть один человек, увидев эту рекламу, поверит, что перемены в его жизни возможны, то она имела смысл».

Впрочем, результат хоть и является важным показателем в любом христианском начинании, но все же может быть обманчивым. Вспомним, что вначале крестоносцам удалось отвоевать Иерусалим, да и инквизиция первое время смогла вернуть в лоно церкви десятки оккультно зависимых людей. Основным критерием в христианстве все-таки является не кратковременный результат, а соответствие той или иной инициативы библейской практике. Только в этом случае плоды будут настоящими и, скажем так, вкусными. Михаил Паночко уверен, что проводимая по его инициативе в Киеве акция полностью соответствует Библии. «В Послании к Евреям 1:1 сказано: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках». Слово «многообразно» означает разное. И действительно, если мы посмотрим на некоторые действия пророков, они нас удивят: пророк Иеремия закопал, а затем раскопал свой испорченный и изъеденный червями пояс, пророк Осия вообще женился на блуднице. И все это было частью проповеди Божьей. В Евангелии Спаситель говорит притчами, что также весьма необычный способ проповеди», — говорит господин Паночко. С ним соглашается и Вячеслав Нестерук: «Этот вид проповеди я считаю вполне традиционным. Иисус учил там, куда приходили люди — в храме, в городах, у берега озера. Сегодня люди находятся в Интернете, они смотрят телевизор, обращают внимание на рекламу. Поэтому нужно проповедовать через эти носители».

Ментальные различия

Любопытно, что из всех традиционных конфессий рекламные технологии как способ проповеди прежде всего поддержали представители западного христианства. «Я считаю, что использовать рекламу, Интернет, СМИ для того, чтобы донести весть о Боге, правильно. Таким образом мы создаём альтернативу человеку, который видит эту рекламу, читает Интернет и СМИ. Думаю, что каждая церковь должна использовать современные способы донесения информации о Боге. Но тут важен вопрос: «О Боге или о себе?»», — рассуждает руководитель департамента информации Украинской греко-католической церкви отец Игорь Яцив. Впрочем, гораздо более осторожно к рекламе относятся представители православной церкви. «Если говорить о внеконфессиональной рекла­ме, то это могла бы быть социальная реклама основополагающих добродетелей — любви к ближнему, милосердия, приоритета духовных ценностей над материальными. Чтобы потребитель рекламы понимал, к чему его призывают, и реализовывал это в соответствии со своей религиозной традицией», — заявил архимандрит Евстратий.

Церкви, чьи прихожане более консервативны и, так сказать, ментально ближе к восточной культуре, осторожнее относятся к любым новым инициативам. Причем речь идет не только о меж­конфессиональных акциях, а даже о поведении отдельных священнослужителей внутри церкви. Достаточно вспомнить, что выс­тупления профессора Московской духовной академии диакона Андрея Кураева на концертах группы «Алиса» и «ДДТ» привели к множеству нареканий со стороны клира Русской право­славной церкви. А его высказывание на концерте, посвященном дню Крещения Руси, — «Я хочу обратиться к тем, кто не крещен: ребята, вы попали», вообще повергло в шок значительную часть прихожан. Таким образом, можно сказать, что неприятие проповеди, которая ведется через современные рекламные технологии, является скорее культурным. А значит, акции такого рода останутся востребованы в нашей стране. Хотя бы потому, что в Украине всегда были представлены обе христианские традиции — западная и восточная.