UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мозги на вынос

Имитация поисков истины в «Детекторе лжи»

Автор: Олег Покальчук

Ругать телевизионные ток-шоу - занятие не то чтобы неблагодарное. Самооценку повышает, здоровью не угрожает (это же не политика), автоматически зачисляет критикующего в разряд интеллигентов. Опять же, телевизионщикам все равно, как о них говорят, лишь бы говорили. А негативная реклама еще круче кондовой.

Эффективность, конечно, как от критики депутатского корпуса. То есть нулевая. Это в начале украинских политических времен существовало заблуждение, что имеется обратная связь с телесеятелями разумного, доброго и вечного цифрового дерьма. Уфологическая такая парадигма, как у контактеров с инопланетным разумом. И если говорить об этом прямо в телеэкран, да погромче, то культура медийных испражнений сразу вырастет. Ибо телебояре - плохие, а царь - он хороший, просто ему не говорят всю правду, и надо ее донести.

После убийства Кеннеди некий предприимчивый продавец оружия повесил у себя в магазине плакат: «Не ружья убивают людей. Люди убивают людей». Поэтому, ведя разговор о передаче телеканала СТБ «Детектор лжи», будем придерживаться именно этого подхода. Отечественное телевидение уже довольно давно предлагает широкий ассортимент разных орудий интеллектуального самоубийства. Как и у производителей стрелкового оружия, здесь есть самые различные вариации моделей - с разным калибром, дневными и ночными прицельными приспособлениями, скорострельностью, отделкой и эргономикой. Цена для потребителя, как ни странно, одна. Но это, как и водится при низких ценах на товар повышенного спроса, вопрос государственной дотации. Любая страна заинтересована в оболванивании своего потребителя/избирателя и поддерживает производителей разных видеогильотин, телеудавок и цифрострелов.

В этом смысле «Детектору лжи» далеко до «кольта» с перламутровой рукоятью, но на «форт-12» с позолотой он вполне тянет. Со всеми вытекающими...

Герой передачи подключен к полиграфу, фиксирующему изменение пульса, потоотделение и прочее в зависимости от задаваемых вопросов. Человеку, которого детектор лжи признает правдивым, вручается приличный денежный приз. Предполагается, что вопросы морально-сексуального характера настолько остры, что обмануть полиграф практически невозможно.

Да будет вам... Во-первых, не нужно быть регулярным читателем «Телекритики», чтобы знать - в зрелищной телепередаче, как и в кино, все от начала до конца жестко подчинено сценарию и режиссуре, особенно «экспромты» и «неожиданности». Во-вторых, работа на полиграфе первоначально предполагает настройку на индивидуальные особенности испытуемого, задавание заведомо простых вопросов. По этим данным уже калибруется дальнейший процесс. В-третьих, чтобы хоть как-то квалифицировать ложь на полиграфе, нужно ответить на 38 вопросов. В-четвертых, главная составляющая исследования - не компьютерная железяка, а тот, кто умеет правильно интерпретировать ее данные. А психопаты вообще не испытывают боязни разоблачения или восторга от собственного обмана, у них все ровно.

В основе известного телесериала «Теория лжи» лежат настоящие многолетние исследования профессора Калифорнийского университета Пола Экмана. Которые, в частности, гласят, что человек врет в среднем три раза за десять минут. Сознательно он это делает или инстинктивно, аморально это или допустимо - ответы лежат вне плоскости инструментальных исследований. Шестая глава книги Экмана «Психология лжи» посвящена именно детектору лжи.

«Точность детекторных испытаний вообще не имеет реального значения. Само испытание или хотя бы только угроза его вынуждает людей давать информацию, которую при других обстоятельствах они никогда не открыли бы. Относительная польза детектора заключается в том, чтобы на нем периодически проходили испытания те люди, которых уже приняли на работу», - говорит Экман.

Тем не менее есть красочная имитация поисков истины, «охи» и «ахи», крупные планы «неожиданных» реакций, подробности сексуальной и профессиональной активности и прочее. Наверняка «смотрибельно».

Держу пари, что аудитория, в частности, смотрит передачу с познавательной целью - как вести себя так, чтобы половчее одурачить окружающих. Так же, как после выхода известных книг Дейла Карнеги прочитавших их легко было определить по не сходившим с лиц дебильным улыбкам, теперь мы, вполне вероятно, будем замечать лениво-расслабленных, однотонно вещающих и скованно двигающихся особей с горящим в глазах огнем тайного знания от СТБ.

Украинцы не более нравственны, но и не более лживы, чем другие народы. Но тут есть свои нюансы. Мужчины лгут чаще, чем женщины, зато женское вранье более изобретательно. Европейцы вообще врут чаще, чем азиаты. Гражданину ЕС тягостно говорить, что у него что-то не заладилось, и у него на словах все «ОК» даже при полном фиаско. Наши обычно привирают, что у них все из рук вон плохо - мол, дайте копеечку на пропитание. Итальянцы - известные мастера расцвечивать самый банальный сюжет. Затем идут французы, чем шире улыбка, тем больше шанс, что вам что-то «впаривают». Немцы вообще избегают критического лексикона по поводу кого-либо и чего-либо, даже если это более чем уместно. Англичане - любители списать потерю вещей на воровство, чтобы получить страховку. Но в целом все врут достаточно безобидно, в интересах политкорректности и настроения собеседника. Голландцы, как выясняется, лгут меньше всех. Может, просто тормозят?

Национальные особенности украинского вранья можно попробовать представить себе таким образом. Мы отчетливо понимаем разницу между добром и злом, но где сами находимся в этой системе координат в каждый конкретный момент, определяем с большим трудом. Поэтому часто происходит то неадекватное завышение самооценки, то столь же неадекватное занижение, то «Згинуть наші воріженьки», то «Плач Ярославны на валу».

А окружающий мир совсем не так пафосен, романтичен и нравственен, как нам, украинцам, слаженный еврохор об этом врет.

Прятать подальше еду, оружие и свои подлинные чувства мы научились давно и очень хорошо. Был у нас такой замечательный учитель по имени Советская власть. Но мы также любим подглядывать за другими в поисках того, что сами уже надежно спрятали. И, как дети, забыли - где именно спрятали.