Какими мы хотим видеть своих детей? Добрыми, жизнерадостными, смелыми, умными, уверенными в себе, любимыми. Доброта среди этих качеств первична, поскольку злой, мстительный человек не может быть по-настоящему счастлив. Ему трудно получать радость от жизни, его нельзя назвать по-настоящему умным, его трудно любить. Воспитать доброго человека нелегко. Еще труднее сохранить это качество, будучи взрослым, ведь столкновения с несправедливостью, агрессией в повседневной жизни редко кому удается избежать. И все же воспитывать доброту в детях необходимо. В первую очередь — для того, чтобы они сами смогли стать счастливыми…
Первые уроки доброты ребенок получает от родителей. Дети изначально эгоистичны — они просто не понимают, что их мама должна заботиться еще о ком-то, кроме них. Такие эмоции, как любовь, нежность, жалость, сочувствие и сострадание, формируются у ребенка лишь в возрасте от 3 до 5 лет. Если наш взгляд выражает любовь и доброжелательность, ребенок научится так же смотреть на людей. Если мы видим вокруг себя одних негодяев и подлецов, то такое же восприятие мира навязываем своему ребенку. Характер ребенка формируется по нашему образу и подобию. В большинстве случаев дети — это наше зеркало. Как часто видят они нас раздраженными, недовольными, равнодушными, с сердитым или перекошенным от злости лицом? Как часто слышат они наши крики, оскорбления, упреки, негативные отзывы о других людях? На эти вопросы нужно ответить честно и помнить, что воспитание детей начинается с самовоспитания, с личного примера.
Добрый человек всегда ориентируется на других людей, он видит и слышит их. Поэтому необходимо прививать внимательность ребенка к членам семьи, а затем и к другим людям. Как это сделать? С двух лет малыш уже может помогать родителям. Например, стоя на стуле, мыть небьющуюся посуду, нести в рюкзаке часть продуктов из магазина, орошать водой листья растений, вытирать пыль… Конечно, ребенок не сделает это так же качественно, как это делаем мы. Но ведь главное в другом — научить ребенка получать удовольствие, когда он делает что-то для других. При этом не следует награждать или хвалить детей за ласку, за внимательность, заботу и помощь. Достаточно спокойных слов одобрения: ребенок должен привыкнуть считать такое поведение нормой.
Рождение младшего братишки или сестренки может стать поворотным моментом в жизни ребенка. От поведения родителей зависит, поселится ли в детском сердце ревность и обида, или это событие станет толчком к развитию заботливости. Родителям нужно вместе с первенцем заботиться о малыше, вместе любить его, а не отстранять старшего ребенка от помощи, мотивируя это тем, что он еще маленький. Так ребенок научится делиться лакомствами и игрушками с маленьким, перестанет быть эгоистичным, что часто можно наблюдать в семье с единственным ребенком. Важно, чтобы ребенок чувствовал: появление братика или сестрички не означает, что любовь родителей делится теперь на двоих и, следовательно, его самого теперь любят меньше. Это означает, что любви в семье стало вдвое больше. И если это действительно так, ни о какой ревности не может идти речи, старший будет с любовью и удовольствием заботиться о младшем.
Понаблюдайте за своим малышом: умеет ли он сочувствовать другим людям? Жалеет ли ребенок вас, когда вы плохо себя чувствуете или заболели? Или остается равнодушным и ведет себя так, как всегда? Сочувствие возможно только тогда, когда мы умеем различать свои собственные чувства. Только тогда мы можем уловить, что чувствует другой человек. Если ребенок научиться определять свои эмоции и переживания, он сможет увидеть их и в других людях. Очень важно помогать детям обозначать словами свои чувства. «У меня прекрасное настроение», «Мне больно…, радостно…, приятно…, плохо…, весело», «Я боюсь…, рада…, счастлива…, сердита, огорчена» — если ребенок слышит, как мама выражает свое внутреннее состояние, то научится этому у нее. Для эмоционального развития ребенка могут быть полезны и следующие упражнения. Нарисуйте с малышом солнышко, которое хмурится, радуется, смеется, плачет, огорчено, обижено, удивлено, испугано. Спросите ребенка, какое вы нарисовали солнышко. Если малыш затрудняется, помогите ему: «Это печальное солнышко», «Это веселое солнышко» и т.д. Вместе с ребенком изобразите различные эмоции с помощью мимики. Малышу очень понравится это занятие и доставит много удовольствия. Можно послушать музыкальные отрывки и попросить детей описать настроение музыки: веселая — грустная, бодрая — усталая, ясная — мрачная... Все эти упражнения не займут у родителей много времени, а ребенку доставят радость и, несомненно, пользу. Обсуждение книг, мультфильмов, реальных жизненных событий также помогут ребенку стать внимательным к тому, что происходит вокруг него и с окружающими его людьми, научит замечать, когда люди радуются и огорчаются, понимать причины их эмоционального состояния.
Нужно ли детей учить прощать своих обидчиков? Конечно, да. Иногда родители сами не прощают тех, кто сделал им больно или предал. Эта обида и злость, находящиеся внутри нас, сказываются негативно не на наших обидчиках, а в первую очередь на нас с вами и на наших детях. Если вашего ребенка обидели, помогите ему сделать правильный вывод: есть люди, с которыми не стоит дружить и общаться. Учите его давать сдачи, умению постоять за себя, но не допускайте, чтобы злость, месть или обида пустили корни в его душе. Уметь прощать — значит принимать людей такими, какие они есть, не зацикливаться на своих негативных переживаниях и продолжать радоваться жизни.
Только доброта, прививаемая человеку с детства, может принести свои плоды. Какими вырастут наши дети, какой выберут путь, зависит только от нас.