UA / RU
Поддержать ZN.ua

МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ

Если я попался вам навстречу, Значит, вам со мной не по пути... К. Никольский Большинство жителей городов в своих суетливых делах выезжают за рамки города разве что летом на дачу, да раз в год куда-нибудь на море...

Если я попался вам навстречу,

Значит, вам со мной не по пути...

К. Никольский

Большинство жителей городов в своих суетливых делах выезжают за рамки города разве что летом на дачу, да раз в год куда-нибудь на море. В зависимости от толщины кошелька море меняет свой цвет от черного до красного.

Так как до сезона отпусков ещё слишком далеко, прокатимся не к морю, а на северо-восток, к Белокаменной. Но прежде чем мы увидим Кремль через лобовое стекло машины с украинскими номерами - дорога.

Протяженность трассы 870 км по карте, но если вам нужно помотаться по Златоглавой хотя бы один день, смело рассчитывайте на минимум 2000 км в оба конца.

Главное препятствие на трассе - это, безусловно, таможня. Должен признать, что, не мало покатавшись на машине по Европе и странам СНГ, я был приятно удивлён. Пересечение обеих таможен заняло 1,5 часа, в обратном направлении и того меньше - всего сорок минут. Конечно, для западноевропейских граждан это на грани понимания, но для наших, прошедших огонь и воду в железном занавесе, это просто-таки медные трубы. Правда, пока это касается только «легковой» очереди. Для камионов, как и прежде, очереди варьируют между длиной в 200 метров и до нескольких киллометров. Зависит это от более сложного оформления документов, проверки грузов и в немалой степени, как и прежде, от конкретной смены таможенников. Каждый простоявший в очереди обязан за это время осознать, что его не просто должны проверить и оформить, а его пускают, ему разрешают, если посчитают возможным, пересечь великую государственную границу.

Но народ у нас смекалистый и из всего пользу извлекает. Когда были «легковые» очереди, процветало местное народное творчество. Жители приграничных посёлков Сумской области занимали общую очередь, а потом продавали места тем, кто, имея лишние деньги, позволял себе не унижаться глупой тратой времени. Чем длиннее очередь, тем выше была цена. Половина очереди стоила 50 тысяч русских рублей, а место под шлагбаумом - 100 тысяч. Самое забавное, что здесь нет никакого криминала, постсоветский самопальный сервис, если хотите.

Но «легковые» очереди почти пропали, и одарённые сумские «таможенные брокеры» ждут, когда таможня разродится очередным документальным шедевром и осчастливит людей новыми искусственными барьерами, а значит, и очередями.

Правда, без чисто советских таможенных нонсенсов всё равно не обошлось. Первое, что нам заявили родные украинские таможенники, - это то, что оформлять декларацию о временном вывозе машины с обязательным возвратом мы должны были, оказывается, ещё в Киеве, так как наша машина легковая и частная. Но так как у нас имелись командировки (правда, не имеющие привязки к конкретной машине), то нам разрешалось сделать это на месте. Ход мысли тех, кто это придумал, так и остался для нас загадкой. Но мы обрадовались, что всё обошлось без возврата в Киев. Из этого напрашивается вывод и совет для вас: берите с собой в дорогу как можно больше всяких документов и бумажек, авось пригодится. С бумажкой вы, может быть, и человек.

И еще о документах. При возврате в Украину наши таможенники потребуют от вас талон токсичности, который обычно в городе не очень-то и нужен. Если его нет, то извольте внести свою финансовую лепту в чистый воздух родной страны. Ещё вам пригодится страховой полис. Если с собой не захватили - не отчаивайтесь. Заплатите в соседнем вагончике, правда, несколько дороже. По количеству вагончиков вы можете заранее определить общую длину процедур. В общем, сбор взносов таможенного сервиса на высоте. И вот талончик, полученный от пограничника в начале аттракциона, весь в разноцветных печатях, и пограничник с другой стороны, как «швейцар в ресторане», открывают долгожданные врата в другую страну. Далее призовая игра в том же порядке на заграничной таможне.

А в целом надо признать приятную тенденцию. Обстановка на границе, по крайней мере на Глуховском переходе, стала заметно спокойней и более здоровой. Если раньше любой сержант всем своим видом демонстрировал, что он и есть закон, власть и государство, то сейчас отношение к проезжающим стало не как к государственным преступникам, а более цивилизованное. Так что если у вас нет бриллиантовой руки, то бояться вам нечего. Хочется верить, что это действительно уже тенденция, а не случайность.

Ныне модно говорить о связи Украины и России только с точки зрения высокой политики. Поэтому не может не радовать факт, что на таможне уже нет столь очевидного деления на «наших» и «чужих». Если есть, то уже гораздо слабее и больше по-деловому.

Но покоряясь всеобщей политической моде, вынесу своё предположение, как выбирать президентов. Возможно, выбирать их нужно по бывшему месту жительства. Президенты тоже люди и даже у руля страны нет-нет да и свернут на денёк-другой в родную деревеньку или на завод. Но и представительские президентские машины не смогут незаметно поглотить все прелести СНГшных дорог. А к таким высокопоставленным встречам может и найдутся денежки в бюджете, чтобы сделать дороги цивилизованнее. Возможно, поэтому в своё время оживились дорожные работы на Черниговщине. И без того прекрасная зеленая Днепропетровская окружная нашла своё продолжение до Павлограда, ну а лучший участок трасс под Киевом - дорога в международный аэропорт Борисполь.

Трассу Киев-Москва, по крайней мере приличный её участок, не зря в народе называют «хрущевка». Самые лучшие участки дороги при подъезде к столицам. В сторону Киева это кусок питерской трассы от Коптей, а перед Москвой почти на таком же расстоянии (порядка 100 км) - от Обнинска.

Сравнительно с остальными дорогами, в Черниговской области трасса относительно нормальная. А вот, пожалуй, самый ужасный участок - это Сумская область. Поэтому новый «налог за проезд по дорогам Сумской области» выглядит прямым издевательством не столько над карманом, сколько над сердцем водителя и подвеской его машины.

После прохождения границы разгоняться тоже не спешите, хотя бы до первого поста ГАИ. Здесь трасса расходится на Брянск и на Орёл. Этот аппендикс - кусочек Курской области. Далее начинается Брянская область. Эту бетонку и принято называть «хрущевка». Трасса строилась как стратегическая, поэтому на ней нет ни сёл, ни городов почти до Брянска. С одной стороны это радует, ведь ограничение скорости появляется обычно только на постах ГАИ. Но, с другой стороны, остаться на этом участке ночью зимой с поломанной машиной - врагу не пожелаешь.

Заправляться лучше как можно больше дома. На трассе с топливом проблем нет, но не гарантированы ни качество, ни цена. Несмотря на всевозможные постановления, цена может подпрыгивать в полтора раза. Торг, как говорил отец русской демократии, неуместен. В России то же самое: чем дальше вглубь, тем дешевле бензин. Но на границе с большим количеством канистр тоже могут возникнуть проблемы. Так что ищите золотую середину.

И еще о расходах непредвиденных. На новой форме стражей порядка на украинском языке высвечивается весьма двоякая аббревиатура «ДАI».

«Дать» мне по трассе пришлось всего лишь дважды, это тоже крайне мало за 2000 км. Первый раз в России было предложено заплатить по квитанции 5000 русских, хоть и факт нарушения лимита скорости был не бесспорным, но тратить время по такой ерунде смысла не было. В Украине в Вертиевке то же удовольствие было оценено в три раза дороже. Я, улыбаясь, попросил доказательств нарушений, хотя платить не отказывался. Прапорщик, улыбаясь ещё шире, сказал свой главный и неоспоримый аргумент: прав тот, у кого больше прав. Мои «права» были у него в руках. Постаравшись ещё шире улыбнуться, я отметил, что этот факт уже бесспорен. Сделав неимоверное усилие, инспектор улыбнулся уже так, что в небе радуга проснулась и стало вдруг светлей. Надо признать, что и моё радушие было оценено на ту же сумму и документы мне честный прапорщик вернул без штрафа. Так что прав был старик Мюнхгаузен: «Улыбайтесь, господа, серьезный вид - ещё не признак ума».

И вот уж мелькнул родной по названию посёлок Киевский, прозвучала сотнями голосов фабрика пластинок в Апрелевке, и мы на подъезде к столице бывшего Союза. Если от усталости вам померещится, что на трассу садится огромный «Боинг», - не пугайтесь. Это не съёмки фильма «Приключения «новых итальянцев» в России», это просто Внуково. Взлётная полоса аэропорта располагается почти параллельно трассе. Гоняться за «Боингом» бесполезно, но вот давать москвичам повод демонстрировать, что вы тут лишний, тоже не стоит.

Перед вами развязка Ленинского проспекта и МКАД, и здесь отступают законы трассы и начинаются суетливые порядки огромного города-агломерата.

Говорят, национальный характер напрямую влияет на стиль вождения. Отчасти это правда. Немцы ездят до противного правильно, французы - небрежно, итальянцы - излишне темпераментно и т.д. Если в двух словах вместить московский стиль езды, то москвичи в большинстве ездят суетливо и нагло. Суета во всём. Если вы двигаетесь в многорядной глухой пробке, то обязательно найдётся кто-нибудь, кто правдой-неправдой попытается влезть перед вами. В километровом заторе с черепашьей скоростью такая рокировка абсолютно ничего не меняет, но от суетливости столицы уже никуда не деться даже психологически. Если вы и дальше будете зевать, то вас начнут затирать и подрезать на каждом углу все кому не лень. Поэтому в Москве нужно ездить всегда уверенно, немного нагло, но не опасно. Уверяю вас, что вы моментально почувствуете, как с вами считаются, на чём бы вы ни приехали, хоть на «ушастом» «Запорожце». Кстати, «Таврию» и «Запор» в Москве, мило подтрунивая, называют иномарками.

Вторая деталь, которая бросается в глаза, - это огромное количество броневиков, но не армейских, а банковских. Армейские броневики не встречал, путча на этот раз не было, хотя какая-то забастовка парализовала движение в центре в один из дней. А вот бронированных автосейфов на базе разнообразнейших машин, от грузовиков до джипов, - хоть отбавляй. В Москве оборачивается порядка 80% всего капитала России, поэтому обилие крепких бежевых машинок с зеленой полоской вполне объяснимо, но всё же остаётся впечатление, что у москвичей всеобщая мания возить вперёд-назад деньги. Забавная картина. Кстати, встречаются такие крепыши уже и местного, российского, производства.

И ещё о стилистике московской езды. Не меньше чем броневиков, естественно, в Москве и тех, кто владеет их содержимым. У новых русских на дороге своя подача, свой стиль. Только по левой полосе, с включенной всевозможной и невозможной иллюминацией на бешеной скорости несётся шестисотый «Мерс» или что-либо того же класса. В нём восседает ставший притчей во языцех герой анекдотов - новый русский. Сзади и чуть правее от него, на той же бешеной скорости, буквально в метре - машина сопровождения и охраны, как правило, полноразмерный внедорожник. В нём вооруженные головорезы, готовые снести любого на пути своего босса. Таких «сладких парочек» по Москве летает бесчисленное множество. Мой старинный друг, коренной москвич, профессиональный гонщик, вынужден тоже отводить вправо свой «Блейзер», чего раньше с ним никогда не было, когда на хвост садились эти грозные парочки. Он утверждает, что они так передвигаются не только в целях безопасности, но и демонстрируют всем и друг другу свою вседозволенность. В последние месяцы московская ГАИ вынуждена проводить беспрецедентные акции по наведению порядка в сильно разросшейся семье «мигальщиков». Зачем они занимают при этом полторы полосы и откуда пошла эта мода, стало ясно чуть позже.

Когда мы выехали из Москвы в Киев, нам навстречу мчался из Внуково огромный кортеж президента Белоруссии. ГАИ освободила не только два ряда в сторону Москвы, но и один из двух в противоположном направлении, то есть три полосы из четырёх. Вот откуда мода ездить в полторы дороги. В сторону попутную трасса была перекрыта часа за полтора до прилёта самолёта. Незабвенный Леонид Ильич заплакал бы, глядя, как его перещеголяли не только президенты, но и русские бизнесмены в умении подавать свою персону.

Вспоминалась картинка в Париже. В аэропорту де Голя встречали премьер-министра Великобритании. Полиции было безусловно не меньше, но проблем проезда почти не чувствовалось. Если движение и перекрывалось где-то, то на считанные минуты. На Западе человек, в том числе и водитель, для государства в первую очередь налогоплательщик и, более того, избиратель. И он не обязан тратить своё драгоценное время на того, кого избирает.

Но Бог с ними, вернёмся к нашим баранкам. Для нормального водителя передвижение по Первопрестольной хоть и не вызовет особого удовольствия, но большого труда не составит, особенно для драйверов, привыкших к специфике крупных городов. Достаточно немного свыкнуться с нагловатой суетой москвичей, немного ориентироваться в крупных развязках или хотя бы сторонах света, ну и быть в курсе, что существуют какие-то писаные и неписаные Правила дорожного движения. Что касается чужих флажков на номерах, то особо белой вороной вы тоже не будете выглядеть. В Москве, как и в любом столичном агломерате, бесчисленное количество национальностей, а соответственно приезжих и транзитных машин. Конечно, к чужеземцам всегда особый интерес и в Москве, и в Киеве, и почти везде. Поэтому шансов быть остановленным ГАИ у вас больше, чем у москвича. Но у московской ГАИ хватает своих забот, так что об особой придирчивости или глобальной градации говорить не приходится.

В Москве необходимо регистрироваться, если вы проживаете больше недели. Формально такой закон существует, но на практике не выполняется. Реально регистрируются только кавказцы, которые регулярно проживают в Москве, так как их постоянно проверяют. На остальных это почти не распространяется, и с этим вопросом в Москве стало заметно спокойней по сравнению со временем путчей и начала чеченской войны. Не выполнимо это распоряжение по двум причинам: во-первых, система штрафов не отработана и не реальна. Для кого-то в СНГ штраф будет копейкой, для кого-то - месячной зарплатой. И главное, кто и как сможет доказать, что вы не вчера заехали в столицу, а всё остальное время не дегустировали пирожки у бабушки под Рязанью? Поэтому если вы не совершаете ничего противоправного в Москве, пусть этот вопрос вас вообще не беспокоит.

Если оторвать взгляд от машин, то Москва поражает ещё грандиозностью реконструкций, в том числе и дорожных. Таких новостроек Москва не видела со времён Юрия Долгорукого. Москва слезам и обещаниям не верила и не верит. Когда же перестанут верить слезам строителей и дорожных служб у нас, в столице независимого европейского государства?