UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мобильное детство: тонкости технологии

Весьма популярный в прошлом лозунг «Дети — наше будущее» обрел новое дыхание. Причем вдохнули его...

Автор: Оксана Приходько

Весьма популярный в прошлом лозунг «Дети — наше будущее» обрел новое дыхание. Причем вдохнули его… операторы мобильной связи, которые все чаще делают основную ставку именно на молодежный сегмент своей потенциальной аудитории. Во-первых, динамика роста молодежного рынка несоизмерима с темпами роста других сегментов — как за счет его естественного прироста, так и за счет роста показателей его насыщения. С другой стороны, подрастающее поколение не только стремится к неограниченному мобильному общению, но и наиболее живо реагирует на все новые и новые «навороты», которые значительную часть взрослых пользователей уже несколько утомили. Примечательно, что если раньше шла речь преимущественно о подростках, то сейчас чаще говорят именно о детях. Ведь, как показало последнее исследование британского агентства Carrick James Market Research, мобилки есть у каждого четвертого англичанина, принадлежащего к возрастной группе 7—9 лет, и у девяти из десяти — в возрасте от 17 до 19. Каждый третий юный пользователь норовит бесплатно «урвать» дополнительные услуги, хотя 19 процентов оплачивают скачивание новых рингтонов и 10 процентов — игры. Правда, далеко не всегда платят сами подростки. Чаще всего это приходится делать их родителям. И в этом случае интересы самих пользователей, тех, кто эти услуги оплачивает, и тех, кто их предоставляет, расходятся самым критическим образом.

Главным стимулом для родителей при покупке своему чаду трубки является забота о его (ее) безопасности. Чтобы всегда можно было проконтролировать своего ребенка, чтобы у него всегда была возможность сообщить о своем местонахождении — иными словами, чтобы постоянно держать его на мобильном поводке. Этим требованиям отвечают самые простые, недорогие аппараты, которые к тому же существенно снижают вероятность разбойного нападения на ребенка именно с целью отобрать мобилку. То же касается и предоставляемых услуг. Единственное исключение — встроенная в аппарат система спутникового определения местонахождения, которая есть далеко не во всех простых трубках.

У детей, естественно, совсем другие предпочтения в этом отношении. Для них крутизна аппарата во многом является необходимым элементом юношеской социализации. И благодаря тому, что обладатель наиболее навороченной трубки сразу вырастает в глазах окружающих, и благодаря тому, что возможность воспользоваться наиболее популярными услугами существенно расширяет круг мобильного общения ребенка. Включая, естественно, и те функции, от доступа к которым взрослые стремятся оградить неокрепшую детскую психику.

Операторы в этом случае демонстрируют явную дихотомию. С одной стороны, все большую популярность приобретают различные «примочки», позволяющие детям обойти контроль со стороны взрослых. Так, например, как это произошло с Mosquito. Изначально этот «репеллент для подростков» британская компания Compound Security Systems Ltd. выпустила на рынок для тех, кто стремился предотвратить скопления непредсказуемых подростков в нежелательных местах. Маленькая коробочка, снабженная динамиками, издавала резкий неприятный звук частотой 17 килогерц — способность к восприятию которой у людей старше 20 лет практически полностью исчезает. Предполагалось, что, установив такой «репеллент» перед входом в престижный бутик или ресторан, его владельцы оградят своих посетителей от выбросов излишков подростковой энергии, далеко не всегда вызывающих одобрение окружающих. Однако кому-то из чересчур активных подростков пришло в голову записать этот сигнал на диктофон и затем распространять его в качестве рингтона, который остается неслышимым для учителей и родителей, но зато отлично воспринимается детским ухом. Через некоторое время компания-разработчик Mosquito, оценив феноменальную популярность этой услуги, запустила свою, уже коммерческую, ее версию. И теперь продает этот рингтон за неполные три доллара. Естественно, родители, оплачивая счет, далеко не всегда в курсе, на что именно потрачена эта сумма.

Именно решением последней проблемы и обеспокоились некоторые другие компании, в частности одно из подразделений Walt Disney. Компания, на мультфильмах которой выросло уже не одно поколение детей, взялась за предоставление услуг их родителям. В частности, они теперь смогут ограничивать время пользования телефоном (например, вводить запрет на его работу во время школьных занятий), создавать «черный» список номеров (вызов с которых и на которые будет автоматически блокироваться), отслеживать количество, содержание и адреса доставки SMS и MMS. В общем, положить полный конец мобильной свободе подрастающего поколения. Интересно только, с помощью какого трюка обойдут все эти преграды сами подростки и те компании, которые делают ставку не только на нынешних, но и на потенциальных клиентов. И в которых работают вчерашние подростки, прошедшие отличную мобильную школу приобщения к новейшим достижениям современных технологий.