UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мне 14 лет. Я украинец

В школе дети учат, что Днепр делит Украину на правобережную и левобережную части. А в жизни они слышат — на запад и восток...

Автор: Валентина Гаташ

В школе дети учат, что Днепр делит Украину на правобережную и левобережную части. А в жизни они слышат — на запад и восток. Есть ли на самом деле существенные различия между этими регионами? Состоялось ли полноценное формирование и становление национального единства в Украине? Каковы особенности украинского самоопределения? Не дождавшись ответа на эти вопросы от взрослых, харьковская девятиклассница Полина Власенко решила при поддержке своего преподавателя Натальи Чуб провести среди сверстников собственное социологическое исследование.

Девочка провела анонимное анкетирование учеников «Авторской школы Бойко», где она учится, и гимназии «София» во Львове — всего 204 человек. За исключением нескольких учителей, это были дети школьного возраста, самому младшему из опрошенных исполнилось 9 лет, самому старшему — 14. Работа «Исследование украинской национальной идентичности в различных этнических и исторических регионах Украины» была представлена на 12-й Международной конференции молодых ученых, которая состоялась в Польше.

Главное — любить свою страну и гордиться ею

Все львовяне заполнили свои анкеты на украинском языке, а харьковчане — на русском. Соответственно, одни назвали украинский в качестве языка повседневного общения, другие — русский. И если все ребята из львовской гимназии в графе «национальность» написали «украинец», в Харькове картина оказалась более разнообразной — украинцы, русские, белорусы, евреи, армяне, грузины, греки и даже испанец и вьетнамец.

«Что именно играет наиболее важную роль в национальной идентификации украинцев?» — чтобы получить ответ на этот вопрос, юная исследовательница предложила ребятам выстроить по степени важности 16 различных признаков.

Оказалось, что и львовяне, и харьковчане практически единодушны во мнении, что самыми значимыми признаками гражданина Украины являются «любовь к своей стране» и «гордость за нее». Именно эти признаки занимают первое-третье места. Близки ребята к согласию и относительно таких критериев, как «участие в культурной и политической жизни страны» и «планы связать с ней свое будущее», хотя и отодвигают их на седьмое место. И, не сговариваясь, оба региона посчитали не существенными такие признаки, как «длительный срок проживания в стране», «внешность», «украинские корни» и «специфические черты характера». А вот по трем позициям — «использование украинского языка», «носительство украинских традиций» и «осознание своей национальной принадлежности» — выявилось значительное несовпадение мнений. Все три признака оказались гораздо важнее для юных львовян, чем для харьковчан.

«Какие черты характера свойственны современному украинцу?» — таким был второй вопрос Полины. Чтобы выяснить мнение подростков, школьница представила им целый набор разнообразных парных качеств и предложила оценить по степени возможного присутствия в характере. Например, «добрый—злой», «жесткий—мягкий», «сильный—слабый» и так далее.

Оказалось, что представления ребят о своем соотечественнике носят положительную окраску и по многим позициям очень близки. Разве что у львовян украинец выглядит несколько сильнее, добрее, щедрее, умнее, веселее, здоровее и даже стройнее, чем у харьковчан, зато харьковчане видят его более трудолюбивым, гордым, дружелюбным и целеустремленным. Различия, и значительные, касаются только религиозности и языка. По мнению ребят из Львова, такие признаки, как «хорошо говорит на украинском языке» и «религиозен», являются для украинца ХХI века определяющими, для тинейджеров из Харькова они практически не имеют значения.

— Да, мы разные, — приходит к выводу Полина. — Но сетовать по этому поводу, думаю, не стоит. Несмотря на все особенности психологии и различия в восприятии, сущность наших ценностных приоритетов тождественна, мораль едина. Наш этнокультурный диалог только обогатится разнообразием форм, настроений. Соборность украинской нации олицетворяет разнообразие.

Я украинец, потому что…

Получив в подавляющем большинстве положительные ответы на вопрос «Считаете ли вы себя украинцем?», Полина попросила ребят уточнить: «Почему вы считаете себя украинцем?». Среди ответов есть немало одинаковых для обоих регионов, например, «Я живу в Украине», «Я родился в Украине», «Я люблю Украину», «У меня украинские корни», «Я гражданин Украины». Есть и различие, которое обусловлено все той же языковой проблемой, — почти 100% львовян считают важным признаком украинца «использование украинского языка в повседневном общении», в то время как в Харькове такого мнения не придерживается ни один из респондентов. Многие ребята ответили на этот вопрос более детально.

«Почему вы считаете себя украинцем?» (Ответы школьников из Львова):

— Тому що це моя Батьківщина, мої діди воювали за її свободу, боролися, проливали кров.

— Тому що я підтримую націонал-патриотичну ідею, є прихильником інтегрального націоналізму.

— Я переживаю за її майбутнє, стараюсь зробити щось позитивне для своєї держави.

— Бо Україна є в моєму серці, бо я вірю в своє майбутнє в цій державі, і немає значення, чи ми живемо на сході, чи на заході.

— Я народилася в Україні і переживала разом з нею. Надіюсь, що з часом становище України буде високим і кращим, ніж є.

«Почему вы считаете себя украинцем?» (Ответы, полученные из Харькова):

— Я украинец, потому что мне не все равно, что происходит в моей стране.

— Я хочу быть полезным нашей стране, хочу, чтоб ее все знали, любили, относились к ней с уважением.

— Я пытаюсь быть патриотом, изучать историю, культуру, язык своей страны, пытаюсь сделать свой вклад в развитие страны.

— Я признаю Украину своей родиной, меня волнует ее будущее, а также будущее ее народа.

— Я украинка, если имеется в виду ощущение мною родины.

— Есть только одна существенная причина — очень люблю свою страну.

Калина, тризуб, Шевченко…

Любопытно, как ребята пытаются конкретизировать свое представление об Украине.

«Что, по-вашему, включает в себя понятие «Украина»? Ответы из Львова:

— В Україні живуть національносвідомі люди, які підтримують національно-патриотичні ідеї і українську мову.

— Україна — це країна, яку наше покоління повинно витягувати з економічної, політичної кризи.

— Все, що знають про нас в світі, — це Чорнобиль і помаранчева революція.

— Працьовиті люди, нечесний бізнес, тіньова економіка.

— Моя хата скраю, нікого не чіпаю.

— Українці — це чесні і працьовиті люди.

— Країна, де неможливо збудувати майбутнє.

— Україна мусить бути такою, яку б не цурався народ, який в ній живе.

«Что, по-вашему, включает в себя понятие «Украина»? Ответы из Харькова:

— Независимость, коррупция, национализм, Схід-Захід.

— Красивый, плодородный, добрый наш край.

— Стремление к независимости, миролюбие, вера в Украину,

— Сельское хозяйство, природа.

— Бывшая республика СССР, Чернобыль, оранжевая революция

— Стремление к лучшей жизни, правде и демократии.

— Независимая, многонациональная.

— Крупная страна в центре Европы.

— Вечно борющаяся за свою свободу, нереализованная, зависимая.

— «Кобзар», Запорожская Сечь, воля, просторы, гостеприимство.

— Украинский язык, образованность, песни, история, музыка.

— Дисгармония власти и народа.

Устами младенца глаголет истина?

Я попросила прокомментировать работу Полины Власенко двух социологов: специалиста в области этнической социологии из Харьковского национального университета имени В.Каразина, кандидата философских наук Веру АРБЕНИНУ и кандидата философских наук, заведующего кафедрой социологии и политологии Национального технического университета «ХПИ» Александра ПОСТУПНОГО.

В.АРБЕНИНА. Исследование Полины Власенко зафиксировало уже известное положение — дифференциацию населения страны на восток и запад. Причем в этом случае на примере подростков, которые еще не участвовали в выборах и для которых независимая Украина — единственная данность. Очень ценно, что львовские и харьковские школьники выражали свое личное мнение без давления взрослых, отвечая на вопросы своей сверстницы искренне и непосредственно.

Хочу обратить внимание на один из аспектов этого исследования, который не сразу, может быть, бросается в глаза. Опросы выявили архаичность образа Украины в глазах школьников, ее обращенность в прошлое. Сегодняшние подростки, ровесники независимой Украины, практически не упоминают имен, которые являются культурными (в широком смысле этого слова) символами современной Украины. Они не назвали ни одного украинского художника, композитора, изобретателя, писателя, предпринимателя, ученого, актера, педагога. Никто не вспомнил даже нашего космонавта!

А.ПОСТУПНОЙ. Поставив перед своими сверстниками вопрос «Кто Я?», Полина получила ответ на вопрос «Кто Мы?». Ответ этот состоит из двух частей: «Мы — украинцы» и «Мы — разные».

Ценность проведенного девятиклассницей исследования я вижу именно в том, что в нем участвовали подростки, то есть те жители Украины, которые родились и выросли уже в независимой стране. Кто знаком с понятием «социализация», тот знает, что нормы и ценности, усвоенные в ходе первичной социализации, создают основу, ядро личности, модель ее поведения, которая сохраняется на всю жизнь. Изменить ее существенным образом крайне сложно.

Конечно, человеку или социальной группе можно навязать иную линию поведения. Но нужно отдавать себе отчет: когда речь идет об этническом самосознании, такое принуждение неизбежно вызовет два следствия. Одно явное — внешнее изменение поведения «подопечных» в желаемом ключе, другое латентное — провоцирование отчуждения от такой власти, вплоть до полного разрыва с ней как способа защиты своей идентичности. Для последнего даже не будет нужна веская причина, достаточно будет всего лишь повода. Последние события во Франции — тому пример. И вот здесь наша власть и общество должны определиться, чего им больше хочется: поголовной и скорой одинаковости с угрозой раскола страны или действительного единства страны как условия процветания, но уже на основе формирования политической нации?

Проблема не нова. Со второй половины прошлого столетия она с большим или меньшим успехом решается многими странами. Но не путем достижения моноэтничности — здесь Украина последняя из могикан, — а за счет перехода к новой, более масштабной идентичности. Полиэтничность, многообразие культур и идентичностей стали атрибутом общества XXI столетия, даже если это не нравится части общества. Да, это не нравится многим французам, немцам, англичанам и прочим европейцам. Но выбора-то нет! Поэтому формирование общеевропейской идентичности стало для ЕС важнейшей стратегической задачей. Для ее решения никто не собирается предварительно «расчищать место» и заставлять француза, немца или англичанина отказаться от их сегодняшних этнических идентичностей. Задача решается по-иному — нужно грамотно, постепенно и аккуратно формировать еще одну идентичность, стоящую над национальными.

Кстати, количество уровней этнической идентичности может быть и больше двух. Сегодня житель Нюрнберга, например, считает себя, во-первых, баварцем, во-вторых, «веси» (то есть жителем Западной Германии) и, в-третьих, немцем. И каждый уровень для него реален. Теперь, не отказываясь от всего этого, ему предстоит осознать себя еще и «общеевропейцем». Для этого нужно время, а главное — реальное подтверждение и осознание пользы и выгодности такого решения для всех его участников. А пока ЕС старается обеспечить максимально возможное равенство прав всех граждан Евросоюза, включая этническое. И не в силу особой чувствительности этнического самосознания к несправедливости, а потому, что именно оно аккумулирует оценки характера отношений во всех остальных сферах. Именно этническое самосознание делает окончательный вывод: это «свое» (мое!) общество или «чужое».

В этом плане трудно переоценить значение Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств. Она не только декларирует право меньшинств на свой язык, а значит и на свою идентичность, но и создает механизм их защиты. В первую очередь от проявлений национального высокомерия или эгоизма со стороны более развитых (крупных, коренных, титульных и т.п.) наций или их наиболее «озабоченных» представителей. В то же время наши доморощенные культуртрегеры любую попытку привлечь внимание к необходимости решения проблемы использования русского языка в Украине трактуют как спекуляцию на несуществующей проблеме. Как социолог должен их огорчить — проблема есть. Так, по данным нашего исследования, проведенного в Харьковской области в июне этого года, 50,6% респондентов считают, что и украинский, и русский языки должны быть государственными. Еще 27,5% респондентов считают, что «русский нужно сделать официальным в «русскоязычных» областях Украины». И лишь 17,4% выступают за то, чтобы русский и другие языки использовались только в быту. Давайте же признаем ее объективную реальность и перестанем, подобно страусу, засовывать голову в песок. Проблему нужно решать. Как именно?

В чем я полностью согласен с защитниками украинского языка, так это в том, что он нуждается во всесторонней поддержке и защите, в том числе и со стороны государства. И для этого уместны любые формы и методы. Кроме одного — притеснения других языков. Административный способ распространения языка только кажется быстрым и легким. На иллюзии и самообмане соборную Украину не создать. Соборность требует глубокого внутреннего единства общества, а не его насильственной внешней одинаковости.

Работа юной исследовательницы показывает, что у молодого поколения, которое уже совсем скоро будет определять развитие страны, сформированы обе идентичности. Оставаясь «харьковскими» и «львовскими» («восточными» и «западными»), ее респонденты осознают себя украинцами. Они любят Украину. Их волнует ее судьба. Они желают не только видеть ее процветающей, но и сами хотят в этом участвовать! О чем еще можно мечтать?! Нам только нужно противостоять всяким попыткам убедить детей, будто то, что их различает, важнее того, что их объединяет. Мы не должны разрушить их ощущения, что общее у нас — Украина.