«Никто, ну никто не хочет на мне жениться, — с плохо скрываемой грустью рассказывает мне 32-летняя Лена. — Нет, встречаться со мною не отказываются и предложений больше, чем я могу принять. И оставлять меня ни один не собирается. Но вот о семье и не заикаюсь — несколько мужчин, с которыми я об этом заговаривала, категорически отказались. Когда семь лет назад развелась с мужем, была уверена, что скоро выйду замуж — молода, хороша собою, муж оставил нам с дочерью квартиру, родители помогали — словом, свободная молодая женщина. Поклонников было море, с одним долго встречалась, но не то что жениться, даже жить вместе не согласился. Вскоре появился другой, третий... Последний год у меня два постоянных друга — у одного я бываю по средам, к другому прихожу в субботу вечером и в понедельник от него ухожу на работу. Наверное, это нехорошо — быть любовницей двух мужчин одновременно, но что мне остается? Первый проводит уик-энды с ребенком (так он говорит, и я склонна ему верить, потому что дочь ему звонит каждый вечер). Второй увлечен работой, и в будние дни не хочет никого видеть... а может быть, с кем-то встречается. Оба хорошие люди, и к каждому из них я привязана. Но так не хочется прожить жизнь незамужней, а, скорее всего, придется. Наверное, одна я такая невезучая...»
Лена права только в первом. Да, шансы выйти замуж у нее, несмотря на милый характер, красоту и сексуальность, очень небольшие — для 32-летней женщины с ребенком они составляют примерно 7% (хорошо бы Лене в эти семь процентов попасть). Для женщины такого же возраста, образования, но без ребенка шансы еще ниже — примерно 4%. Семь лет назад, когда она расставалась с мужем, вероятность выйти замуж для нее составляла чуть больше 60%, но с каждым последующим годом она падает практически на 8%. Из 40-летних разведенных женщин в крупных городах России повторно выходят замуж лишь два с половиной (!) процента. 36% москвичек в т.н. возрасте женского расцвета — от 25 до 50 лет — живут одни, не состоят в браке (они либо разведены, либо вообще никогда не были замужем).
И не надо думать, что лишь наши отечественные мужчины пренебрегают замечательными подругами. В развитых странах Европы, в США ситуация практически та же: огромное количество одиноких женщин, мечтающих о семье, и такое же количество мужчин, не стремящихся эту самую семью создать. Но самое тревожное в этой ситуации заключается в ее динамике — число мужчин, отказывающихся создать семью, и соответственно одиноких женщин среди городских жителей развитых стран медленно, но уверенно растет, примерно на 0,1% в год: если в 1970 г. незамужних зрелых женщин в Москве насчитывалось около 30%, то сегодня — 35%, и рост продолжается. Ну а рекордсменом в этой области выступает Париж: там 38% женщин живут вне семьи, при этом больше половины из них никогда и не были замужем. Французский сексолог Маргарет ЛеРой утверждает: при сохранении существующей тенденции через десять лет только половина (!) зрелых парижанок будет замужем, к тому же половина супружеских пар окажется с существенной разницей в возрасте — разумеется, в сторону мужа.
Современная психологическая наука убеждена, что жизнь вне семьи особенно плохо сказывается на психике женщины, для большинства представительниц прекрасного пола такая жизнь — слишком сильная нагрузка. Еще один пример: одинокие зрелые женщины тратят огромные средства (и время!) на получение помощи от гадалок, астрологов, ясновидящих и разного рода экстрасенсов, а также на курсы, где сами этому обучаются. В существовавшей много лет в Москве Академии астрологии из 800 ее выпускников разведенные и никогда не выходившие замуж представительницы прекрасного пола составили более 80%. В то же время подробное социально-психологическое исследование посетительниц крупнейших московских клубов аэробики, проведенное в прошлом году известным российским психологом В.Трипольским, обнаружило, что одиноких женщин там только 9%, хотя всего в Москве их 36%.
Дамы бросаются в эзотерику, мистику и прочую уринотерапию — а ведь именно им, одиноким, больше на пользу пошла бы аэробика, шейпинг и плавание, клуб любителей бега и байдарочные походы: и здоровья бы прибавилось, и вероятность завести роман повысилась бы.
Место семьи довольно быстро — прямо на наших глазах — занимают другие виды отношений: гостевые, экстратерриториальные, парциальные, договорные и т.д. Здесь переплетаются экономические, социальные, но прежде всего — психологические причины, которые я, психотерапевт с 27-летним стажем, представляю себе гораздо лучше, чем все другие. По сути своей очень просты: экономические и социальные факторы наконец-то позволяют мужчинам осуществить свою заветную, укоренившуюся в подсознании мечту: иметь постоянную женщину — говоря профессиональным языком, объект постоянной привязанности и источник эмоциональной поддержки, и в то же время обладать эмоциональной и сексуальной свободой, определенной свободой вовлечения новых женщин в свою жизнь, свободой для побед над новыми женщинами. Что дает и ощущение превосходства, и власть над этой самой постоянной привязанностью. Хотя тягу к новым любовным и сексуальным победам мы прикрываем иными целями и мотивами, и наши подруги нам верят, сути дела это не меняет.
Перестройка в постели
Итак, в ближайшие годы (самые ближайшие!) представительниц прекрасного пола, никогда не выходивших замуж, станет не 18—19%, а 25, а то и 30%. Увеличится число тех, кто пробыл замужем совсем немного — от нескольких месяцев до года, и тех, кто после распада первого брака не смог снова создать семью. Словом, женщин, которые живут одни (необязательно одиноких!), становится все больше и больше. По данным В.Трипольского, из 1000 30-летних москвичек почти 200 (20%) никогда не находились в одной квартире с любовным партнером больше двух дней (уик-энда!). В Лондоне среди 30-летних таких еще больше — практически 25%. Появилась некая новая разновидность женщин — они и мужчин любят, и сексом занимаются, но вот опыт в буквальном смысле совместной жизни с представителем противоположного пола у них совершенно отсутствует. Давайте посмотрим на изменения в их сексуальной жизни, какими их видят и практические сексологи, и исследователи интимной жизни
Прежде всего, для того чтобы женщина сложилась и расцвела в сексуальном плане, ей совершенно необходимо сколько-нибудь длительное совместное проживание с мужчиной, с которым ее связывают хорошие чувства (безумная любовь не обязательна, а как минимум эмоциональная привязанность необходима). У тех, кто не менее года прожил с любимым человеком, пробуждается истинное сексуальное влечение.
Известно, к примеру, что между 27 и 33 годами (годы наивысшего расцвета женской чувственности!) не состоящие в браке представительницы прекрасного пола живут более интенсивной сексуальной жизнью, чем замужние. В семьях последних столь часто царствует «сексуальная скука», что в целом интимной жизни у них меньше, чем у незамужних, особенно разведенных подруг. Интересно, что из всех крупных городов мира разница в сексуальной активности (в пользу незамужних!) наиболее существенна в крупных городах Франции: по данным Дэниз Хазан, тридцатилетняя незамужняя парижанка, кроме постоянного друга, вступает в кратковременные связи, и в среднем у нее две близости в неделю, а вот у замужней того же возраста в среднем менее полутора, при этом примерно у 40% замужних парижанок этой возрастной группы интимная жизнь столь же скромная, сколь и у москвичек, — одна близость в неделю.
Новая женская сексуальность
Число разводов в последние годы растет, слава богу, довольно медленно, и психологи утверждают, что эта цифра как будто стабилизировалась в основном на уровне 40—43-х процентов. И только ох как не любят они писать о том, что, во-первых, разводы эти наступают быстрее, то есть срок совместного проживания короче, во-вторых, шансов на повторный брак у разведенных становится все меньше и меньше. Мой старший коллега и друг Джо Алекс исследует интимную жизнь жительниц Лондона вот уже сорок (!) лет. Так вот, в 1960 году больше половины разведенных женщин вновь создавали семью, а по данным прошлого года — только 30 . Примерно ту же картину видит В.Трипольский в Москве. И чему здесь удивляться, если 36% зрелых мужчин Лондона и 33% зрелых москвичей живут вне брака и не собираются создавать семью лет до пятидесяти.
Соответственно, все больше женщин — после короткого брака, в котором они не успели достичь хорошего уровня сексуальности, — в самом расцвете своей чувственности находятся в роли любовницы (в лучшем случае — постоянной). Они периодически приходят к своему другу либо друг приходит к ним, оставаясь на вечер или на ночь. Роль сама по себе неплохая, но расцвету сексуальности вовсе не способствующая: так уж устроена женская чувственность, что оптимальной для нее является близость с постоянным партнером при постоянных обстоятельствах.
Добавим еще, что большинство холостяков в больших городах состоят в постоянной связи, как правило, не с одной, а с несколькими женщинами (как минимум с двумя), и женщины нередко об этом знают или догадываются. Несистематичность, нерегулярность интимной жизни, отсутствие в ней порядка, необходимость быстро «настроиться на секс», осознание себя не единственной подругой — все это снижает и влечение, и чувственное наслаждение.
Прекрасный пол медленно, но в целом успешно приспосабливается к новой реальности, к новым отношениям с мужчинами: все меньше их волнует отсутствие совместной жизни, особенности интимных отношений и сам факт возможной сексуальной неверности партнера. Все больше женщин научились активно предлагать партнеру встречи и секс и даже «добирать» секс «на стороне», когда встречи с партнером не столь часты, как хотелось бы. Как показывают исследования и отечественных, и зарубежных сексологов, число незамужних женщин, практически «добирающих секс» — при наличии постоянного друга, — за последние тридцать лет увеличилось вдвое и сегодня составляет около 40 процентов. Еще столько же представительниц прекрасного пола не делают этого практически, но считают такое поведение вполне правильным и хотели бы именно так себя и вести (но не получается!).
Сохранять хорошую сексуальную форму, несмотря на отсутствие совместного проживания и нерегулярность встреч, прекрасной половине человечества помогают и современные «помощники» — прежде всего вибраторы и фаллоимитаторы, позволяющие поддерживать высокий уровень готовности к сексуальному наслаждению и разрядке. В крупнейших городах цивилизованных стран такие приспособления имеются более чем у 80% незамужних и у трети всех замужних, и этими приспособлениями пользуются, причем все чаще! Нам пока до таких цифр далеко, но число женщин, у которых дома есть фаллоимитаторы, к примеру, в Москве, каждый год увеличивается вдвое. Когда 27 лет назад я был молодым психотерапевтом, на предложение пользоваться вибратором (который к тому же было трудно достать!) мои клиентки, даже совсем одинокие, отвечали возмущенным отказом; сегодня они прежде всего спрашивают, как им правильно пользоваться. Мне радостно осознавать, что все больше и больше женщин признают необходимость и важность интимной жизни, ее значение для физического и психического здоровья.
Так что мои рекомендации незамужним зрелым клиенткам сводятся к двум простым советам. Не фиксируйтесь чрезмерно на мужчине, к которому вы эмоционально привязаны, но не живете с ним вместе. Он не может полностью удовлетворить ваши потребности в интимной сфере — в широком смысле этого слова. Добирайте любовь и секс на стороне и не испытывайте при этом чувство вины! www.poleev.ru