UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мир на ощупь. Инвалидный туризм — роскошь или необходимость?

Недавно в помещении Львовского института экономики и туризма состоялась необычная конференция — она посвящалась вопросам, связанным с так называемым инвалидным туризмом...

Автор: Денис Петров

Недавно в помещении Львовского института экономики и туризма состоялась необычная конференция — она посвящалась вопросам, связанным с так называемым инвалидным туризмом. И это удивительно, ибо в нашем государстве, где для инвалидов делается и так довольно мало, крайне редко ставятся вопросы, связанные с их отдыхом. А уж тем более немногие верят, что этот отдых может быть активным. В рамках же данной конференции обсуждалось, насколько полезным может стать (а для кого-то, быть может, уже стал) туризм в качестве метода социальной реабилитации инвалидов. Организаторами мероприятия выступили Львовский институт экономики и туризма, Министерство труда и социальной политики и Всеукраинский профсоюз трудоспособных инвалидов.

Как и полагается на подобного рода конференциях, было произнесено много красивых и правильных слов о том, как мало делается в этой области, и о том, что, дескать, следует делать побольше. Все это — на протяжении пленарного дня. На следующий же день было запланировано пройтись по Львову и на собст­венном опыте проверить, насколь­ко туристические объекты одного из наиболее при­влекательных для путешествен­ников городов Ук­раины приспособ­лены для людей с особыми потребностями. Тем более это представляет интерес ввиду участия города в Евро-2012, когда во Львов, несомненно, приедут и инвалиды.

Как выяснилось, здесь с данной проблемой дело обстоит несколько лучше, чем во многих других городах нашей страны. Очевидно, немалая заслуга в этом принадлежит и депутату городского совета Ярославу Грибальскому, который также принял участие в конференции.

—В восемнадцать лет я получил травму позвоночника и оказался в инвалидной коляске, — рассказывает Ярослав. — Окон­чив музыкальное училище и получив диплом дирижера, хотел пойти на работу (был 1975 год), но мне сказали: «Слушай, а ты видел когда-нибудь дирижера в инвалидной коляске?!» На этом вся моя карьера музыканта и дирижера закончилась.

Сейчас Ярослав работает в городском совете, который еще в 1999 году принял постановление, обязывающее делать бордюры на улицах доступными для инвалидов в колясках. И действительно, находясь во Львове, мне не попалось почти ни одного крутого бордюра, на который было бы проблематично въехать на коляске. Даже удивился сначала... К сожалению, о Киеве и Харькове не могу сказать того же. Да, есть много бордюров, оборудованных въездами, но они удобны не для людей на колясках, а для автомобилей. На коляске такой въезд преодолеть почти невозможно.

В Музее-аптеке
Итак, можно вздохнуть с облегчением: во Львове, по крайней мере, эта проблема решена. Но... Почти нет учреждений, оборудованных пандусами или специальными подъемниками. Это, впрочем, проблема не только Львова, а, пожалуй, всех городов Украины. Возьмем, к примеру, Киев. В столичном метрополитене есть единственная станция — «Вирлиця», оборудованная специальным подъемником для людей в коляске. Да и он всегда... выключен. Добиться, чтобы его включили, простому смертному почти невозможно... А вот большинство станций метрополитена оборудованы пандусами. Это факт. Фактом, правда, является и то, что эти пандусы непригодны для передвижения на коляске. Неизвестно почему — может, кто-то в расчетах ошибся, а может, установили их неправильно. В результате коляска на эти пандусы просто не встает.

Если говорить о доступности туристических объектов Киева для инвалидов в колясках, то здесь замечу, что наименее приспособленными для этого являются... «визитки» столицы — Лавра и София. Наверное, кто-то давно решил (и все ему поверили), что инвалидов не интересуют вопросы духовности, и чувст­во прекрасного им чуждо. Посе­му, уважаемые инвалиды, все во Львов! Там вы сможете, по крайней мере, снаружи посмотреть на шедевры архитектуры. Вот только не знаю, каким образом вы туда доберетесь. «Укрзалізниця» располагает специально оборудованными вагонами купейного типа для инвалидов на колясках, но таковых на всю Украину — шесть штук...

Во время субботнего путешествия по Львову узнал, что по прось­бе общественных организаций некоторые музеи города разре­шили незрячим людям изучать свои экспонаты наощупь. Сам имел возможность в этом убедить­ся в знаменитом Музее-аптеке. Говорят, в Европе это — общепринятая практика. Незрячим раз­решают трогать даже ценнейшие и самые хрупкие экспонаты.

Во время экскурсии по городу мы встретили заместителя мэра Львова Василия Косива. И, конечно же, не могли не спросить его, а что же делается городским советом для людей с ограничен­ными возможностями и плани­руется ли изменить город в плане дос­тупности для инвалидов к 2012 году? Господин Косив ответил: изменять город следует не к определенной дате, а просто для своих сограждан. Будем надеяться, и львовский горсовет, и другие городские советы будут придерживаться именно такого курса.

Если говорить о Харькове, то здесь благодаря инициативам Елены Шингаревой и общественной организации «Креавита» издан своего рода путеводитель — список учреждений города, доступных людям в инвалидных колясках. Следует сказать, что Елена (сама инвалид, передвигается с помощью коляски) недавно вошла в состав городской архитектурной комиссии и проверяет доступность учреждений и зданий, которые еще проектируются. Однако большинство новостроек пока остаются недоступными для инвалидов в колясках. А в большинстве музеев не может быть и речи о том, чтобы люди с ограниченным зрением могли касаться экспонатов.

Во время экскурсии по Львову
Попытаемся понять: почему так и кто в этом виноват? Можно предъявлять претензии к власти, уделяющей недостаточно внимания инвалидам. В определенной степени, это справедливо. Однако в Украине принято много указов, которые должны были бы обеспечить инвалидам беспрепятственное и самостоятельное передвиже­ние по городу. В частности, здесь можно вспомнить указ президента Украины «О первоочередных мероприятиях по созданию благоприятных условий жизнедеятельности лиц с ограниченными физическими возможностями». Очень хороший указ. И принят он еще в 2005 году. Так почему же так мало изменилось?

Вот что говорит по этому поводу Ярослав Грибальский:

— На мой взгляд, выполнение указов — не проблема власти, государства, а наша общая проблема. Например, я лет восемь воевал с собственной семьей, где меня все любят и стараются создать самые комфортные условия для жизни, чтобы у нас на огородном участке сделали широкую тропу между двумя грядками, где сажают клубнику и огурцы. Говорю, ну я ведь тоже хочу поехать, сорвать эту клубнику и съесть ее прямо там, на грядке. Мне в ответ: «Мы тебе лучше потолчем со сметаной и с сахаром»... Когда вижу, как строят церкви и какие ступени к ним делают, мне не по себе становится. Спрашиваю у священнослужителей, зачем, мол, вы меня ступенями от бога отгораживаете? Отвечают: «А мы тебя занесем!» Но ведь это в последний путь — вперед ногами. Когда я хочу прийти помолиться, я не должен просить, чтобы мне явили свое милосердие...

Нельзя не согласиться с Ярославом. Большинству здоровых людей непонятно, зачем инвалиду ходить по улицам, если у него есть пенсия, пусть попросит соседей, чтоб они ему купили чего надо. Так нет же! Ему еще и туризм подавай! Этого не могут постичь не только посторонние люди, а порой даже ближайшие родственники инвалида. Допустим, нет у людей времени задумываться над психологией инвалидов. Но непонятно вот что: почему владельцы отелей, магазинов, других заведений до сих пор не осознали, что инвалид — это тоже потенциальный клиент? Он также может приносить прибыль, и надо его если не привлечь, то хотя бы не отваживать от своего учреждения! В Украине инвалидов — порядка семи процентов от всего населения, и это не такая малая цифра, чтобы ею можно было принебречь.

И несмотря ни на что, надо смотреть в будущее с оптимизмом. С недавних пор процесс будто бы пошел немного быстрее. Вспомним, например, прошлогодний сплав инвалидов по зрению и колясочников по Днестру, прошлогоднее же восхождение незрячих на Говерлу. Кое-кто из незрячих сейчас мечтает о парашютном спорте. Заведующая кафедрой физического воспитания и спортивного туризма Львовского института экономики и туризма Любомира Зинь сама вместе со студентами принимала участие в прошлогоднем сплаве по Днестру.

— После сплава, — говорит Любомира Михайловна, — велась плодотворная работа по внесению в программу по физическому воспитанию и спортивному туризму таких разделов, как активный туризм и отдых с инвалидами. Кроме того, студенты разрабатывают маршруты экскурсий, которые потом планируется провести с инвалидами.

По словам госпожи Зинь, студенты вуза сами интересуются этими вопросами. Причем настолько, что некоторые даже посвятили свои дипломные работы данной проблематике. Есть среди студентов вуза и инвалиды. И хотя помещения института не вполне приспособлены для них, Любомира Михайловна гордится тем, что никто из инвалидов не был освобожден от занятий по физкультуре. А это — действительно большой шаг вперед.

Надеюсь, студенты института смогут сделать ощутимый вклад в дело развития инвалидного туризма. И хочется верить, перед этими людьми никогда не встанет вопрос «А нужно ли это? А если нужно, то зачем?»