UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мир Михаила Грушевского. Личность и эпоха: психологические аспекты

Издательский дом «Альтернативи» плодотворно работает над актуальной тематической серией «Особистість і доба»...

Автор: Татьяна Траверсе

Издательский дом «Альтернативи» плодотворно работает над актуальной тематической серией «Особистість і доба». Уже опубликованы биографии Даниила Галицкого, Леси Украинки, княгини Ольги... Разработку темы продолжила монография «Михаил Грушевский». Профессора Юрий Шаповал и Игорь Верба впервые создали полное жизнеописание этого неординарного человека.

Двенадцать разделов книги содержат несколько срезов и имеют несколько проекций. Одна из них, и весьма важная, — психологическая. Выдающийся мыслитель, историк, политический деятель предстает во всей сложности реального бытия. Информационная составляющая, связанная с психологическими аспектами, возникает в книге очень естественно. Вряд ли авторы преследовали данную цель. Тем интереснее рассмотреть работу именно с такой точки зрения.

Новаторство исследователей заключается в описании истории личности, которое не только содержит жизненный путь, но и раскрывает этапы формирования субъекта деятельности (подготовительный, старт, кульминация, пик и финиш), фазы в истории развития человека, где одним из важнейших показателей личности является осуществимость или неосуществимость жизненного плана. То есть интеграция динамических и содержательных аспектов жизнетворчества раскрывает М.Грушевского как субъекта деятельности (формирование черт личности, мотивация, достижение, успехи и т.п.). В книге речь идет о поворотных моментах в жизни Михаила Сергеевича, взлетах и падениях. Следует отметить, что личность — одна из фундаментальных категорий психологии. Дискуссии, которые ведутся между специалистами разных психологических течений, подходов, школ, само их количество свидетельствует о многогранности и окончательной невыясненности вопроса. Исходя из разных методологических принципов, каждый из этих специалистов выдвигает на первый план разные аспекты, оставляя без внимания то, что противоречит его теории или концепции.

Биографический метод в психологии дает возможность рассмотреть жизнедеятельность и жизнетворчество человека в его целостности с социокультурным контекстом, в котором он действует. Биографистика — одно из важных средств получения достоверной информации касательно психологических аспектов становления, развития личности, ее поступков, специфики социализации и индивидуализации, проявления индивидуальности в разных жизненных обстоятельствах и выбора средств преодоления препятствий при достижении поставленной цели.

На становление личности М.Грушевского большое влияние оказала семья: «Из поколения в поколение Грушевские верно служили Украине, а ряд представителей этого колена занял в ее истории заметное место. Их деятельность проявлялась в основном в церковно-религиозной сфере и национальной истории и отмечена просветительскими идеалами». С детства М.Грушевский «знал о своих предках и тех славных местах, где они жили, неоднократно интересовался их судьбой». Авторы отмечают неординарную личность его отца Сергея Федоровича, который словно попал в тень величественной фигуры сына, хотя сам «своим подвижническим трудом на ниве народного образования... заслуживает почтения и отдельного исследования». Именно отец, как вспоминал со временем сам М.Грушевский, «заховав тепле прив’язання до всього українського — мови, пісні, традиції».

Выход мира личностного в мир большой и неизвестный происходит в двух формах — познавательной и практической. Недостаточность личностного мира и его антагонизм к миру объективному выражается в страсти, творческом беспокойстве. Представленные в книге факты жизнетворчества М.Грушевского шаг за шагом реконструируют истоки призвания, давшего направление всей его судьбе. На страницах книги воссоздается повседневный, системный и настойчивый труд мальчика, юноши, зрелой личности, которая, преодолевая многочисленные препятствия, посвятила свою жизнь отстаиванию высших ценностей Украины.

«Написання суцільної історії України, рано ще в Київських часах, було моєю задушевною гадкою, до певної міри питанням честі своєї і свого покоління», — вспоминал М.Грушевский. Именно в этом он видел свою самоактуализацию, саморазвитие, реализацию творческого потенциала. И всю жизнь он подчинил выработанному плану, не отступая от него ни на шаг.

Мотивацию и отношение М.Грушевского к труду обусловливало взятое за жизненный принцип правило — все доводить до логического завершения. Эта черта в сочетании с достойными удивления фантастической трудоспособностью и целеустремленностью и стала определяющей в его характере, что со временем дало такой значимый для Родины результат. Как отмечено в исследовании, Михаил Сергеевич «проделал колоссальную работу, которой хватило бы не на одно поколение... Сам львовский профессор в 1914 г. насчитывал 25 томов своих научных трудов. За плечами профессора была и кропотливая политическая работа в Украинской национально-демократической партии, в Обществе украинских постепеновцев, в идеологическом управлении украинской фракцией в 1-й и 2-й Государственных думах... Уже тогда Михаил Сергеевич стал лидером украинцев, популярным политиком, публицистом».

Авторы жизнеописания подчеркивают важную роль М.Грушевского на первом этапе Украинской революции 1917—1921 годов. Благодаря его политической деятельности Центральная Рада стала признанной общеукраинской властью. Настоящий демократизм и суровая законность — неотделимые черты лидера процессов государственного строительства в Украине в начале XX века. Политическая деятельность М.Грушевского определялась грандиозными замыслами и благими намерениями, но вместе с тем она отличалась и определенной непоследовательностью, что говорит об отсутствии у него практического опыта. Да и время работало против его политических устремлений. Он сошел с исторической арены как государственный деятель, поскольку на смену уже пришло новое поколение украинских политиков.

Перед читателем предстает целостная картина эволюции украинского социума на рубеже двух столетий и двух эпох. И тут не избежать определенных аналогий с современностью. Проявления личности как субъекта исторической деятельности, созданные ею артефакты обретают признаки автономной жизни, занимают свое место в цепи изменений и преобразований разных уровней и масштабов.

Настойчиво и последовательно помогая нам определить и понять основные грани индивидуальности М.Грушевского, авторы обращаются к оценкам его личности людьми из ближайшего окружения (среди которых было немало ярких фигур). Персона М.Грушевского может служить примером интеграции социальности и индивидуальности, что нашло свое проявление в человеческих чертах и поступках выдающегося политического деятеля. Данная работа (в психологическом аспекте) представляет интерес прежде всего потому, что авторы рассматривают личность М.Грушевского в сложной ткани социальных отношений, взаимодействий, поступков. На этом пути некоторые исследователи первостепенное значение отводят внутреннему миру индивида и обходят острые углы социального аспекта, другие — наоборот. Однако в любом случае именно поступок формирует и проявляет наиболее существенные достоинства личности. Целостная биография М.Грушевского воссоздает его портрет на фоне эпохи, отслеживает главные вехи формирования и отстаивания созданной им концепции непрерывности украинского исторического процесса. В исследовании исправлены ранее допущенные ошибки и подчеркнута значимость неизвестных до сих пор или контроверсионных периодов в жизни мыслителя и политика.

Необходимость выяснить психологические составляющие в его политической деятельности актуализируется не только имеющей место сменой поколений. Фундаментальным основанием является отказ от насаженных в украинском социуме в советские времена идеалов и ценностей тоталитарно-авторитарной эпохи, укоренившейся в обществе практики неуважения личности как таковой. В 140-ю годовщину со дня рождения М.Грушевского (17 (29) сентября 1866 г.) книга о его научной и общественно-политической деятельности дает новый стимул теме исторической наследственности украинской научной и политической мысли.

Апогеем столкновения М.Грушевского с большевистско-советской «новой системой» стала его деятельность в Украинской академии наук в середине 20-х годов прошлого века: «События, которые произошли в конце 1926 года, поставили перед Грушевским серьезную дилемму. Он понял, что без однозначного (и обязательно публичного) выбора в пользу властных структур его шансы возглавить ВУАН или даже просто нормально работать не будут реализованы». «Ни Грушевский, ни его академические антагонисты не воспринимали большевистский режим. Следовательно, в политико-идеологическом плане это была война за те же самые ценности... Несомненно, коммунистический режим стимулировал конфликт, а затем стопроцентно воспользовался последствиями этого рокового украинско-украинского противостояния, достигшего апогея в 1927 году».

В десятом разделе книги «Прощання з майбутнім» читатель может найти описание одного из проявлений принципа саморазвития, когда стремление к желанной цели придает смысл человеческой жизни, а будущее обусловливает поведение человека сегодня. «Чекисты внимательно отслеживали процесс предвыборной кампании, настроения, мнения различных слоев населения по поводу кандидатов в академики... кандидатуру Грушевского следует рассматривать как кусок мяса, брошенного режимом украинству».

В книге представлены несколько уровней проявления закономерностей индивидуального жизнетворчества М.Грушевского (поскольку жизнь состоялась, обрели воплощение его потенциалы). На творческую судьбу конкретного талантливого человека влияет система разнородных факторов. Использование в исследовании малоизвестных и уникальных архивных материалов дает любознательному читателю возможность увидеть, как в судьбе неординарной личности обретает значение невероятное сплетение обстоятельств. Из ряда, на первый взгляд случайных, незаметных нюансов, которые подаются авторами в виде столкновения мнений, оценок, зафиксированных современниками наблюдений, вырисовывается трагедия последних лет жизни Михаила Грушевского: «Я видел последний раз Грушевского… Он уже в Москве, не имел права выехать в Киев, если бы не отказался от своих исторических взглядов — все-таки не Багалий… Он начал слепнуть, силы были сломлены… и все-таки работал над историей украинской литературы».

Воплощенная в исследовании авторская идея целостного подхода к изучению фигуры Михаила Грушевского побудит читателей постигнуть смысл жизни не только отдельной личности, но и того сообщества, к которому она относится во времени и пространстве.

Юрій Шаповал, Ігор Верба. «Михайло Грушевський». — К.: Видавничий дім «Альтернативи», 2005. — 352 с.