Не секрет, что пагубным влияниям экономического и политического кризиса подвержены не только взрослые, но и дети. Всеобщая озлобленность и недовольство ситуацией в стране ежедневно подкрепляется негативом и агрессией с экранов наших телевизоров. Поэтому в период всеобщей «кризисной лихорадки» родителям важно не забывать о прекрасном – об искусстве. О том, как с его помощью защитить психику своего ребенка от сегодняшних невзгод рассказывает ректор Киевской детской академии искусств, член-корреспондент Академии педагогических наук и академик Академии искусств Украины, народный артист Украины, композитор Михаил Чембержи.
– В чем суть вашего метода защиты подрастающего поколения от нахлынувшего на нас негатива?
— Говоря о защите ребенка от отрицательных эмоций и негативной информации, приведу пример из области медицины: удачная вакцинация делает организм человека устойчивым к инфекции. Мы же в своем учебном заведении занимаемся духовной вакцинацией, профессионально прививая любовь к искусству. С годами в процессе приобщения к искусству — музыкальному, изобразительному, хореографическому, театральному — у наших детей вырабатывается стойкий оптимизм, уверенность в себе и здоровый, элегантный скептицизм. Поэтому то, что происходит на экране или в обществе, объективно пусть самое ужасное, не имеет большого влияния на вакцинированного искусством ребенка. Поскольку увиденное и услышанное он уже анализирует с точки зрения здравого смысла, а не слепой веры. Так, к примеру, восприятие любого фильма у наших ребят начинается с оценки актерской игры, уровня режиссуры, сценарной и литературной разработки, музыкального сопровождения, операторской работы. Анализируя, они вырабатывают в себе, можно сказать, профессиональное виденье и чутье происходящего на экране. Так же и в жизни — человек, занимающийся искусством, способен отличить фальшь от правдивой интонации. Но к этому пониманию ребенок приходит через годы напряженной профессиональной подготовки и нелегкого труда.
– А с какого возраста необходимо прививать любовь к занятиям искусством?
— Не буду оригинальным, если скажу, что этим нужно заниматься еще до рождения ребенка. Я всем мамам советовал бы во время беременности побольше слушать классическую музыку, любоваться прекрасными шедеврами живописи. Это порождает удивительное состояние души, вдохновение, которое, на мой взгляд, чрезвычайно благотворно действует на развитие еще не родившегося ребенка. Когда же малыш появился на свет, родителям необходимо делать все, чтобы он ощутил эту радость и сладость искусства. Думаю, в каждом доме должны быть аудиозаписи народных песен, инструментальной музыки, которые будут звучать прежде всего для новорожденного. Мама обязана знать несколько колыбельных и детских песен, чтобы напевать их, укладывая спать свое чадо. Малышу требуется тепло и уют, желателен красивый интерьер. В такой атмосфере он уже ощущает благотворное влияние искусства и у него на неосознанном уровне формируется художественно-эстетический вкус. Это необходимый подготовительный период, который с четырех с половиной лет позволяет ребенку начать серьезно готовиться к изучению одного из видов искусства. У нас функционирует подготовительный факультет для маленьких детей, которые обучаются по специальным авторским методикам на протяжении полутора лет. За это время профессионально подготовленные педагоги отслеживают все усиливающуюся ориентацию каждого ребенка на определенный вид искусства. Далее они рекомендуют родителям развивать одно из наиболее приоритетных творческих направлений, доминантно представленное в их детях. Ну а после поступления на первый курс нашей академии у моих юных коллег начинается серьезное обучение и работа, которую мы стараемся сделать радостной и интересной. Так как в сумрачном состоянии духа и тела ребенку очень трудно раскрыться и реализовать себя в искусстве.
– Сколько стоит такое обучение?
— Мы всегда стремились за счет бюджетных средств минимизировать плату родителей за обучение, делать ее доступной. Сначала за месяц нужно было уплатить 70 – 120 грн., потом 240 – 360, а сейчас по известным причинам – 500 грн. Но это – за весь комплекс обучения совместно с общеобразовательной школой, факультативами и другими творческими мероприятиями. При этом 30 – 40% наших юных студентов получают финансовую помощь от меценатов, которые вносят плату за их обучение. Я считаю, что настоящие таланты должны обучаться искусству бесплатно и уже неоднократно вносил соответствующие предложения. До сих пор надеюсь…
– А вам не кажется, что выбор учиться или не учиться музыке прежде всего зависит от родителей, а не от ребенка?
— Мы всегда с уважением относимся к мнению родителей, но подбор специальности все же зависит от рекомендаций обучающих педагогов. Например, родители хотят, чтобы их ребенок учился играть на фортепиано, а мы в ходе обучения видим: ему лучше заниматься хореографией, театром, изобразительным искусством… Поэтому всегда пытаемся объяснить им реальные творческие возможности их детей и грамотно сориентировать в дальнейшем выборе специальности.
– Сколько длится обучение в вашей академии?
— Чтобы стать, к примеру, профессиональным музыкантом, нужно проучиться сразу в трех учебных заведениях, начиная с музыкальной школы и заканчивая консерваторией. У нас же дети с четырех до 20 лет обучаются под одной крышей, где собраны воедино все виды искусства. В этом ценность такого метода обучения, когда наши юные коллеги могут через общение со своими сверстниками, участие в творческих акциях академии сразу почувствовать влияние музыки, живописи, танца… Мы всегда пытаемся идти в ногу со временем, используем современные компьютерные технологии, высококачественную записывающую аппаратуру и высококлассные музыкальные инструменты. Не забываем также и о романтизации учебного процесса, делаем все, чтобы период обучения в академии был эффективным, запоминающимся, интересным и привлекательным. У нас много своих ритуалов: на празднике Дня знаний 1-го сентября уже стало традицией каждому курсу высаживать свой собственный каштан, при этом каждый юный студент звонит в подаренный ему колокольчик. Таким образом, мы все вместе желаем нам в новом учебном году успеха, и так все 11 лет обучения. После выдачи аттестатов государственного образца и написания в установленном порядке тестов наши выпускники могут продолжить образование в нашем бакалаврате.
— Не кажется ли вам, что вы с раннего детства приучаете ребенка к тепличным условиям существования. Ведь мир за стенами академии — это далеко не одно искусство?
— Когда ребенок приходит в академию в 8.30, а завершает занятия в 17.30, – это ли не тяжкий труд? Ведь работа – это не только киркой махать или в забой спускаться. Мы адаптируем детей к очень серьезной и напряженной деятельности. Ведь чтобы воспитать высокообразованного человека, который бы хорошо разбирался в искусстве, имел изысканный вкус, был успешным в карьере, нашим детям надо научиться очень много эффективно работать. Зато потом выпускники академии смогут проявить себя в любой сфере. Поскольку их работа всегда будет высокоинтеллигентной – добросовестной, творческой, вдохновенной и романтичной. К тому же, что бы мы ни говорили, учащиеся у нас дети очень чутко чувствуют реальность, в которой им выпало жить. Влияние наших педагогических технологий заключается не в том, чтобы изолировать ребенка от реальной действительности. Мы воспитываем в нем качества личности, которая, столкнувшись с трудностями, не плакала бы от бессилия, а, осознавая ответственность за этот мир, стремилась бы силою своего таланта, силою своих творческих возможностей сделать этот мир другим.