UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мифы, которые убивают наших детей

На бытовом уровне мы понимаем миф как сказку, какой-то пережиток прошлого. На самом же деле все оказывается серьезнее и загадочнее...

Автор: Владимир Карпычев

На бытовом уровне мы понимаем миф как сказку, какой-то пережиток прошлого. На самом же деле все оказывается серьезнее и загадочнее. Миф — это не просто сказка. Он задействует врожденные мыслительные и поведенческие инстинкты. Проще говоря, затрагивает струны души человека. Эти струны, начиная звучать, заглушают голос логики и сознательного разума и входят в резонанс со струнами души других людей. Откуда же берутся мифы, кто и зачем их порождает?

Человек постоянно находится в состоянии, когда ему не хватает информации для принятия выверенных решений. Чтобы не утратить понимания общей картины мира, в условиях дефицита нужной информации человек вынужден что-то предполагать, домысливать. Он придумывает сюжетные ходы, которые делают окружающий мир понятным и предсказуемым. Таким образом, миф порождается дефицитом нужной информации. По всей видимости, сначала этот дефицит порождает слухи. Они эволюционируют, проходя естественный отбор, адаптацию, превращаются в легенды. Эволюция легенд, в свою очередь, приводит к рождению мифов.

В наше время количество циркулирующей в обществе информации постоянно возрастает. Загово­рили даже об «информационном смо­ге». Получая огромное количество информации, человек испытывает дефицит информации полезной. Исходя из этого, можно прийти к парадоксальному выводу, что в современном обществе роль мифов возрастает.

Как показывают исследования ученых, мифы — универсальное явление, присущее всем человеческим сообществам с древнейших времен до наших дней. Есть мифы, прошедшие через века, они помогают человеку преодолевать трудности и находить свое место в жизни. Например, миф о Герое. Его фабула одина­кова у всех народов: человек в силу обсто­ятельств вынужден покинуть свой дом, отправиться в путешествие, пройти через испытания, приобрести качества и способности (час­то вол­шебные) и, возвратившись на родину, вступить в борьбу добра со злом, став героем. Этот миф часто используется в книгах, кинофильмах и других произведениях искусства.

Например, известный кинорежиссер Дж. Лукас говорил, что именно книга Джозефа Кэмпбелла «Власть мифа» вдохновила его на создание кинофильма «Звездные войны». Существуют проверенные веками вдохновляющие и помогающие жить мифы. Вместе с тем наше динамичное, суетливое время рождает и новые мифы, которые часто оказываются вредными, разрушитель­ными и даже смертельно опасными. Они заразны и опасны прежде всего из-за того, что скрыты — нет открытой формулировки мифа. Как бы нет и автора, поэтому и спорить не с кем. Как будто, так и есть на самом деле. Например, фраза «Человек должен попробовать в жизни все». Скольким молодым людям это высказывание-миф сломало жизнь, приведя к алкоголизму и наркомании. Вскрыть и разбить гипнотизм этой фразы можно, задав несколько вопросов (метамодель НЛП):

— Кто именно так считает и есть ли люди, которые с этим не согласны?

— Какой именно «человек» должен попробовать все? Все ли люди должны это сделать?

— Кому именно человек «должен» попробовать все?

— Что именно «все»? Без исключения? Даже то, что несъедобно и воняет?

Вредные мифы никто специально не пропагандирует, но они есть и они узнаваемы.

Давайте рассмотрим некоторые вредные мифы, которые воздействуют на наших детей.

Миф 1. Есть люди серые и бесталанные, которым, чтобы чего-то добиться в жизни, нужно много учиться и работать. А есть способные и талантливые, у которых счастливая жизнь будет складываться сама собой легко и просто.

В результате учиться становится немодно и непрестижно. «За­чем? Ведь я и так талантливый?» Возникает желание блистать, казаться крутым. А чтобы подчеркнуть разницу между способным «мной» и другими, этих других нужно унизить. Поэтому нынешние дети в большинстве своем виртуозно способны критиковать и осмеивать товарищей. Умения же похвалить или сказать уместный комплимент нет вообще.

Однажды на дне рождения ученика престижной школы, где собрались его друзья-одноклассники, я заметил, как они азартно подсмеиваются друг над другом. Предложил приз — пять долларов тому, кто скажет товарищу комплимент. Это было еще то зрелище: ребята краснели, заикались, а комплимент так и не получился. А ведь это были умные, развитые, начитанные ребята!

Миф 2. Человек должен добиваться успеха и финансового благополучия в раннем возрасте, в крайнем случае лет до 25, а если нет, то он неудачник. А как же Чарльз Дарвин, который писал свое «Происхождение видов» больше 20 лет? Или Жорес Алферов — русский физик, наш современник, который получил Нобелевскую премию, только дожив до седых волос. Или Пауло Коэльо, который стал знаменитым и успешным после 50. Всем этим людям после 25 лет нужно было сложить руки и плыть по течению? Кроме того, психологи считают, что ничто так не портит жизнь и не ломает судьбу, как легкий успех в самом начале карьеры. В таком случае человек оказывается абсолютно беспомощным, когда синусоида успешности идет вниз.

Миф 3. Главное условие счастья — это деньги. То есть главное иметь, а не уметь. Вот появятся деньги, а потом счастливая жизнь сложится сама собой. Опыт богатых стран говорит, что деньги не приносят счастья автоматически. И наоборот — деньги легко и естественно приходят к тем, кто, занимаясь любимым делом, научился быть счастливым.

После того как кино и телевидение буквально закормили зрителей историями жизни богатых людей, стоит ли удивляться, что подросток искренне считает — пользоваться мобильным без фотокамеры просто стыдно. Когда так считает подавляющее число подростков, никакие разъяснительные беседы родителей не помогают. Ведь самый большой авторитет сидит на соседнем горшке.

Миф 4. Если у тебя не идеальная внешность, то ты уже неудачник по определению.

Наверняка каждый из читателей встречал парней и девушек, которые пользовались неимоверным успехом у противоположного пола и в то же время не обладали классически красивой внешностью. Кто-то из великих сказал так: «Скажи что-нибудь, чтобы я тебя увидел». Самые красивые люди, как правило, глубоко несчастны в личной жизни. Очевидно, срабатывает миф: если природа дала красоту, то уже напрягаться в жизни и не надо — все и так придет и образуется.

Объяснить это подростку, когда журналы, кино и TВ превозносят культ красоты, практически невозможно. Это придет только с опытом, с умением видеть обратную сторону глянцевой обложки.

Миф 5. Самый вредный миф — это миф о «Большой Халяве». Ка­ким-то непостижимым образом в наших умах живет вера в то, что человеку сам по себе может предоставиться шанс добиться успеха. Что настоящая удача и счастье не планируются и не достигаются целенаправленными усилиями. Что-то вроде желания получить прямо в руки большое красивое и вкусное яблоко, просто сидя под деревом, подставляя ладони. В ладони сыплются старая листва, дохлые гусеницы и птичий помет. На дереве полно вкусных яблок — залезай и нарви, каких только душа пожелает. Ну уж нет, мы будем сидеть под деревом и старательно растопыривать пальцы, ожидая, когда плоды сами упадут в руки.

Современным подросткам особенно трудно. Жизнь выдвигает новые требования, а в школе учат по-прежнему — нудно и неэффективно, дома они общаются с родителями, которые сами еще не вполне адаптировались к современному обществу. Подросток — это ребенок, чьи родители находятся в среднем возрасте 35—47 лет. По мнению психологов, средний возраст — это самый трудный период личности. Таким образом, кризисного подростка воспитывают люди, сами находящиеся в кризисе.

Жизнь заставляет человека учиться необходимым навыкам. Так, приобретя дачу, человек покупает книги и учится сажать и выращивать растения. Заведя же ребенка, люди считают, что они умеют и знают, как его воспитывать от рождения, и учится этому не нужно. Парадокс! И это тоже вредный миф. Если хочешь что-то делать хорошо — почитай литературу на эту тему, расспроси, как это делают другие люди, у которых получается лучше.

Это только некоторые современные мифы, которые калечат судьбы наших детей. Наверное, эти мифы — следствие болезней роста, эволюционного процесса. Мы научимся с ними бороться, как древний человек научился жить в условиях похолодания, что в итоге дало толчок к развитию технологий и прогрессу общества. Нам нужно научиться их выявлять, разоблачать, заменять полезными и вдохновляющими. И делать это осознанно. Необходимо задать себе вопрос: «А согласно какому мифу я живу? Помогает он мне или лишает сил и ведет в тупик? Есть ли миф, который будет более полезен и уместен, который быстрее приведет меня к цели?» Выбрать миф, согласно которому живешь, — значит взять управление своей судьбой в свои руки.