UA / RU
Поддержать ZN.ua

Между Венерой и Марсом. Академические рефлексии

Одна-единственная фраза о том, что причиной более скромного представительства женского пола в академическом мире может быть различный уровень врожденных способностей, сыграла роль палки, сунутой в осиное гнездо...

Автор: Оксана Приходько

Одна-единственная фраза о том, что причиной более скромного представительства женского пола в академическом мире может быть различный уровень врожденных способностей, сыграла роль палки, сунутой в осиное гнездо. Ларри Саммерс, который опрометчиво обронил эту фразу в прошлом году, будучи президентом Гарвардского университета, давно уже был вынужден уйти в отставку, а эхо вызванного им скандала утихать все не собирается. Более того, обсуждение этой темы в академических изданиях находит живейший отклик и в общественных СМИ.

Так, журнал The Economist, как всегда едкий и ничего не забывающий, предложил любопытный анализ большого массива научных данных о том, какие ментальные и психологические различия между женщинами и мужчинами достоверны и чем они могут объясняться. И начинается этот анализ… с игрушек, которыми предпочитают играть мальчики и девочки. Ведь каких-то 30 лет назад, в эпоху победного марша по планете феминизма, появилась мода дарить девочкам заводные машинки, а мальчикам — куклы, в твердой уверенности, что все различия между полами определяются воспитанием и навязанными культурными стереотипами. Однако в действительности, как показали дальнейшие исследования, то, какими игрушками будет играться ребенок, зависит от уровня тестостерона, который и вызывает половые различия в развитии мозга плода и новорожденного ребенка. В норме развивающийся мозг мальчика попадает под тестостероновый фонтан как в процессе внутриутробного развития, так и непосредственно после рождения. В результате однодневный малыш мужского пола дольше фокусирует взгляд на механической машинке, чем на лице матери, а девочка поступает наоборот. Более того, чем ниже был уровень тестостерона в процессе внутриутробного развития мальчика, тем чаще в дальнейшем он останавливает взгляд на материнском лице, устанавливает контакт «глаза в глаза» и тем более широким словарным запасом обладает. А девочки, которым до рождения довелось испытать на себе воздействие повышенных доз тестостерона, в дальнейшем предпочитают куклам машинки.

Еще более убедительные результаты были получены в опытах с приматами. Детенышам мартышек экспериментаторы предлагали на выбор мячи, тряпичные куклы, предметы посуды и машинки. «Мальчики» хватались за мячи и машинки, «девочкам» доставались куклы. Экспериментаторы объяснили этот феномен тем, что особи мужского пола изначально предпочитают активно осваивать пространство, и именно этим и определяется их выбор игрушек.

Примечательно, что тот же тестостерон отвечает и за половые различия в гистологическом строении мозга. До восьмой недели внутриутробного развития мозг плода развивается по женскому типу, то есть содержит более высокий процент серого вещества (состоящего из одних нервных клеток) по сравнению с белым веществом (состоящим из отростков нейронов). Затем у мальчиков отмечается изменение этой пропорции в пользу белого вещества, за исключением области мозолистого тела. Этот элемент, соединяющий между собой оба полушария головного мозга, состоит из белого вещества и у мужчин развит значительно слабее, чем у женщин. А вот преимущество, которое приписывали себе мужчины за счет большего размера головного мозга (в среднем мужской мозг на 9 процентов больше женского, что вполне коррелирует с разницей в размере всего тела) сводится на нет тем фактом, что в некоторых участках женского мозга плотность расположения нейронов выше, чем у мужчин. Иными словами, количество клеток оказывается практически одинаковым.

Впрочем, эти биологические различия, как показали исследования, на результаты тестов по IQ влияния не оказывают. Зато сказываются на механизме выполнения тестовых заданий. Мужчины больше используют левое полушарие, височную долю и серое вещество, тогда как женщины используют оба полушария и белое вещество. При этом статистически достоверные различия, вопреки устоявшимся мифам, между мужчинами и женщинами отмечены лишь в уровне физической агрессии, воображаемого вращения трехмерных предметов, орфографии и эмоциональности. Что касается вращения (где сильнее мужчины) и орфографии (где большие успехи демонстрируют женщины), то ученые не считают эти различия непреложными, отмечая, что целенаправленные тренировки существенно повышают и те, и другие показатели. С агрессией тоже не так все просто. Как показывают некоторые эксперименты, женщины уступают мужчинам лишь в проявлениях физической агрессии. Агрессивные мысли и чувства посещают женщин так же часто, как и мужчин, при этом имеют большую силу и продолжительность. И тут достаточно показательными являются следующие два эксперимента. Один из них был основан на видеоигре, в которой нужно было бомбить противника. Количество сброшенных бомб и служило мерилом уровня агрессии. В том случае, когда участники эксперимента были предупреждены о том, что за их действиями наблюдает экспериментатор, мужчины использовали больше бомб, чем женщины. Зато тогда, когда они думали, что действуют анонимно, женщины отрывались вовсю.

В ходе другого эксперимента студентам сообщали, что однокурсник (одного пола с испытуемыми, но при этом более слабый физически) оклеветал их перед преподавателями. Приблизительно половина юношей выбрала метод физических разборок с предполагаемым обидчиком. Часть оставшихся готова была даже проигнорировать обиду. Среди девушек уровень гнева оказался гораздо выше, однако в большинстве своем они предпочли … ответную клевету. Если учесть, что девушки воспринимают непрямую (или так называемую социальную) агрессию гораздо более болезненно, чем физическую, то тут тоже есть над чем подумать.

Единственным бесспорным моментом пока еще остается предрасположенность к сопереживанию, которая гораздо сильнее выражена у женщин. Более того, люди, страдающие аутизмом, имеют гипертрофированно выраженные мужские черты строения мозга. С другой стороны, такой мозг идеально подходит для систематизации. Как показали более углубленные исследования, если мальчики и обгоняют девочек в решении математических задач (чего никак не скажешь в отношении взрослых мужчин и женщин), то вовсе не за счет лучших математических способностей, а за счет лучшего умения решать проблемы. И даже в ориентировании на местности женщины и мужчины добиваются практически одинаковых результатов. Правда, разными способами: женщины больше полагаются на конкретные ориентиры, а мужчины — на общее чувство направления и расстояния.

Разоблачив все существующие мифы об умственном превосходстве мужчин, авторы The Economist делают совершенно неожиданный вывод, что в словах Ларри Саммерса, возможно, есть доля истины. Ведь статистический разброс любых показателей у мужчин значительно больше, чем у женщин. В том числе и в отношении интеллекта. Как показало широкомасштабное и кропотливое исследование, отследившее показатели IQ всех жителей Шотландии 1932 года рождения, среди мужчин гораздо больше как полных идиотов, так и гениев, тогда как женские показатели скучились преимущественно в средней части кривой распределения. Казалось бы, этот аргумент способен снять все обвинения в существовании «стеклянного потолка» для женщин-ученых. Если бы не уникальный контраргумент, приведенный в The Washington Post.

Собственно в американском массовом издании тоже пересказываются результаты научного исследования, опубликованные в журнале Nature. Их автор, биолог Стэнфордского университета, до 42 лет был женщиной, а теперь уже девять лет является мужчиной. Далеко не все в его окружении знают о том, что он перенес операцию по изменению пола и в связи с этим изменил свое имя (с Барбары на Бена), и с этим связано немало любопытных моментов. Так, один из его коллег высказался следующим образом: «Бен вчера прочитал отличную лекцию, не то что его сестра в свое время». На память ученому сразу пришел эпизод из студенческого прошлого, когда ему, выпускнице Массачусетского технологического университета, единственной из всего курса (преимущественно мальчишеского) удалось решить сверхсложную задачу. Реакция преподавателя была обескураживающей: «Наверное, это тебе твой бой-френд помог решить». Зато сейчас Бен постепенно привыкает к тому, что ему все чаще удается закончить предложение, и его не перебивает коллега-мужчина. Да и научные журналы гораздо охотнее публикуют статьи, подписанные мужским именем.