UA / RU
Поддержать ZN.ua

МЕТЕОР НАД СЕКТОРОМ

Краткость спортивной славы, вообще - жизни в спорте, иногда бывает просто поразительной. Вспоминается забытый сказочный талант в спринте Владислава Сапея из Гомеля...

Автор: Владимир Маевский

Краткость спортивной славы, вообще - жизни в спорте, иногда бывает просто поразительной. Вспоминается забытый сказочный талант в спринте Владислава Сапея из Гомеля. В 1967 году он вдруг становится чемпионом СССР. В июле 1968 года в Риге неожиданно бьет рекорд СССР на стометровке - 10,1 секунды, через две недели в Ленинграде новый рекорд - 10,0. Там же он повторит этот невероятный тогда для нашей страны результат. Потом переезд в Москву, тренировка в сборной СССР под руководством специалиста, считающего необходимым нагружать спринтера, как марафонца. Переутомление, конец спортивной карьеры. В начале семидесятых я встретил его случайно на Спартакиаде народов в Москве. Он сидел в столовой и был счастлив, что кто-то его узнал и о чем-то спросил. Я пожелал ему удачи, он грустно улыбнулся - знал, что удача его кончилась. Кто помнит, где сейчас Владислав Сапея, что с ним?

Подобная же судьба была уготована удивительному по таланту прыгуну в высоту из Запорожья Владимиру Ященко. Появился он в детской спортивной школе Запорожского трансформаторного завода у тренера Василия Ивановича Телегина. Высокий, стройный парнишка быстро прогрессировал в прыжках в высоту, показывал совершенно удивительные результаты в дополнительных тренировочных видах - в длину с места прыгал под четыре метра, тройным с места - за одиннадцать.

Прорыв во всемирную славу, диалектический переход количества в качество произошел у него в наиболее подходящем для этого месте - в Соединенных Штатах, на матче юношеских команд СССР-США в городе Ричмонде. Здесь Владимир Ященко, прыгавший не очень отработанным все еще модным тогда перекидным стилем, как-то вдруг оказался на секторе в гордом одиночестве и попросил поставить планку на высоту, превышающую мировой рекорд американца Дуайта Стоунза, между прочим поклонника сравнительно нового тогда стиля фосбери-флоп. Ященко, без всякого видимого волнения, отошел от планки, стоящей на уровне 2 метров 31 сантиметра, небрежно разбежался и... вылетел над рекордом с запасом сантиметров на десять. Поднялась буря восторга, народ кинулся к красавцу-юноше, но тот предложил повысить планку еще на два сантиметра и взял 2,33 с прежней легкостью и таким же запасом! Сказать, что на следующее утро Владимир Ященко проснулся знаменитым - значит ничего не сказать. Все это происходило 2 июля 1977 года.

Почти ровно через год в Тбилиси Ященко прыгает на 2 метра 34 см. А до этого, на зимнем чемпионате Европы в Милане все с той же легкостью и запасом бьет мировой рекорд для закрытых помещений и становится чемпионом с результатом 2 метра 35 см. Обезумевшие от восторга дамы в «Палаццо делло спорта» срывают с себя бюстгальтеры и бросают их на арену к ногам равнодушного парня с лицом и фигурой Аполлона. Владимир хладнокровно собрал эти дары и сложил в сумку.

Он еще выиграет чемпионат мира среди юниоров в Донецке и потом начнет долгий и грустный спуск по жизни с достигнутых в спорте заоблачных вершин - с вошедшего в историю самого молодого рекордсмена мира по прыжкам в высоту, одного из самых молодых заслуженных мастеров спорта да забытого всеми странного человека. Сказочный его талант во многом остался нереализованным. У космонавтов в те времена были приборы, определяющие спортивную реакцию, мгновенную силу нажима стопы, многие другие компоненты природного спортивного таланта. Как говорил мне скромнейший тренер Ященко Василий Телегин, все эти приборы зашкаливало, когда пытались тестировать его ученика.

Недавно из Запорожья пришло грустное известие - Владимир Ященко умер. Ему было едва за сорок лет. Остались строчки в таблице роста рекордов, осталась память о великом спортсмене.