UA / RU
Поддержать ZN.ua

Месторождение времени

Крымская земля богата удивительными сокровищами. Груды черепков, древние развалины, обломки скул...

Автор: Алина Бажал

Крымская земля богата удивительными сокровищами. Груды черепков, древние развалины, обломки скульптуры… Все это немо и бессмысленно для простого обывателя, но профессионалам — историкам и археологам — открывает целый мир. Кропотливо, пласт за пластом, ученые пробуждают от забвения ветхие страницы истории. Каждая, даже самая мелкая находка — «от эллинских монет до пуговицы русского солдата» (М.Волошин) — в руках специалиста способна заговорить, поведать захватывающую сагу о своей эпохе.

Руины древнего Херсонеса на окраине современного Севастополя неизменно привлекают археологов, туристов и просто романтиков. Двадцать пять веков назад к берегам диких тавров, гонимые волной Великой колонизации, причалили корабли эллинов. На мысу меж двумя бухтами, известными ныне как Карантинная и Песочная, основали они город-государство. Херсонес — «полуостров» — так назвали свой новый дом выходцы из южнопонтийского города Гераклеи и с острова Делос. На рубеже IV—III веков до н. э. полису суждено было стать центром обширного государственного образования, включающего земли Западного Крыма, а также ряд греческих городов — Керкенитиду (современная Евпатория) и Калос Лимен (Черноморское)...

Многие народы и правители оставили след на судьбе древнего города. После скифского нашествия во второй половине III—II вв. до н. э. Херсонес попеременно оказывался под протекторатом Понтийского царства Митридата VI Евпатора (конец II в. до н. э.), Римской империи (с I в.), Византии (с VI в.). Не смела его с лица земли, подобно многим греческим колониям, и стихия Великого переселения народов. С конца IV в. город на долгие годы становится центром распространения христианства. Византийцы назовут его Херсон, хазары — Шуршун, арабы — Керсон, русы — Корсунь. Именно отсюда в 989 г. великий князь киевский Владимир Святославович увезет свою жену — византийскую принцессу Анну — и священников, крестивших Русь…

После разгрома в 1204 году Константинополя крестоносцами Херсон осиротел. Город поневоле втягивался в политические игрища венецианцев, генуэзцев, турок, татар. Империя Османов застала последние годы Корсуня. Перемещение торговых путей оторвало город от главного источника существования — посреднической торговли. Жизнь еще теплилась в нем, однако сил подняться на ноги уже не было. К середине XV века, почти одновременно с Византией, некогда блистательный Херсон погиб…

Рождение и развитие науки археологии воскресило для потомков уникальное «месторождение времени». На протяжении ХХ века интерес к изучению Херсонеса Таврического не ослабевал. С 1978 г. здесь расположен Государственный историко-археологический заповедник.

На раскопках Херсонеса трудятся ученые Академии наук Украины, России, студенты украинских и российских вузов. Плодотворно и сотрудничество с Институтом классической археологии Техасского университета. В последние десятилетия специалисты обнаруживают ценнейшие материалы, позволяющие по-новому раскрыть ряд проблем, связанных с историей города.

Однако тайны Херсонеса не могут, да и не должны быть исключительно достоянием ученых. Один из аспектов работы заповедника — издание книг об истории и культуре Херсонеса разных периодов. Это и специализированные, и научно-популярные издания для самого широкого круга читателей. Книги написаны живо, легко, изобилуют интересными деталями, богато иллюстрированы.

Научно-популярная книга С.Сорочана, В.Зубаря и Л.Марченко «Херсонес — Херсон — Корсунь» — настоящий путеводитель во времени. «Путешествие через века без экскурсовода» — это маршрут длиной примерно в пять километров по территории площадью около 30 га по античному и средневековому Херсонесу. Авторы, настоящие ученые, многие годы занимаются раскопками и скрупулезно собирают материалы. Картины из книги будят воображение читателя: на месте древних развалин он видит башни, храмы, общественные и частные здания, а в них — кипучую жизнь многих поколений людей с их проблемами, чувствами, мыслями, мироощущением. Маршрут начинается винодельческой мастерской IV в. до н. э., а заканчивается Греческим двориком, примыкающим к зданию бывшего братско-настоятельского корпуса Херсонесского монастыря (1860—1863 гг.), где ныне расположен средневековый отдел заповедника.

С первых страниц авторы предостерегают: «Путешествие в прошлое… не просто и, кроме увлеченности, любознательности, требует глубоких знаний. Иначе не помогут ни воображение, ни интеллект, даже самый недюжинный…» По опыту знаю, что поспешные и дорогостоящие экскурсии в толпе, под палящим солнцем зачастую не оставляют в душе ничего, кроме раздражения и разочарования. Однако, прочитав эту книгу, вы можете смело отправляться в Севастополь и пройти по описанному маршруту самостоятельно, воспринимая каждый кирпичик словно старого знакомого, ощущая себя попеременно то почитателем Аполлона, то византийским христианином, то рыболовом, то солдатом, то нищим, то богачом.

Любознательного читателя наверняка заинтересуют и другие издания по данной тематике. К примеру, «Херсонес Таврический и население Таврики в античную эпоху» В.Зубаря, повествующее о взаимоотношениях Херсонеса с варварским окружением Таврики — таврами, скифами, сарматами, — и их влиянии на развитие этого античного центра.

Тем же, кто захочет углубиться в прошлое Херсонеса более фундаментально, поможет четырехтомник «Херсонес Таврический. Очерки истории и культуры», издаваемый Институтом археологии НАНУ. В этом году увидел свет первый том — «Херсонес Таврический в середине I в. до н. э. — VI в. н. э.». В первой части книги рассказывается об основных этапах исторического развития Херсонесского государства первых веков в сравнении, с одной стороны, с Римом и его провинциями, а с другой — с северопонтийскими центрами, в первую очередь с Боспором, а также поздними скифами и сарматами. В частности, затронуты вопросы романизации, варваризации, ориентализации и живучести, на фоне идеологических новаций, эллинских традиций. Во второй части рассматривается политическое и социально-экономическое развитие Херсонеса в позднеантичный период (последняя четверть III — VI в.), взаимоотношения с ранней Византией и утверждение христианства в среде херсонеситов.

Выпуск книги финансируется непосредственно заповедником при деятельном участии директора музея Леонида Марченко. Существует серьезная проблема: издание имеет смысл только в том случае, если тома будут выходить один за другим. Все, как это ни печально, упирается в деньги…

За многими строчками этих изданий, как точно подметил Сергей Буйских в своей книге «Пыль золотая», — «годы тяжелой экспедиционной работы, трудной, изматывающей, далеко не всегда удачной, без фанфар и сенсаций, но — с пылью, потом, недугами, расшатанными нервами, сомнениями, разочарованиями, поисками, потерями и обретениями». Однако результат этой работы окупает все: пробуждение от летаргии времени мыслей, поступков и творчества наших далеких предков, нахождение таинственных связей между настоящим и глубоким прошлым, затаившемся в месторождениях времени…