| ||
Бездонные карстовые озерца |
15—20 млн. лет назад юго-западную часть Русской геологической платформы занимало Сарматское море. Когда же вследствие горообразовательных процессов в Карпатах и тектонических движений Волынско-Подольской плиты территория нынешнего Подолья начала возвышаться, море отступило и постепенно исчезло. Там, где стояли теплые воды, высится длинная гряда гор, названная учеными Подольскими Товтрами.
Подольские Товтры протянулись более чем на 250 километров — от поселка Пидкаминь на Львовщине до Молдовы. Средняя высота Товтровой гряды колеблется на отметке 300—400 метров над уровнем моря. Богатство медоносных растений на участке гор, протянувшемся через Тернопольщину, подсказало поэтическое название — Медоборы.
Разгаданные тайны гор
Экскурсию в Товтры-Медоборы обычно начинают со старинного подольского поселка Сатанив на Хмельнитчине. В переводе с турецкого «Сат» означает большое село. Есть иная версия происхождения названия. Во втором веке н.э. римский легион под предводительством центуриона Токилия продвинулся на север. На высоком скалистом берегу известной ныне реки Збруч полководец спросил у своих легионеров: «Sat aut non?» («Остановимся или пойдем дальше?») «Sat!» — единогласно выкрикнуло уставшее войско. И именно тогда, согласно легенде, здесь возникло поселение, названное Сатанив. Сатанив сильно разрушали татары и турки в 1528, 1530 годах и позднее. Самая страшная трагедия произошла в 1676 году, тогда Сатанив окружило войско турецкого султана Магомета IV. Отчаянно боролись местные жители, но не смогли сдержать нашествие. Погибло четыре тысячи подолян.
С другой стороны на вершине горы стоит Свято-Троицкий монастырь. Основал его неизвестный монах примерно в XVI—XVII веках. Со временем сюда начали приходить монахи и построили три церкви. Храм, сооруженный в 1774 году, сохранился по сей день и действует.
А у подножия горы бурлит светская жизнь. Река рядом с городом спокойная, есть все условия для отдыха. По экологической тропинке, которую благоустроили несколько лет назад учащиеся из Гусятина под руководством председателя районной организации Всеукраинской экологической лиги Михаила Ковальчука, пересекаем Збруч. Поднимаемся на возвышенность, покрытую грабовым лесом, и вскоре попадаем в природное царство заповедника, созданного в 1991 году.
И вот посреди леса — пропасть. Крепкий серый камень-известняк, которым богаты Товтры, местные люди ломали издавна. Закладывали взрывчатку, дробили расколотую на глыбы скалу и неподалеку в земляных печах выжигали известь. Этот промысел сохранился по сей день. А в середине 90-х годов, когда получить мизерную зарплату стало роскошью, он оставался основным спасением для крестьян.
Добывали известняк надтовтряне и в 1969 году. Однажды во время взрыва образовалась непривычно глубокая полость. Она стала первой вертикальной карстовой пещерой на Подолье, где горизонтальных подземных царств уже открыто свыше сотни. Образовались они вследствие тектонических движений земли. На протяжении тысячелетий во время дождей и наводнений в ущелья попадала вода. Она растворяла известняк и придавала ему причудливые формы. Исследовал пещеры известный на Тернопольщине спелеолог Владимир Радзиевский. А вертикальная пещера в Медоборах — не единственная. В прошлом году научный сотрудник заповедника Степан Сторожук открыл и исследовал еще одну и назвал ее Кристинкой — в честь своей дочери.
Черную пасть открывает десятиметровая щель-колодец. Спускаемся по крепким капроновым канатам, металлическим лестницам из тонких стальных тросиков. На одиннадцатом метре — бездна следующего колодца. На стенах мерцают черные призрачные тени, убегая куда-то в глубины бездонных разломов. Над головой пролетают быстрые летучие мыши. Двадцать шестой метр... Наконец дно, а на самом деле — заваленная острыми обломками щель, куда уже не добраться и самым опытным спелеологам. Здесь, в стихии белого каменного фонтана, родились пещерные жемчужины — озолиты и пизолиты: одни круглые и гладенькие, другие — игольчатые. По правую сторону от колодца — многоэтажное боковое ответвление. Идти здесь невозможно, нужно ползти. Тянется оно на несколько сотен метров и выводит к большой Пуще отшельника.
Лет двести-триста назад большую скалу среди леса облюбовал себе один отшельник. Происходил он из богатого рода, но в знак протеста против несправедливости отрекся от мирских благ. Питался лесными ягодами, корнями деревьев, собирал грибы. Спал на каменном ложе с каменной подушкой. В скале отшельник выдолбил келью, где часами молился. Но умер этот удивительный человек не своей смертью. В одну из ночей его убили. Это была месть людей, которыми он пренебрег. Похоронили отшельника рядом с пещерой в большой каменной нише. В советские времена памятное место было заброшено. Привели его в порядок лишь в начале 90-х. И сейчас ежегодно на Троицу религиозная община Крутилова совершает здесь обрядовые действа.
В древности в Медоборах был языческий культурный центр, состоявший из трех поселений, — в районе гор Звенигород, Говда, Богит. Археологи утверждают, что в дохристианские времена на Богите стояла статуя и размещалось святилище древнеславянского бога Святовида. Он был четырехликим и в нем наиболее полно отражалась система верований восточных славян. Збручанский идол, найденный в 1848 году в Збруче, находится в Краковском историческом музее. Тернополь удостоен лишь копии.
Проезжаем километров пятнадцать и оказываемся с другой стороны живописных Медоборов, около Викна. Название села довольно непривычно. Происходит оно от карстовых источников, бьющих из глубин земли. Зимой в злейшие морозы они не замерзают и светятся, будто окна. Еще не так давно карстовых источников-окон было великое множество. Но благодаря проведенной в 70—80-х годах контурной мелиорации осталось лишь два озерка — два уникальных памятника природы.
Совсем неподалеку гористое тело Медоборов иссечено скалами — Гостра, Любовня, Назарова... По этим скалам любил часами путешествовать, отдыхая от работы, Иван Франко. В одном месте они так и называются — Франковы скалы. В архиве местного богатого землевладельца Ивана Федоровича Каменяр работал по нескольку месяцев в течение 1883—1885 годов. Он нашел много документов, характеризующих экономическое и социальное положение западноукраинских крестьян до революции 1848 года. Эти материалы стали основой научной работы «Критичний огляд до подій 1846 року, особливо в Східній Галичині». Данные из архива Федоровича Иван Франко использовал и в других работах — «Земельна власність у Галичині», «Гримайлівський ключ у році 1800», «Лук’ян Кобилиця». У Викне Франко детально изучал жизнь крестьян, записывал древние сказания и легенды. Собранный устный материал и полученные впечатления стали эпизодами поэмы «Панські жарти».
Широте мировоззрения и благородству Ивана Федоровича Иван Франко даже завидовал. Вскоре сын землевладельца — Владислав — еще больше проявит благотворительные черты богатого и знаменитого рода. Он основал в селе ковродельческую мастерскую. Со временем ковроткачество в селе достигнет высокого уровня. В 1873 году изделия викнянских ковроделов получили всеобщее признание. К сожалению, это самобытное искусство оборвалось полвека назад. Сейчас процесс создания ковров известен лишь отдельным старожилам. Не сохранилась и усадьба Федоровичей — она была разрушена во время Второй мировой войны.
Зеленый туризм — в зачаточной стадии
В селах, прилегающих к Товтровому кряжу, есть все возможности для развития зеленого туризма. Тем не менее из года в год они остаются лишь возможностями.
Александр Степаненко, координатор экологической общественной организации «Зеленый мир» (г. Чертков):
— Проживание в уютных сельских домиках обеспечивает несколько преимуществ. Сами условия жизни в селе создают то, что не по силам пансионатам и большим домам отдыха. Где еще, как не у сельского хозяина, можно есть ягоды прямо с грядки, пить козье молоко, брать мед из улья? Без тренажеров, горных велосипедов, полетов на аэропланах как-то еще можно обойтись, хотя такие виды развлечений уже вошли в практику сельского туризма наших соседей — Польши, Словакии, Венгрии. Сельский хозяин способен помочь туристам в более простом отдыхе — повести на озерцо или речку, где можно рыбачить, или предложить верховую езду.
А санаторий, находящийся поблизости, в Сатанове, мог бы использовать все богатства источников минеральной воды «Збручанская», обеспечивать оздоровление, спортивные игры и развлечения, организовывать экскурсии в Медоборы, наконец — развивать торговлю и питание. Можно утверждать: даже отдав часть услуг по проживанию туристов сельским предпринимателям, оздоровительный комплекс не остался бы внакладе, активно зарабатывая на других видах отдыха.
В заповеднике «Медоборы» (Тернопольщина) и национальном природном парке «Подольские Товтры» (Хмельницкая область) есть зоны ограниченной рекреации и туризма. Противозаконным и даже странным было бы размещение там торговых ларьков, магазинов, кафе, ресторанов и т.п. Модель зеленого, экологического туризма я вижу таков: туристы останавливаются в селах, пользуются преимуществами сельской жизни, ходят в горы на экологические экскурсии. В так называемых зеленых селах можно развивать и детский туризм.
В селах Тернопольщины есть немало желающих принимать туристов. Но как может среднестатистический будущий «туристический» предприниматель обеспечить надлежащий уровень комфорта? Ведь для этого ему нужно осовременить жилье, приобрести хотя бы элементарный спортивный и туристический инвентарь. Коммерческий банк в кредите откажет, поскольку сельский человек, как правило, не имеет достаточно ценного имущества для залога, а для уплаты процентов — постоянного среднего дохода. До сих пор не создан и государственный фонд для поддержки сельского туризма со стабильным госбюджетным финансированием.
С другой стороны, о природных богатствах и резервах для отдыха Подольских Товтр-Медоборов за границей мало кто знает. Не спешат сюда и местные путешественники. За последние одиннадцать лет о туристической Тернопольщине не выпущен ни один современный путеводитель, не создан ни один видеофильм. Сессия областного совета предусмотрела выделить на рекламную поддержку туризма 50 тысяч гривен только недавно, в апреле прошлого года. Путеводитель наконец выходит в свет, но очень ограниченным тиражом и будет дорого стоить. Он может быть лишь подарочным изданием для украинских представительств за границей, иностранных дипломатов, политиков. А кто же будет информировать массового туриста о богатствах края, приглашая его сюда на отдых?
Иванна Бакушевич, руководитель Центра содействия развитию зеленого туризма «Терноцвіт»:
— На Тернопольщине есть немало живописных уголков, где можно развивать зеленый туризм. Это, в частности, район гор Медоборы, бассейн Днестра, Кременецкие горы, другие местности. В селах нет недостатка людей, которые уже имеют добротное жилье и хотели бы предоставлять туристические услуги. Центр организовывает для них обучение. Это наша основная функция. Но создать богатую информационную базу о центрах сельского туризма в крае пока трудно. Чтобы внести сельских предпринимателей в единый классификатор, от них требуется определенный уровень качества услуг, по типу гостиничной сертификации. Тогда можно устанавливать шкалу оплаты за проживание. Но проблема в том, что нет экспертов определенной квалификации, способных оценить качество комфорта в сельских усадьбах и отдыха туристов.