UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мечты о социальном государстве, или О государственных компенсациях жертвам насилия

Правительства США и любой страны ЕС выплачивают денежную компенсацию пострадавшим от насилия гражданам. Украина тоже обязалась это делать еще в 2005 г., но дальше обещаний дело не пошло. Что же мешает?

Автор: Олег Шинкаренко

Правительства США и любой страны ЕС выплачивают денежную компенсацию пострадавшим от насилия гражданам. Украина тоже обязалась это делать еще в 2005 г., но дальше обещаний дело не пошло. Что же мешает?

Почему государство должно платить?

Если ввести в Google словосочетание violent crime compensation, то можно много узнать о том, как именно власти западных стран компенсируют ущерб пострадавшим жертвам насилия. Эксперт Центра политико-правовых реформ Александр Банчук так объясняет эту практику: "Европейская Конвенция о возмещении пострадавшим от насильственных преступлений заключена 24 ноября 1983-го и введена в действие 1 февраля 1988 г. В процессе разработки конвенции были предложены три версии объяснения того, почему государство должно возмещать средства пострадавшим, а именно.

Александр Банчук

1. Принцип ответственности: государство ответственно за совершенные преступления, поскольку сам факт преступления означает, что его политика уголовного предупреждения была неэффективной. Кроме того, на определенном этапе своего развития государство забрало у частного лица право на ответное насилие, или так называемый принцип Талиона - око за око, зуб за зуб. Таким образом потерпевший, который не может ничего сделать в ответ на совершенное насилие, остается наедине со своей проблемой.

2. Принцип социальной солидарности: каждый из членов общества ответственен за другого члена общества, подвергшегося насилию, поэтому он имеет право на помощь.

3. Принцип справедливости: сам факт возмещения является лишь установлением надлежащей справедливости".

Согласно конвенции, государство платит компенсацию в основном только в случаях, когда нет других источников возмещения жертве преступления.

Возникает логичный вопрос: а почему сами преступники не компенсируют своим жертвам нанесенный ущерб? Ответ прост - обычно люди, склонные к насильственным действиям, являются асоциальными элементами без работы и каких-либо постоянных доходов, а значит, возместить что-то они смогут разве что по архаичному и абсолютно неприемлемому сегодня принципу Талиона.

Как это происходит в странах Запада?

Великобритания. Все перечисленные принципы появились не на пустом месте, поскольку их обсуждение в Европе проходило еще в 1960-х гг. Например, в Великобритании схема возмещения пострадавшим от уголовного насилия (the criminal injuries compensation scheme) введена еще в 1964 г. В 1996-м британский парламент установил специальную тарифную сетку компенсаций, а для централизованного управления выплатой этих средств открыл при министерстве юстиции департамент возмещения жертвам уголовного насилия.

Там компенсации разделяются на два типа.

1. Персональный ущерб (максимальный тариф 250 тыс. фунтов стерлингов) - это компенсация за утрату трудоспособности (например, водитель потерял руку вследствие нападения преступника и больше не может работать по специальности).

2. Компенсация ущерба, ставшего причиной смерти жертвы (compensation components for fatal injury awards), составляет 5,5 тыс. фунтов стерлингов для каждого умершего в группе или 11 тыс. для одного умершего. Дети и другие иждивенцы получают эту компенсацию в случае потери родителей, а также оправданную стоимость погребения. Максимальный тариф такой компенсации не может превышать 500 тыс. фунтов стерлингов.

Кроме того, департамент выплачивает компенсацию гражданам Великобритании, получившим повреждения вследствие терактов за рубежом.

На 31 марта 2015 г. бюджет департамента возмещения жертвам преступного насилия составлял 318 млн. фунтов стерлингов. В своем годовом отчете департамент сообщил, что удалось удовлетворить 95,5% требований пострадавших, что составляет 35797 случаев на сумму 176,6 млн. фунтов стерлингов. 80% всех выплат удается осуществить на протяжении пяти-шести месяцев с момента нанесения ущерба.

Несколько страниц отчета посвящены статистике, которая свидетельствует, что скорость выплат постоянно возрастает. Административные затраты департамента составляют 15,624 млн фунтов стерлингов в год (директор Керол Оутс получает 95 тыс. фунтов стерлингов в год). Руководство учреждения постоянно борется за уменьшение этих затрат: например, за прошлый год удалось сэкономить почти миллион фунтов после переезда в меньшее здание. Экономят также и на персонале: за год сократили 26 работников, и сейчас их количество составляет 301.

США. В Соединенных Штатах параллельно существуют государственная и частная системы компенсаций жертвам уголовных преступлений. Например, при правительстве штата Аляска с 1972 г. действует совет по вопросам возмещения жертвам преступного насилия (violent crimes compensation board). Его девиз - "Помогаем невинным жертвам вернуться к жизни".

Подобный совет действует в каждом американском штате, но важно заметить, что выплаты начисляются не только жителям Аляски, но и гражданам США, которые пострадали от преступлений, находясь в этом штате. На компенсацию могут также рассчитывать родственники маленького ребенка.

Согласно отчету совета за 2014 г., всего был зарегистрирован 771 случай выплат на сумму более 2 млн долл. Из этой суммы 973,2 млн долл. выплачено на медицинскую и, в частности, стоматологическую помощь, 572,7 млн - на компенсацию по утрате трудоспособности и поддержку, 205,5 млн - на переезд в другое жилье, 204,5 млн - на консультации адвокатов и 116,3 млн долл - на погребение.

32% (237) случаев составляли выплаты детям, пострадавшим от сексуального и других форм насилия на сумму 144,3 тыс. долл. 21% (164) случаев - домашнее насилие (на сумму 360,2 тыс.) 16% (126) - нападения (798,8 тыс.) 14% (108) - изнасилования (102,4 тыс.). 9% (65) - убийства (434,8 тыс.), 3% (26) - случаи насилия с применением автотранспорта (126,3 тыс. долл.) Также выплаты на сумму 105,4 тыс. долл. получили жертвы ограблений, похищений, поджогов, угроз и других насильственных преступлений. По статистике, с 2000 г. количество обращений по поводу компенсации возросло с 400 до 900 в год.

Интересно также, что совет по вопросам возмещения жертвам преступного насилия помогает не только пострадавшим от насилия, но и тем, чьей жизни что-либо угрожает: им оплачивают новые усиленные двери, замки, охранные системы, защищенные мобильную связь и ящики электронной почты.

В США существует также феномен частных фондов возмещения, работающих параллельно с государственными. Так, зарегистрированный в 1985 г. в Вашингтоне Национальный центр жертв насильственных преступлений поддерживают его члены, корпорации и частные жертвователи.

По материалам отчета центра, в 2013 г. его бюджет составлял 3,5 млн долл., из которых 1,5 млн предоставило государство в виде федеральных грантов. Важная особенность центра в том, что лишь небольшая часть его бюджета идет на возмещение (82,4 тыс. долл.), а львиная доля других средств (более 1 млн долл.) направляется на обучение и поддержку жертв.

Германия. По информации юридического советника Немецкого фонда международного правового сотрудничества Геннадия Рыжкова, выплаты пострадавшим в этой стране осуществляются согласно правилам каждой конкретной федеральной земли, установленным еще в 1970-х гг. При этом гражданин должен подать два заявления о возмещении - в органы прокуратуры и соцобеспечения. "Интересная особенность заключается в том, что для получения денег даже нет необходимости в вынесении обвинительного приговора, которого можно ждать годами", - отмечает Геннадий Рыжков. Деньги выплачивают даже тогда, когда следствию не удается установить личность преступника.

Геннадий Рыжков

Главным условием выплаты компенсации считается именно насильственная природа преступления, которым причинен очевидный ущерб здоровью жертвы, уменьшающий ее трудоспособность. При этом из списка насильственных преступлений исключаются телесные повреждения, если человек получил их во время политических акций. Суд может отказать в денежной компенсации, если человек сам виноват в причиненном ему ущербе: например, когда он вмешался в потенциально опасную ситуацию, которой можно было избежать. Не выплачивается также возмещение за моральный ущерб. Могут отказать и тем, кто не способствует работе следствия и социальных служб: например, медлит с ответами на запросы, не является на допросы.

Для установления размера возмещения в Германии пользуются специальными таблицами и формулами. Первые выплаты поступают через два–шесть месяцев после нанесения ущерба. Но существует также и такой вид выплат, как немедленная помощь жертвам террористически-экстремистских действий.

Сейчас в Германии выплачивается около 17 тыс. пенсий (или доплат к существующим пенсиям) жертвам насилия на сумму около 82 млн евро. Доплат к пенсии, превышающей 2300 евро, не осуществляют. В случае смерти сына его родители получают ежемесячную пенсию в 530 евро. Если же остался только один родственник (отец или мать), он получает дополнительно к пенсии 370 евро. Самая высокая ежедневная помощь при потере конечностей составляет 36 евро. Компенсацией считается также оплата лечения, протезирования и даже замена поврежденных кардиостимуляторов или слуховых аппаратов. Еще одним видом помощи считается уход: имеется в виду оплата услуг поводыря или горничной. Интересно, что получить помощь могут не только жертвы, но и так называемые помощники, пытавшиеся защитить ее во время нападения.

Источники средств для возмещения распределяются следующим образом: 40% (300 млн евро) поступает из федерального бюджета, 30 - из местных бюджетов федеральных земель, 10 - из частных благотворительных фондов и 20% составляют пожертвования частных лиц и корпораций.

Что же происходит в Украине?

8 апреля 2005 г. украинское правительство подписало Европейскую конвенцию о возмещении ущерба пострадавшим от насильственных преступлений, но ее до сих пор не ратифицировали. Причина проста: за ратификацией сразу должны начаться выплаты возмещения, а денег на это в бюджете не предусмотрено. Но на самом деле такие возмещения в какой-то мере происходят.

По информации сайта судебной власти, в 2014 г. 66 тыс. украинцев получили право на компенсацию материального и морального ущерба на сумму 541,638 млн грн. Эти деньги им должно выплачивать не государство, а, почти по принципу Талиона, сами преступники. Как можно рассчитать, в среднем каждый пострадавший получит возмещение около 8 тыс. грн. Сумма не так уж и велика, поэтому вполне может быть взыскана с правонарушителя. Но возместить затраты на лечение в случае серьезных травм или же увечья эти деньги, конечно, не могут. Но дело даже не в этом, ведь в новом УПК Украины, принятом в 2012 г., в части третьей ст. 127 четко указано: "Ущерб, причиненный пострадавшему вследствие уголовного правонарушения, компенсируется ему за счет Государственного бюджета Украины в случаях и в порядке, предусмотренных законом".

А значит, государство должно платить эти деньги. С этим согласен и Минюст Украины. Его представители отметили: ежегодно МВД регистрирует более 300 тыс. жертв насильственных преступлений. Поэтому в министерстве разработали законопроект "О компенсации ущерба жертвам насильственных преступлений".

Этот документ устанавливал предельные размеры компенсационной выплаты: от 40% установленного на соответствующий год прожиточного минимума в расчете на одного человека до пяти размеров прожиточного минимума. А значит, учитывая размер прожиточного минимума в 2015 г. (1378 грн для трудоспособных лиц), размер возмещения должен составлять от 550 до 6890 грн. Ясно, что за такие деньги вернуть утраченное здоровье сегодня невозможно. Кстати, бюджет украинского фонда возмещения по таким тарифам и приведенному МВД уровню преступности составлял бы около 1 млрд грн. Для сравнения: это в10 раз меньше, чем бюджет аналогичного фонда в Британии, и в 172 раза меньше, чем бюджет Пенсионного фонда Украины.

Свой законопроект в 2006 г. предложили также и депутаты Сиренко, Онопенко и Онищук. Он назывался "О возмещении за счет государства материального ущерба гражданам, пострадавшим от преступления". Ни один из этих проектов так и не приняли.

Система возмещения ущерба пострадавшим от насильственных преступлений - это признак не только правового, но и социального государства, то есть такого, которое имеет значительные ресурсы для социального обеспечения своих граждан. Если на пути к верховенству права Украина уже делает уверенные шаги, то о достаточном уровне социальной поддержки мы можем пока что лишь мечтать. Именно поэтому окончательная ратификация Европейской Конвенции о возмещении ущерба пострадавшим от насильственных преступлений вряд ли произойдет в ближайшем будущем.