UA / RU
Поддержать ZN.ua

МЕЧТА ВСЕЙ ЖИЗНИ КАМИЛЛА ШИНДЛЕРА

В «Зеркале недели» 20 октября 2001 г. в №41(365) был опубликован наш очерк «Почему мы забыли Шиндлера?» о ...

Авторы: Виктор Вергунов, Алексей Мудрук

В «Зеркале недели» 20 октября 2001 г. в №41(365) был опубликован наш очерк «Почему мы забыли Шиндлера?» о выдающемся сыне земли украинской — профессоре Киевского политехнического института Камилле Гавриловиче Шиндлере, человеке необычайной судьбы и дарования, много сил отдавшего славе и процветанию нашей родины.

За истекшее время мы подготовили ряд научно-исторических публикаций о жизни и деятельности К.Шиндлера, в том числе «Нарис історії плуга. До 100-річчя видання альбому професора К. Г. Шіндлера «Политипажи, эскизы и чертежи машин-орудій современнаго сельскаго хазяйства».

Неоценимую помощь в поисках сведений об этом замечательном человеке оказали архивы Киева, Москвы и Твери, тонкий знаток истории науки профессор Олег Пилипчук, преподаватель кафедры сельскохозяйственных машин Национального аграрного университета Зинаида Шквира, сотрудники библиотеки КПИ и музея НАУ.

О мыслях и переживаниях К.Шиндлера красноречиво свидетельствуют его автобиография, письма и записки. Он не сетует на несправедливость царских властей, изгнавших его из КПИ, лишивших радости общения со студентами, отобравших его детище — первую в России испытательную станцию земледельческих машин и орудий. Богатый научный и практический опыт, весь накопленный интеллектуальный багаж после освобождения от официальных должностей декана механического отделения КПИ, члена Бюро по сельскохозяйственной механике Учёного комитета Главного управления Министерства землеустройства и земледелия К. Шиндлер использовал в сфере производства.

«...С апреля 1911 по декабрь 1916 работал директором Правления фирмы «Работник», где руководил производством земледельческих машин и орудий на заводах Коломенском Машиностроительном, анонимного общества Рязанских заводов. С 1917 года по 1921 год работал в Московском Народном банке по организации и ведению снабжения кооперативов средствами и орудиями сельскохозяйственной промышленности» (из автобиографии К. Шиндлера).

Созданный им плуг «Работник» показал лучшие результаты по сравнению с отечественными и зарубежными аналогами того времени. Профессор внес ряд усовершенствований в почвообрабатывающие орудия, при обзоре всероссийских и международных выставок пресса отмечала их как самые ценные и оригинальные. Его неоднократно приглашали в качестве консультанта и эксперта при проведении конкурсов и испытаний сельскохозяйственной техники.

«...Россию покинул в июне 1919 года и до 1921 года жил преимущественно в Лондоне, состоял уполномоченным Всероссийского Закупочного Союза сельскохозяйственной Кооперации и директором британской компании SELOSAYUG LIMITED — The Tbaclur and Supplying Compane of Rass Agricul. Societe...» (из автобиографии К. Шиндлера).

Международная политическая обстановка и события в России после 1917 года не благоприятствовали полноценной деятельности Всероссийского Закупочного Союза. Созданная К. Шиндлером Британская компания не вызвала интереса и поддержки в деловых кругах.

«...В мае текущего года покинул Лондон за отсутствием работы и по мотивам дороговизны жизни в Англии, перебрались на родину-мачеху (Швейцарию), но и там работы не нашел, а жить теперь дорого. В результате приехал в Прагу месяц тому назад и предполагаем пока что здесь перезимовать. В Праге связался с русской эмиграцией кооперативной, агрономической и академической ориентации, принял участие в русских кооперативных сельскохозяйственных курсах» (из письма К. Шиндлера, 8.11 1921 г., Прага)

«...В 1921 г. переехал в Чехословакию, где читал лекции на Русских кооперативных сельскохозяйственных курсах (председатель Академического совета), в Русском институте сельскохозяйственной кооперации (декан агрономического отделения), в Украинской сельскохозяйственной академии в г. Подебрады на кафедре сельскохозяйственного машиностроения, был председателем отделения естественных и агрономических наук учебной коллегии при комитете по обеспечению русских студентов в ЧР, входил в состав правления Русской академической группы в ЧСР» (из автобиографии К. Шиндлера)

Здесь Камилл Гаврилович работает также редактором журнала «Земледелие», в издательствах кооперативной и сельскохозяйственной библиотек. Комитет по обеспечению русских студентов, в котором также работал К. Шиндлер, был занят размещением студентов-беженцев из России по университетам и высшим специальным учебным заведениям Чехословакии. Материально его поддерживало чехословацкое правительство, благодаря этому учились и получали стипендию более тысячи русских студентов.

К. Шиндлер глубоко переживал трагедию в личной жизни, связанную с болезнью и смертью жены, которая была для него самым близким человеком, другом и помощником: «...Прожил свой век в трудах и заботах, вполне удовлетворенный достижениями, всегда переполненный устремлениями в гармоничной связи с устремлениями покойной жены и близких окружающих; коротко — всегда чувствовал себя счастливым человеком на свете. В общем прожили мы наилучшие наши годы жизни, что говорится, красиво, без нужды, а в Питере даже излишне богато, но не в ущерб целесообразности, а просто — душа в душу, приятно вспомнить и есть что напомнить. Тяжкий период жизни застал нас в Праге, особенно тяжкий за время длительной и тяжелой болезни покойной — тяжелые пять лет и особенно последние три года, когда больная не могла не только ходить, но и двигать руками. Но, как и все всюду и всегда, кончилось наше совместное бытие почти год сему назад и я остался бобылем коротать причитающееся мне на сем свете пребывание. Живу воспоминаниями прошлого, без цели и устремлений, без надежды и пафоса к жизни, просто в меру удовлетворения текущих более чем скромных запросов живого трупа…» (из письма К. Шиндлера, 20.07.1928 г., Прага).

Занимая ключевые посты в русской эмиграции, внутренне бунтовал, чувствовал безысходность своего положения: «...Да, нет в эмигрантской деятельности той здоровой базы и рационального приложения труда, единственно которыми и оправдывается результат всякой деятельности. На вас лили помои, вас шельмовали, всюду ставили палки в колеса и т. д. и т. п., и вы только теперь вздохнули свободно, удивляясь, откуда вся та злоба, с которой окружающие набрасывались на вас, с другой стороны — довольствуясь тем соответствующим вашей скромности результатом, что 30—40 человек вспомнят и не помянут вас лихом…» (из письма Шиндлера, без даты, Прага).

Невзирая на тяготы эмигрантской жизни, он настойчиво продолжает трудиться.

«…Так или иначе рассчитываю через месяц закончить свои «Основы машиноведения» и «Руководящие начала рационального пользования земледельческими машинами и орудиями». ...пишу, а спросите зачем? По совести скажу: не знаю, так просто самоуслады ради. Сижу и пишу — не понадобится, будем печку затапливать, а ежели кому понадобится, то милости просим — откроем папку и готово... Но что же поделаешь — напишу и пусть лежит, по крайней мере на душе легче — как будто и исполнил то, что полагалось и что входило в обязательства, не выполнено ... в прошлом. Как-то еще незадолго до смерти покойница, произносившая в то время одно слово: Камилла!, вдруг, глядя на мое написание, сказала: что это? Труд всей твоей жизни! Да труд, но положим и не труд, а вернее мечта, но действительно всей жизни — вот напишу, а тогда и помереть легче — на душе спокойнее: свершил все и как сумел — Бог сему судья, а что с этим трудом дальше будет? Это не столь существенно, кому будет нужно, надеюсь, воспользуется — решит судьба иначе и на том спасибо, жаловаться не приходится….» (из письма Шиндлера, 22.10.1928 года, Прага).

Необходимая и сейчас книга «Основы машиноведения», задуманная и долго вынашиваемая К.Шиндлером, которая была мечтой всей его жизни, в последнем авторском варианте, к сожалению, так и не была издана. Камилл Гаврилович Шиндлер умер и похоронен в Праге в 1940 году.

Хотелось бы, чтобы Национальный технический университет «Киевский политехнический институт» на одном из фасадов своих учебных корпусов нашел место для мемориальной доски этому выдающемуся ученому и педагогу.

Можно было бы учредить стипендии К.Г. Шиндлера для студентов и преподавателей как Национального технического университета «Киевский политехнический институт», так и Национального аграрного университета.

…Давно идет спор, кого считать в науке украинцем. Того, кто родился в Украине, или того, кто отдал ей свой талант, прославил ее своим трудом и достижениями. Наверное, истинно последнее.