UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мечта, пронесенная через десятилетия

Километрах в 10—12 от Минска, на территории обычного садоводческого товарищества стоит… белоснежная украинская «мазанка»...

Автор: Юрий Волошин

Километрах в 10—12 от Минска, на территории обычного садоводческого товарищества стоит… белоснежная украинская «мазанка». В ней расположился музей украинского декоративно-прикладного искусства, который создала пенсионерка Галина Безбородько. Здесь часто собираются члены украинской диаспоры, сюда водят экскурсии (особенно детские). Одним словом, украинский островок на белорусской земле.

Все началось в детстве

Родилась Галина на Черкасчине, в Звенигородке. Когда училась в восьмом классе, ее тетя пригласила во Львов, а оттуда они обе отправились в Рожнятов на Ивано-Франковщине. Там девочка впервые познакомилась с Гуцульщиной и сразу же влюбилась в этот край и в этот народ. Ее поразили красивые национальные костюмы, зажигательные танцы и песни, а тут еще тетя Лиза купила ей лижнык, панно и косовскую роспись. И школьница решила создать музей, чтобы люди из Правобережной Украины увидели, какой интересный народ живет в Карпатах. Еще будучи студенткой-первокурсницей, Галина вышла замуж за военного летчика и много лет моталась с ним по гарнизонам: в Подмосковье, на Урале, а когда муж вышел в отставку, привез ее к себе на родину, в Беларусь. А мечта о создании музея все это время жила.

Галина Николаевна многие годы проработала руководителем народной студии «Бусленя» (в переводе с украинского — аистенок) и продолжала собирать экспонаты для будущего музея. Что-то приобретала сама, что-то дарили друзья и родственники, живущие в Украине. Постепенно собралась коллекция — почти 100 рушников и множество вышиванок. Некоторым из них — более 100 лет. И когда муж своими руками построил садовый домик, предложила ему: «А давай из твоего белорусского дома сделаем украинскую «мазанку», чтобы здесь собирались наши люди, пели украинские песни, без которых я жить не могу. Прошу тебя!»

Музею — жить?

Члены минской диаспоры устроили настоящую украинскую «толоку» — собиралось от 12 до 17 человек, месили ногами глину, устраивали завалинку и соломенную крышу… Короче, вскоре стены засияли белизной, а в доме расположились экспонаты — не только рушники и вышиванки, но и старинные предметы быта: прялки, веретена, деревянные грабли и старинное колесо, куклы в украинской национальной одежде и, конечно же, портреты и книги Тараса Шевченко, Леси Украинки, других украинских классиков. У каждого экспоната — своя история и хозяйка с гордостью дает пояснения:

— Вот на этой старинной иконе — рушник, который женщина вышила в 1953 году, когда родила дочку. А когда дочка, уже будучи взрослой, сильно заболела, диаспоряне повесили этот рушник на икону, молились, и дочь, которая перенесла три тяжелые операции, выздоровела.

А этот красивый портрет великого Кобзаря вышила тоже очень больная женщина из моей родной Звенигородки, а потом подарила музею.

Вот свадебная сорочка, вышитая белыми нитками, ей около 100 лет. А вот эта, необыкновенной красоты, — из деревни Авдеевка. В ней прабабка одной из наших женщин, членов диаспоры, была на свадьбе в… 1904 году.

И все это — лишь малая часть экспонатов, каждый из которых по-своему необычен. Но беда в том, что число экспонатов растет, а площадь для их размещения, увы, нет. Конечно, есть возможность надстроить еще два зала, а в них представить каждую область Украины отдельно. Это не очень дорого, но у двух пенсионеров средств все равно не хватит. Громада уже обращалась в посольство Украины, но, скорее всего, это проблема уже Министерства иностранных дел Украины. В любом случае хотелось бы, чтобы музей жил и развивался.