UA / RU
Поддержать ZN.ua

Май. Кастро

Журналисты, посетившие Кубу, уверяют: режим Фиделя Кастро умрет вместе со своим основателем. Один ...

Автор: Виталий Портников

Журналисты, посетившие Кубу, уверяют: режим Фиделя Кастро умрет вместе со своим основателем. Один мой московский коллега, недавно побывавший в Гаване, восторженно делился подробностями визита — мелочами той романтической бедности, которая так привлекает туристов, однако вряд ли нравится самим жителям захваченного Фиделем острова... Логически все правильно: режим Кастро должен умереть, поскольку является последним ребенком умершего коммунизма. Ну, почти последним — можно еще вспомнить Северную Корею...

Однако те, кто пророчит смерть кубинской диктатуре, не замечают: Фидель давно изменил идеологию. Суть его существования уже не в коммунизме, а в противостоянии Америке. Разве можно назвать коммунистом венесуэльского президента Уго Чавеса? А боливийского президента Эво Моралеса? Да никогда. Тем не менее они в восторге от Кастро, и на днях подписали с ним торговое соглашение. Вряд ли это соглашение поможет богатой на нефть Венесуэле. Однако оно продлит дни кастровского режима. И убедит боливийцев, что у их «народного президента» есть союзники.

Так на наших глазах рождается новая идеология «народных президентов» — идеология противостояния «сфере влияния». Кастро, Чавеса и Моралеса объединяет только антиамериканизм — в чистом виде. Соединенные Штаты для них — враг их свободы. И население должно знать, что они будут защищать эту свою свободу вместе. И союз их открыт для всех.

На другом земном полушарии, в иных условиях возникает похожий союз — союз противостояния другой сфере влияния. Президентов Украины, Грузии и Молдовы объединяет прежде всего желание избавиться от российского давления. И население должно знать, что они будут защищать свою свободу совместно. И союз их открыт для всех.

Не собираюсь здесь сравнивать Россию и Соединенные Штаты, постсоветские и латиноамериканские правительства. Просто хочу отметить непродуктивность самого подхода борьбы с великаном на границах. Как правило, желание с ним бороться свидетельствует об отсутствии модели внутреннего развития у правящей элиты. Это еще одна, только более изощренная модель поиска врага, позволяющая не заниматься собственной страной. Мы знаем, почему кубинцы такие бедные, — потому что американцы душили их свободу и ввели блокаду. Мы знаем, откуда все украинские проблемы, — потому что россияне не хотят продавать нам газ по ценам, которые нам нравятся... Конечно, таким странам, как сама Россия или Венесуэла, сложнее объяснить своему населению, почему жизнь не очень улучшается, тогда как цены на нефть растут как на дрожжах... Но пока и их президентам удается поиграть во врага у ворот. НАТО вот-вот придет в Украину. Американцы чуть не сняли нашего любимого Уго Чавеса. А вы нам о лучшей жизни. Разве вы не патриоты?

Фидель Кастро может считать, что не зря прожил жизнь. Он превратил свою родину в непобедимую крепость, населенную нищими. На каждый упрек отвечал напоминаниям о патриотизме, о враге, который только и ждет случая переправиться через залив и лишить кубинцев их вождя и их нищеты. Проходили десятилетия за десятилетиями — и ничего не менялось. Выросло несколько поколений, уверенных, что защита свободы Кубы — смысл их жизни. И поверить в то, что кубинцам удастся избавиться от этого мифа после смерти своего великого рабовладельца, не так уж и просто.

В то же время опыт Фиделя с успехом перенимают другие. Они могут быть коммунистами или демократами, любить Америку или ее ненавидеть. Главное — все они объявляют себя революционерами, все являются представителями народной власти и все уверяют население, что в маленькой крепости можно было бы неплохо жить, если бы большой враг не стоял у залива. А так придется еще немножко потерпеть. Разве вы не патриоты?