UA / RU
Поддержать ZN.ua

Материализация памяти: Антоновецкая повстанческая республика

14 октября, в праздник Покрова, когда была создана Украинская повстанческая армия (1942 г.) и ее воины приняли заступничество Божьей Матери, в лесу вблизи села Антоновцы Шумского района на Тернопольщине было многолюдно...

Автор: Роман Якель

14 октября, в праздник Покрова, когда была создана Украинская повстанческая армия (1942 г.) и ее воины приняли заступничество Божьей Матери, в лесу вблизи села Антоновцы Шумского района на Тернопольщине было многолюдно. Вспомнить дни молодости сюда на склоне лет приходят бывшие повстанцы. А тысячи небезразличных людей уже два десятилетия посещают эти мемориальные места, чтобы ощутить героику борьбы за свободу Украины и поклониться памяти павших. «Материала» для изучения более чем достаточно, поскольку в 1943 году здесь функционировал военный и хозяйственный организм, который историки назвали Антоновецкая повстанческая республика.

Первая сотня УПА появилась на Кременетчине уже осенью 1942 г. — под командованием Ивана Клымышина (псевдоним «Крук»). С того времени повстанцы провели ряд акций возмездия против немцев: уничтожили охрану тюрьмы в Кременце, освободив всех узников, на автодороге Шумск—Кременец разгромили колонну немецких автомашин, провели победные бои с черно-коричневыми оккупантами в селах Лановецкого, Кременецкого и Шумского районов современной Тернопольщины. Весной 1943 года в лесу близ Антоновцев был заложен лагерь куреня Крука, ставшего на 4,5 месяца повстанческой базой. А с 4 апреля по 19 августа 1943 г. здесь размещался штаб Военной округи «Богун» — со временем она перешла в подчинение Генеральной военной округи УПА—Юг. Вспомним руководителей УПА на территории северной Тернопольщины: Энея (Петра Олийныка) — командира Военной округи «Богун», куренных Кропиву (Василия Процюка) — шефа штаба УПА—Юг и Крука (Ивана Клымышина). Ведь под их командованием отделы УПА взяли под контроль большинство территории северной Тернопольщины (юга исторической Волыни).

В антоновецком лесу бурлила полнокровная хозяйственная жизнь — появились мельница, хлебопекарня, мясоперерабатывающий и сапожный цеха, цех по производству мыла, швейная и бочарная мастерские, обслуживавшие повстанцев. Действовала школа медсестер-санитарок, которые по окончании обучения лечили раненых и заболевших тифом, неподалеку была школа подстаршин УПА и курсы радистов. В соседнем селе Иловицы организовали госпиталь. Женщины положили начало Украинскому Красному Кресту (УКХ), который сыграл важную роль в повстанческом движении.

В августе 1943 года на ликвидацию Антоновецкого лагеря УПА была брошена дивизия СС и авиационная часть. Вот как о тех событиях вспоминает 84-летняя медсестра куреня Крука Лариса Томчук (Тополь), ныне проживающая в Кременце: «Немцы сняли с фронта войска и пошли на штаб в Антоновцах. А здесь было около двух тысяч повстанцев. Крук выбрал небольшую часть стрельцов и пошел оборонять его, поскольку думал, что противник будет наступать. Но он ошибся. Из дубенского аэродрома налетели два немецких самолета и стали бомбить лес. Мы маскировались, прижимаясь к соснам, и маскировали раненых. С левой стороны была молодая сосновая посадка. И летчики считали, что мы спрятались там. Они уничтожили посадку, стреляли из бортового оружия. А мы стояли через дорогу. Так нас Бог спас. А лес горел, поскольку немцы сбрасывали зажигательные бомбы».

К сожалению, у повстанцев не было противовоздушной обороны. И потому окопы и лагерь противник сравнял с землей. Уроженец Антоновцев — куренной УПА Максим Скорупский (Макс) в книге воспоминаний «Туди, де бій за волю» убеждает, что «благодаря педантизму немецких летчиков у нас были небольшие потери — только двое убитых и трое раненых. Летчики получили приказ бомбить лагерь, и они бомбили его, не додумались покрыть бомбами пространство вокруг лагеря»... В конце августа куренной Крук со своими отрядами отошел на Полесье, чтобы продолжать борьбу на несколько фронтов — с немцами, польскими отрядами, красными партизанами и энкаведистами.

Большевистская власть старалась любой ценой стереть память о селе, которое было одним из центров повстанческого движения. В 1952 году появился указ президиума Верховного Совета УССР о ликвидации Антоновцев. Его жителей принудительно выселяли. Компартийные чиновники придумали версию, что люди добровольно согласились переехать на более плодородные земли в Михайловском районе Запорожской области. На самом деле там их уже ожидали жилища депортированных немцев.

Верховный Совет УССР восстановил репрессированное село на карте государства только 18 апреля 1990 года — под давлением общественности. Однако вернулись из высланных людей на свою малую родину лишь единицы. В сентябре того же года в Антоновцах впервые собрались люди, чтобы почтить память об уничтоженном селе.

Тогда же начала оживать память об Антоновецкой республике. Было восстановлено повстанческое кладбище, где нынче перезахоронены останки двух десятков бойцов. Шумчанин Василий Петрук, до недавнего времени председатель Шумской райгосадминистрации, начал строить повстанческий музей под открытым небом, в который, кроме упомянутого кладбища, вошли повстанческий родник, деревянная часовня на месте разрушенной в 1943 году, а также копия штабного домика. Районный краеведческий музей разместил в нем текстово-графическую экспозицию. Однако долгое время восстановление знаменитых и трагических мест держалось в основном на энтузиазме патриотов. Лишь в 2008 году, по представлению управления культуры облгосадминистрации, облсовет принял программу создания духовно-культурного музейного комплекса «Антоновцы-округа». Начата реконструкция музея под открытым небом «Лагерь УПА «Волынь—Юг». В частности, в прошлом году отремонтирована кровля штабного дома, благоустроен повстанческий родник.

Выполнены и более масштабные работы. На основе архивных материалов СБУ по проекту архитектора Шумского района Александра Бундика воспроизведена типовая «криївка», в которой скрывались воины УПА. Другая работа этого автора — реконструированная лагерная часовня — выглядит как духовный символ музея. Был также установлен памятный знак «Лагерь военной округи УПА «Волынь—Юг». В этом году частично отремонтирована подъездная дорога к этим памятным местам. В программе предусмотрено сооружение памятника воинам УПА, восстановление уменьшенной копии барочной церкви Рождества Богородицы (1795 г.), уничтоженной в 1979 году. Разработчики документа не забыли о развитии туристической инфраструктуры, а именно: о реконструкции в Антоновцах и окружающих селах торговых учреждений под гостиничные номера. Эти меры позволят оживить туристическую деятельность. Общий объем финансирования программы из бюджетных и внебюджетных источников насчитывает 4,8 млн. грн., но в течение 2009—2010 годов на различные работы выделено лишь 230 тыс. гривен. Очевидно, что предусмотренное в программе строительство автодороги с твердым покрытием между двумя селами Ривненской и Тернопольской областей стоимостью миллион гривен немыслимо без государственной поддержки.

Последние события в Украине свидетельствуют, что новая власть, мягко говоря, не приветствует пропаганду темы национально-освободительной борьбы, участниками которой были бойцы ОУН—УПА. Это подтверждает и отсутствие на торжествах по случаю 68-й годовщины создания УПА первых лиц облгосадминистрации и райгосадминистраций, чего не случалось в минувшие годы. Новая исполнительная власть — новые песни. В приветственном слове председатель областного совета Алексей Кайда связал память о повстанцах с современностью: «Годовщину УПА празднуем заново, в оккупированном неук-раинцами государстве. Немало украинцев за кусок гнилой колбасы продают душу свою и детей своих. Оккупационная администрация гнет наших людей, чиновников через колено, а многие из них молчат, как телята. Вспомним, что мы — потомки повстанцев, что мы — украинцы, а не хохлы!..»

Тем временем в реликтовом лесу неподалеку от Антоновцев еще долго не смолкали слова известной повстанческой песни:

«Бо дорога назад — це неволя,

А ховатися в лісі не будемо ми.

Ми підемо вперед —
і здобудемо волю,

України своєї ми вірні сини».