UA / RU
Поддержать ZN.ua

МАСТЕР МУЗЕЕВ

Михаил Иванович Сикорский родился 13 октября 1923г. в городе Чигирине, рано потерял родителей, воспитывался в детском доме...

Автор: Александр Корниенко

Михаил Иванович Сикорский родился 13 октября 1923 г. в городе Чигирине, рано потерял родителей, воспитывался в детском доме. Незадолго до войны начал учиться в авиационном техникуме в Запорожье, со временем эвакуированном в Омск, где готовили специалистов для фронта.

В 1946 г. Михаил поступил на исторический факультет Киевского государственного университета им. Т.Шевченко. По окончании отклонил предложение поступить в аспирантуру и остаться работать на кафедре и взял направление в Переяслав-Хмельницкий. В 1951 году Сикорского назначили директором краеведческого музея города.

За более чем 50 лет работы под руководством Михаила Сикорского создан целый музейный городок, состоящий из 27 тематических музеев, 370 недвижимых памятников народной архитектуры, около 200 тысяч экспонатов, благодаря чему Переяслав-Хмельницкий стал одним из известнейших туристических центров Украины.

Михаил Сикорский — автор более сотни научных работ по истории, краеведению, памятниковедению. Он — один из основателей Украинского общества охраны памятников, член правления Украинского фонда культуры, Всеукраинского союза краеведов. Награжден орденами и медалями. Заслуженный работник культуры Украины, лауреат Национальной премии им. Т.Шевченко.

Казацкая церковь 1606 г., с.Острийки Белоцерковский район

Его имя не указывается в официальных энциклопедиях, у него нет научных званий и степеней, но он создал более трех десятков музеев и еще несколько десятков создано с его участием. В значительной степени именно этот человек превратил старинный город Переяслав-Хмельницкий в выдающийся центр культуры и духовности, сокровищницу памятников истории нашей страны.

Восьмидесятилетний юбилей отпраздновал на днях генеральный директор Национального историко-этнографического заповедника «Переяслав» Михаил Иванович Сикорский.

Когда Михаил Сикорский прибыл в Переяслав-Хмельницкий, в тамошнем краеведческом музее было… 32 экспоната. Шел 1951 год, а через три года готовились отмечать 300-летие воссоединения Украины с Россией. В связи с этим новый директор должен был хоть немного привести в порядок музей-хату Козачкивского на тот случай, если кому-то из участников празднеств придет в голову поинтересоваться местом, где состоялась эта самая Переяславская рада.

Можно сказать, задание он перевыполнил. К празднику в музее собрали уникальные экспонаты времен трипольской культуры, Киевской Руси, средних веков, казачества, бытовые вещи и оружие более поздних времен, картины. Михаил Сикорский занимается в Переяславе археологическими поисками, находит фундаменты первых церквей и остатки оборонительных сооружений. Только за два первых года он с несколькими сотрудниками увеличил музейную коллекцию до… 22 тысяч экспонатов!

На этом M.Сикорский не остановился. Вскоре в центре города появились мемориальные музеи Г.Сковороды, В.Заболотного, музей-диорама «Бои за Днепр». А потом директор музеев «выбил» 30 гектаров земли на Татарской горе, где начал создавать музейный комплекс под открытым небом и дендропарк. Сюда свозили исторические ценности: старые хаты, общественные здания, ветряные мельницы, которые должны были исчезнуть под водами искусственных «морей»; инвентарь, машины различных типов, предметы быта и прочее.

Слава о Сикорском как о выдающемся специалисте музейного дела, археологе и компетентном историке Украины разнеслась далеко за пределы города. Однако его подвижническая деятельность плохо вписываясь в идеологические партийные рамки, многим не нравилась.

Можно понять еще экспозиции о Переяславской раде (хотя и здесь основной упор почему-то делался на казачество) или о народных восстаниях — все-таки классовая борьба. Но подозрительно много о народных промыслах, о культуре, этнографической самобытности…

Да и, кроме того, Сикорский — вообще неудобный для многих человек, непонятный фанатик: не просит квартиры, не заводит семью, скудную зарплату тратит на покупку старого «барахла», икон, рушников, утвари. Собрал вокруг себя таких же одержимых. Настырно добивается для музея новых площадей, ремонта.

Михаилу Ивановичу предлагали другую работу — престижную, денежную, даже в Киеве. Не соглашался. Два раза его исключали из партии, что означало автоматическое увольнение с должности директора. Но, к счастью, находились люди, понимавшие, что Сикорский работает на будущее. Самым главным его «покровителем» стал высокоэрудированный, энергичный человек — П.Тронько. Находясь на высоких партийных и государственных постах, Петр Тимофеевич пресекал все попытки убрать Сикорского, и до сих пор крупнейший историк, академик НАНУ, председатель Всеукраинского фонда воссоздания выдающихся памятников историко-архитектурного наследия им.О.Гончара П.Тронько не оставляет без внимания музейный комплекс в Переяславе.

В конце 1970-х первый в Украине музей под открытым небом имел уже четыре раздела: украинское село Среднего Приднепровья ХІХ в., музей ремесла и промыслов послереформенного села, коллекция ветряных мельниц и археологический отдел. Как пишет сам М.Сикорский, «впервые в мировой музейной практике был создан хронологический диапазон экспозиции — от жилища времен позднего палеолита до пятикамерного дома конца ХІХ в.». Все сооружения были заполнены подлинными изделиями людей разных специальностей и эпох — Михаил Иванович не признавал подделок и муляжей.

И продолжал «бушевать»: для музея Г.Сковороды он отобрал у воинской части старинное здание бурсы, заодно приобрел и пушку для диорамы. Полностью лишенному чувства чинопочитания Сикорскому трудно было пробивать «наверху» фонды для своего периферийного музея. Зато его знали и уважали коллеги, сотрудники и обычные люди, которые приносили да и сейчас приносят в музей экспонаты. Обращаются за помощью коллеги — создатели музеев. В 1986 году приезжали даже из Перми, чтобы посоветоваться, каким должен быть мемориальный музей выдающегося российского изобретателя М.Славянова.

В этнографическом комплексе появились музеи Шолом Алейхема, летний домик князя Воронцова… А в 1978 г. Сикорский откликнулся на просьбу создать музей отечественного изобретателя XIX в. Н.Бенардоса (в Фастове, где Бенардос жил и похоронен, для музея просто не нашлось помещения). Единственное условие, выдвинутое Сикорским, — это историческая достоверность интерьеров и подлинные личные вещи изобретателя в основе экспозиции. Позволялось использовать макеты и точные копии оборудования, но при этом — минимум объяснительных планшетов, никаких лозунгов и т.п. Это принципы научной школы Сикорского, не признающего парткомовско-агитационных залов и красных уголков, в свое время повсеместно выдаваемых за музеи предприятий.

Музей Бенардоса (шесть комнат-залов площадью 200 кв. м) вписался в собрание музеев этнографического профиля как дом малопоместного дворянина. Но по внутреннему наполнению он стал образцом мемориального музея выдающегося деятеля технической сферы. Особенно показателен зал истории сварки — с далеких времен до современной сварки в космосе — с настоящими экспонатами, подаренными музею первым космическим сварщиком В.Кубасовым.

К комплексу музеев научно-технического и промышленного профиля относится музей мирного освоения космоса, где собраны уникальные образцы космической техники и личные вещи конструкторов и космонавтов; музей хлеба с наибольшим на постсоветском пространстве собранием сельскохозяйственных орудий труда (инвентарь, техника для обработки земли и выпечки хлеба); музей транспорта, пока что в основном крестьянского; коллекция ветряных мельниц; образцы оружия различных видов и веков, сельские кузницы и старинные литейные.

В 80-е годы М.Сикорский, его сотрудники и добровольцы-энтузиасты продолжали собирать образцы техники, приборы и прочие экспонаты для музеев этого профиля. Музейным работникам помогали члены секции памятников науки и техники УТОПИК, возглавляемой автором этих строк. Нам удалось сохранить кое-что из списанного лабораторного оборудования КПИ, получить образцы вычислительных машин из другого вуза, забрать демонтированный мост, когда-то сооруженный над Петровской аллеей в Киеве по проекту Е.Патона. Но долго не удавалось получить от государственных и партийных органов разрешения на открытие соответствующих музеев.

Мы продолжали «пробивать» постановление правительства о создании комплекса промышленно-технических музеев (а в дальнейшем и полноценного Музея науки и техники Украины), но нас не поддержали ни Министерство культуры, ни Общество охраны памятников. Наконец нам удалось встретиться с чиновником высокого ранга в администрации Президента Украины. Он поддержал нашу идею... и через два года вышло постановление о создании Политехнического музея при Киевском политехническом институте, готовившемся праздновать свое столетие. Вместо сотен гектаров земли в Переяславе, на которых можно было разместить технические музеи, предлагалось разместить образцы исторического вклада Украины в научно-технический прогресс человечества в залах площадью около тысячи квадратных метров. (Кстати, в московском Политехническом музее, построенном 150 лет назад, только экспозиционная площадь занимает несколько десятков тысяч квадратных метров).

90-е годы были очень неудачными как для Государственного историко-культурного заповедника в Переяславе-Хмельницком, так и для самого Михаила Сикорского. Исчезло государство, в котором действовали законы о сохранении памятников истории и культуры и бесплатной передачи экспонатов в музеи. Пошли на металлолом все пароходы (в Украине уже не осталось ни единого образца) и большинство теплоходов: бухта возле музея осталась пустой. Из сорока типов паровозов, когда-то производившихся в Украине тысячами, сохранилось несколько штук, но и их в Переяславе нет, ибо не успели проложить отрезок железной дороги. Владельцы коллекции ретро-автомобилей продали свои раритеты в Прибалтику и Германию. Государство прекратило финансирование заповедника, и еще до того, как милиция перестала охранять переяславские музеи, из закрытых витрин исчезли некоторые реликвии уже независимой Украины — гетманские регалии. А последняя кража — компьютера, подаренного Голландским посольством, — произошла в 2002 году.

Но М.Сикорский еще питал надежду на новый Закон Украины «Об охране и использовании памятников истории и культуры», который должен был выйти вместо советского закона 1978 года. В законопроекте было предложение о включении юридического понятия памятников промышленности, техники и науки. К сожалению, вместо него был принят Закон «Об охране культурного наследия», ограничивший понятие объекта сохранения только «недвижимыми сооружениями, занесенными в Государственный реестр». Таким образом, уничтожено последнее основание для законного сохранения образцов деятельности тысяч народных умельцев, изобретателей, ученых, память о которых пытается сберечь Михаил Иванович Сикорский.

Неудивительно, что в советские времена власть не спешила должным образом отметить труд сподвижника музейного дела. (Его коллега, директор Пушкинского музея в Михайловском С.Гейченко был отмечен званием Героя Социалистического Труда, дважды награжден Государственными премиями СССР, не говоря уже о ряде орденов.) Это можно понять — Переяславский музей существовал «в другом измерении», способствуя воспитанию гордости за Украину и ее народ. Но вот наступил период, когда, казалось бы, сокровища Переяслава должны быть особенно востребованы, а собиратели этих сокровищ — достойно отмечены. Однако к 80-летнему юбилею М.Сикорский не только не стал Героем Украины, но и вообще не получил какой-либо государственной награды. На юбилейном торжественном собрании ему была вручена награда УПЦ Московского патриархата — Орден Нестора-летописца. Это символично — Сикорский собрал и продолжает собирать «материальную» иллюстрацию к истории Украины с древнейших времен до наших дней.

Следует отметить, что М.Сикорский — не только дипломированный ученый, чьи научные работы по истории, этнографии, археологии отличаются новыми фактами и оригинальными мыслями. За годы практической работы он стал специалистом по ряду наук, необходимых для музейного дела, а приходилось бывать и агрономом, и строителем... Может квалифицированно общаться и с философами, и с художниками.

Он фанатически предан делу, избранному более полувека назад. И все причастные к нему желают патриарху и мастеру музеев крепкого здоровья и новых творческих успехов.