Кажется, только вчера в переполненном вестибюле «Укркинохроники» царила щемящая атмосфера потери — мы прощались с Израилем Цалевичем Гольдштейном, фронтовым кинооператором, режиссером, заслуженным деятелем искусств, народным артистом Украины, патриархом и легендой украинского документального кино. Более шестидесяти лет проходил он через этот вестибюль, идя на работу. И вот его нет с нами — нашего коллеги, друга, Воина.
Уже в первые дни Великой Отечественной молодой кинооператор Гольдштейн отбыл «в командировку для съемки военных действий». Безоглядно смелый, он шел со своей кинокамерой рядом с солдатом. Снятые фронтовым оператором военные репортажи вошли во всемирно известные фильмы «Сталинград», довженковские «Битва за нашу Советскую Украину», «Победа на Правобережной Украине», в многочисленные спецвыпуски. Выжив в кровавой фронтовой круговерти, возвратился капитан Гольдштейн на родную студию и неистово ринулся в работу.
Так сложилось, что все светлые военные даты — дни Великой Победы, Советской Армии, день разгрома фашистов под Сталинградом 2 апреля, а это день рождения Гольдштейна (кстати, свое 25-летие он отметил в 1943 году, снимая Сталинградскую битву), мы всегда отмечали в редакции вместе. И главным в этих застольях, конечно же, были воспоминания о войне. Рассказчик Изя, как нежно называли мы его за глаза, а став постарше — и в глаза, был изумительный: остроумный, ироничный и очень искренний. Он учил нас чувствовать и уважать прошлое, он приблизил к нам свою войну, она стала для нас понятнее.
Когда я пришла работать на «Укркинохронику», Израилю Цалевичу было сорок два года. Это был человек-вихрь: эмоциональный, жадный к работе, мудрый и энергичный, своеобразный катализатор, будоражащий творческую жизнь студии. Израиль Цалевич взрывал своими фильмами затхлую тину тотального замалчивания проблем, показного благополучия, гражданской глухоты.
Место Израиля Цалевича Гольдштейна в документальном кинематографе Украины определяется не только количеством его фильмов, а их снято более ста пятидесяти, не только его неординарным творчеством, но и его высоким нравственным авторитетом.
Отдаляясь во времени, война приближалась к нему, напоминая о себе не только душевной, но и физической болью: все более мучительно давала о себе знать тяжелая контузия. В последние годы Израиль Цалевич как-то особенно ревностно относился к теме войны. Мне посчастливилось работать с ним над фильмами к 50-летию освобождения Украины, к юбилею Победы. Я видела, как угнетают его, настоящего фронтовика, возрастающая с каждым годом помпезность победных празднеств, из которых вытравили подлинную душу, недостаток заботы и внимания к ветеранам войны.
Горько сегодня осознавать, что в последние годы неравнодушный талант Израиля Цалевича, его опыт не были востребованы нашей независимой державой. И его остропублицистический фильм «Прощай, кино!», отмеченный на седьмом Международном кинофестивале в Марселе, так и не был замечен в Украине властью, которой он был адресован.
Сегодня мы хотим сказать Изе, что он всегда будет жить в нашей памяти. Мы будем равняться на него и в смелости поступков, и в преданном служении делу, и в верности профессиональной чести.
Вечная Вам память, дорогой наш Израиль Цалевич!