Понятия маскулинности и фемининности выражают нормативные представления и установки, какими должны быть и, следовательно, чем должны заниматься мужчины и женщины в данном обществе и в данное время. Маскулинность и фемининность являются социальными, а не биологическими категориями. Они определяют нашу гендерную идентичность и напрямую связаны с нашими представлениями о себе и других.
Различные психологические теории по-разному подходят к тому, как и когда человек осознает свою гендерную идентичность. При этом все они — и психоаналитическая теория Фрейда, и теория когнитивного (познавательного) развития Колберга, и группа теорий так называемого социального научения — подчеркивают, что процесс гендерной идентификации ребенка — не простой, не одношаговый и не автоматический.
Социальные роли, предназначенные для представителей разных полов, меняются вместе с изменениями в обществе. Так, например, до самого конца XIX века женщинам во всем мире было запрещено получать высшее образование, а значит, социальная роль образованных профессионалов была для них недоступна. Однако уже к концу XX века число студенток вузов во многих странах превысило число студентов-мужчин.
Сила и слабость гендерной дихотомии
Превалирующим в бытовом сознании является биполярное, дихотомическое понимание маскулинности и фемининности — в прямой зависимости с биологическим полом, диктующим, какими должны быть личностные характеристики, внешность, поведение, одежда, увлечения, интересы, профессиональные занятия, образовательные специальности, сексуальные и межличностные отношения мужчин и женщин. Вплоть до 70-х годов прошлого века аналогичные представления господствовали и в науке. Мыслители прошлого были убеждены, что если гендерные характеристики находятся в согласии с полом, то личность более психически здорова и устойчива. Все, что не вписывалось в строгий гендерный дуализм, считалось отклонением от нормы и рассматривалось как проблема.
Стереотипы приписывают женщинам пассивность, послушность, эмоциональность, склонность к кооперации, ориентацию на людей. С точки зрения предпочтений, считается, что женщины ценят любовь, общение и красоту. К исконно мужским качествам относят агрессивность, стремление к лидерству, рациональность, соревновательность, ориентацию на вещи (инструментальность). С точки зрения предпочтений, мужчины стремятся к власти, ценят компетентность, мастерство и достижения.
Такой подход привлекателен своей теоретической стройностью и отвечает нашим интуитивным представлениям, что называется, на житейском уровне. Однако он не выдерживает даже самой поверхностной сверки с реальностью. Так, например, мужчины бывают вполне послушными воле начальника (даже если начальник — женщина), а мужчины-художники (в самом широком смысле этого слова) ценят красоту не менее женщин. С другой стороны, женщинам никак не обойтись без проявления лидерских качеств, например, во взаимодействии с детьми, да и красота в любой сфере не может быть достигнута без компетенции и мастерства.
В современном обществе сплошь и рядом встречаются люди, не вписывающиеся в прокрустово ложе общепринятых гендерных моделей. Так, например, женщина может считать себя вполне фемининной, но при этом обладать такими маскулинными чертами, как рациональность, спортивность и склонность к техническим видам профессиональной деятельности, будь то инженер, программист или водитель. А мужчина без всякого ущерба своей мужественности может испытывать склонность к «женским» занятиям вроде воспитания детей, шитья или приготовления пищи. Причем многое здесь зависит от ситуации. Так, деловая женщина может быть агрессивной в бизнесе и нежной в постели... Все эти и подобные примеры объединяет то, что люди в них определяют себя в измерениях маскулинности-фемининности не в чистом виде, а как смесь того и другого.
Как измерить гендер
Самая ранняя система измерения маскулинности и фемининности была разработана американскими психологами Люисом Терманом и Кэтрин Кокс-Майлз в 1936 году. Чтобы скрыть главную цель своего опросника, они назвали его «Анализ отношений и интересов». В него входили вопросы о личностных качествах, интересах, склонностях, а также об ассоциациях, вызываемых различными словами. Исследователи относили к маскулинным такие черты, как наличие громкого голоса, любовь к охоте, непослушание в детстве, стойкость в перенесении физической боли... Фемининность определялась «прямо противоположными» качествами, а также наличием положительных ассоциаций по поводу таких слов, как «младенец», «воспитание» и (что бы вы думали?) «шарады»... Ответы опрошенных тогда мужчин и женщин в среднем вписывались в задуманные авторами модели маскулинности и фемининности.
Принципиально новый подход к определению маскулинности и фемининности разработала в 1974 году американский психолог Сандра Бем. В отличие от всех предшествующих исследователей, заранее определявших маскулинные и фемининные качества, она предоставила их выбор обществу. С этой целью двум достаточно большим группам студентов с равным представительством мужчин и женщин было предложено оценить 400 человеческих качеств, исходя из того, насколько они необходимы для современных мужчин (этим занималась первая группа) и женщин (вторая группа). По результатам такой оценки было отобрано 20 наиболее маскулинных, 20 наиболее фемининных и 20 нейтральных качеств (одинаково присущих как мужчинам и женщинам), половина из которых была положительными (например, «способный помочь в трудную минуту»), а половина — отрицательными (например, «тщеславный»).
Фемининными качествами оказались такие: уступчивая, жизнерадостная, застенчивая, нежная, падкая на лесть, преданная, женственная, умеющая сочувствовать, заботливая, понимающая других, сострадающая, способная утешить, говорящая тихим голосом, теплая (сердечная), мягкая, доверчивая, инфантильная, не любящая ругательств, любящая детей, спокойная.
Маскулинными качествами были признаны такие: верящий в себя, склонный защищать свои взгляды, независимый, спортивный, напористый, сильная личность, аналитичный, способный к лидерству, склонный к риску, быстро принимающий решения, полагающийся только на себя (самодостаточный), властный, мужественный, имеющий собственную позицию, агрессивный, склонный вести за собой, индивидуалист, соревновательный, амбициозный (честолюбивый).
Затем проводилось уже собственно исследование: студенты и студентки давали ответ, насколько им лично присущи отобранные 60 качеств, оценивая степень их наличия у себя (либо самостоятельно, либо с помощью тех, кто их хорошо знал) по семибалльной шкале. Единице соответствует ответ «категорически нет», семерке — «безусловно да», а четверка представляет «ни да, ни нет» (или «и да, и нет»). Полученные ответы анализировались с помощью статистических методов. Как и в случае с тестом Термана-Кокс, нейтральные качества были введены, чтобы опрашиваемые не догадывались об истинной цели опроса. Кроме того, если человек ставил себе максимально высокие оценки по всем положительным качествам, то скорей всего он был неискренен, и его ответы не засчитывались.
В итоге, от 34 до 44% студентов-мужчин показали высокие баллы как по маскулинным, так и по фемининным качествам. Среди студенток одновременно высокомаскулинных и высокофемининных личностей оказалось от 27 до 38%. Сандра Бем назвала таких людей психологически андрогинными. Интересно, что в подобном опросе, проведенном в 2000 году среди наших старшеклассников, андрогинность продемонстрировали уже 52% юношей и 44% девушек. Не менее интересно было бы составить список маскулинных и фемининных качеств по методике Сандры Бем сегодня — сомнительно, чтобы инфантильность, обладание тихим голосом и падкость на лесть вошли в современный идеал женственности.
Очевидно, что люди с высокими баллами по маскулинным качествам и низкими — по фемининным относятся к маскулинному типу, и наоборот, фемининный тип составляют те, кто демонстрирует высокие баллы по фемининным качествам и низкие — по маскулинным. Несмотря на свою «противоположность», люди этих типов обладают общими чертами. Прежде всего, им присуща «гендерная схематизация». Другими словами, они склонны видеть мир и оценивать явления в гендерных терминах — даже там, где вполне уместны совершенно другие критерии оценки.
Психологическая андрогинность как целостная человечность
Исследования Сандры Бем и ее последователей показали, что гендерные качества многогранны и многомерны и что фемининность и маскулинность — это не два противоположных полюса одной и той же оси. Скорее, они представляют собой две разные и независимые шкалы, два разных измерения человечности. С точки зрения многих социальных психологов, люди, имеющие высокие показатели по обоим измерениям, являются полными, целостными человеческими существами. Тех, у кого низкие показатели по обоим измерениям, относят к психологически нейтральным, или незрелым, личностям.
Те, кого пугает термин «андрогинность», видят в нем бесполость и униформизм. Однако это совсем не так. Концепция психологической андрогинности может быть проиллюстрирована с помощью такого образа: человечество — это дерево, а люди — листья на нем. Каждый лист имеет свою индивидуальную и неповторимую форму, размер, оттенок и т.д. Апологеты психологической андрогинности приветствуют такое разнообразие, тогда как приверженцы гендерной дихотомии стремятся подравнять каждый лист, чтобы он в точности соответствовал одному из двух выбранных заранее шаблонов. В этом смысле жесткая гендерная дихотомия напрямую связана с принципами коллективизма и тоталитаризма, тогда как принцип андрогинности является инструментом для достижения индивидуальной личной свободы и культурного разнообразия в обществе.
Следует подчеркнуть, что, с точки зрения самосознания личности, андрогинность определяется не как механическая комбинация маскулинных и фемининных черт, а как способность быть гибким в выборе поведенческих ролей в зависимости от обстоятельств (иногда более маскулинных, иногда более фемининных). Многие психологи и социологи убеждены, что андрогинные люди лучше приспособлены к требованиям современного мира и к различным жизненным испытаниям.
От антагонистической полярности к здоровой взаимозависимости
Как видим, наше понимание мужественности и женственности до сих пор основано на субъективных представлениях, которые медленно и с отставанием меняются вслед за изменениями в реальной жизни. Не исключено, что это отставание не случайно и происходит из-за того, что мужчины и женщины просто не хотят быть одинаковыми и ищут всевозможные формы для подчеркивания различий между полами. Неспроста ведь историки не обнаружили еще ни одной культуры, в которой не задавались бы гендерные роли, выходящие за чисто-репродукционные рамки. Похоже, что с помощью изобретения и переизобретения моделей маскулинности и фемининности человечество ищет формы для символического выражения простой и важной идеи: мужчины и женщины нужны друг другу. Другими словами, различие и дополнительность гендерных ролей — это символ взаимозависимости мужчин и женщин.
Однако любая идея и любой символ могут быть искажены и профанированы. Вместо фактора, обогащающего жизнь, придающего ей вкус и приносящего радость, они могут стать оковами, вынуждающими нас соответствовать чему-то совсем не подходящему нам лично, ради доказательства нашей состоятельности в глазах других. Догматические и устаревшие гендерные стереотипы ограничивают наши возможности, мешают нашему развитию и раскрытию наших талантов. Этот конфликт может быть разрешен, если мы осознаем, что маскулинность и фемининность не определяют противоположные и раздельные реальности, а скорее акцентируют естественные различия между мужчинами и женщинами в некоторых аспектах человечности, прежде всего в выражении нашей сексуальности и привлекательности друг для друга.