UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Мама, ты же не обижаешься, что я грек?"

Как украинцам остаться украинцами на чужбине.

Автор: Олекса Пидлуцкий

Вопрос, вынесенный в заголовок, задал несколько лет назад одной из активисток общества "Українсько-грецька думка" ее родившийся уже в Афинах десятилетний сын.

Мама, конечно, не обиделась. И отец у него грек, и имя-фамилия греческие, и друзья - греки, и все вокруг, кроме мамы, разговаривают на греческом языке. Да и вообще, чтобы чувствовать себя в Греции комфортно, психологически легче быть греком, чем чужеземцем. Но сердце у украинки все же заболело. Ведь так хотелось, чтобы сын был и греком, и украинцем одновременно! И колыбельные ему пела на родном языке, и отвела в украинскую воскресную школу, как только подрос…

- Сейчас в Греции постоянно проживают, по официальным данным, 17 тысяч украинцев, - рассказывает ZN.UA учредительница и уже 20 лет бессменный председатель общества "Українсько-грецька думка" Галина Маслюк. - Но в действительности наших земляков здесь намного больше - по разным оценкам, тысяч 40-45. Ведь некоторые украинцы живут и работают в стране нелегально, без разрешения на работу. А еще несколько лет назад, до начала экономического кризиса 2008 г., ударившего по Греции сильнее всего среди всех членов Евросоюза, и из которого страна никак не может выкарабкаться в полной мере до сих пор, украинцев в Греции было по меньшей мере в два раза больше. Ныне часть из них выехала в другие, более развитые и богатые страны Евросоюза, - такие, например, как Германия, часть - в Украину. Впрочем, некоторые из последних вновь вернулись сюда. Ведь каким бы высоким сейчас не был в Греции уровень безработицы, и как бы ни упала заработная плата, все равно условия жизни здесь на порядок лучше, чем в Украине…

Украинская диаспора в Греции очень "молодая". Еще несколько десятилетий назад, до распада СССР, в этой балканской стране практически не было украинцев. Сейчас здесь рождаются уже первые дети у родившихся в Греции украинских детей.

Адаптация к условиям жизни в Греции для большинства украинцев была достаточно трудной, - они сначала почти или даже совсем не владели греческим языком, что автоматически отсекало возможность какой-либо квалифицированной работы. У большой части украинцев не было не только греческого гражданства, но и разрешения на постоянное проживание и работу. В связи с этим украинцы находились в худших условиях по сравнению с понтийскими греками - лицами греческого происхождения с причерноморско-приазовских районов Украины (в том числе Крыма), России и Грузии. Их только в первые годы после распада СССР выехало в Грецию около 150 тысяч. И хотя понтийцы стали новыми героями греческих анекдотов (как чукчи для россиян), они сразу получили греческое гражданство, а следовательно, право на легальное трудоустройство и социальную помощь - все то, чего были лишены украинцы. Кстати, понтийцы - преимущественно русскоязычные и часто выступают проводниками идей "рускава мира" в Греции. Эти тенденции активно подпитывают российские дипломаты, церковники и разные правительства и полуправительственные организации, не жалеющие усилий, а главное, денег на содержание "саатечествинникав" в Греции в орбите путинского имперского мышления. Через них, в частности, они пытаются влиять на общественное мнение Греции в целом, оправдывая разбойничью внешнюю политику Москвы и демонизируя ее жертв, прежде всего Украину.

Как бы тяжело не было украинцам с нуля обустраиваться в новой для себя стране, значительная часть наших земляков едва ли не с первых месяцев постоянного пребывания в Греции начинает проникаться не только собственными меркантильно-бытовыми проблемами, но и общественными делами. Искренний восторг вызывают активисты самой авторитетной среди украинской диаспоры Греции ассоциации "Українсько-грецька думка". Эти женщины не жалея собственного времени, энергии, денег, которых у них по греческим меркам не так уж и много, прилагают все возможные усилия для развития общего украинского дела. А дело и сводится к двум основным направлениям: во-первых, сохранение украинской национальной идентичности не только и даже не столько самих иммигрантов из Украины в Греции, сколько их детей и внуков, и, во-вторых, помощь и содействие Украинскому государству. Тому самому государству, которое, казалось бы, провинилось перед ними, не создав за десятилетия условий для достойной жизни дома и практически "выпихнув" их за границу. Кроме сердца и мотора "Українсько-грецької думки", упомянутой уже Галины Маслюк, назову еще несколько имен: Елена Химич, Наталья Ананевич, Виктория Тымчишин, Наталья Жовква...

Украинской общине удалось открыть в Афинах, где проживает почти половина населения Греции, украинскую греко-католическую церковь, которая стала сердцевиной религиозно-культурной жизни не только для галичан, но и для православных украинцев. Ведь большинство греческого духовенства до сих пор убеждено, что православные украинцы должны удовлетворять свои духовные потребности в российских церквях. Московским имперцам удалось распространить среди многих греков миф, будто украинцы и россияне - это "единый народ".

На протяжении многих лет ассоциация "Українсько-грецька думка" выпускала для диаспоры в Греции одноименную газету, но сейчас, с бурным развитием социальных сетей и цифровых технологий, пришла к выводу, что эффективнее будет печатать ежегодный двуязычный украино-греческий альманах "Вісник-Анґеліяфорос", который не только будет сплачивать украинцев Греции, но и будет открывать для заинтересованных греков, друзей и симпатиков Украины - филукраинцев, по аналогии с филэллинами ХІХ в., прошлое и нынешнее Украины, правду о ее борьбе против российской агрессии. Следует отметить, что МИД Украины поддерживает эту программу - ежегодно по 400-500 евро. Конечно, такой суммы не хватает даже на бумагу и печатные услуги, поэтому большую часть работы - подготовку текстов, перевод, верстку - выполняют энтузиасты-патриоты бесплатно. Для сравнения: россияне на аналогичные цели в этой стране тратят сотни тысяч евро ежегодно.

"Українсько-грецька думка" уже который год подряд проводит на своей новой родине форумы украинской диаспоры, дающие диаспорникам разных стран возможность обменяться опытом и установить личные контакты. 1–10 июля с.г. на полуострове Пелопоннес состоялся уже VІ такой форум - "Дорогою правди".

Чрезвычайно важным направлением работы ассоциации является Украинская воскресная школа. Их в Афинах целых три. Существуют они исключительно на средства родителей и частично благодаря бесплатной работе энтузиастов. Аналогичных российских школ здесь больше, и им оказывается значительная материальная поддержка за счет российского госбюджета и грантов контролируемых государством фондов. Россияне всячески пытаются привлекать украинских детей, особенно тех, чьи родители родом из восточных и центральных регионов Украины, в свои воскресные школы, где их воспитывают в худших имперских традициях. Некоторые представители объединения греческих левых СИРИЗА, которое вплоть до поражения на парламентских выборах в июле 2019 г. возглавляло правительственную коалицию, часто стоят на откровенно пророссийских и украинофобских позициях. Впрочем, это характерно не только для левых. На практике это проявлялось в том, что греческие чиновники всячески саботировали работу украинской воскресной школы, пытаясь таким образом побуждать украинцев Греции отдавать своих детей в школы… российские.

Но несмотря ни на что, украинская школа работает. Здесь не только обучают языку и культуре, но и воспитывают детей сознательными украинцами, - проводят, например, акции по оказанию почестей героям Небесной сотни и жертвам Голодомора. Немалая часть учеников школы - это украинские дети из русскоязычных семей, и некоторые родители впервые учат украинский язык вместе со своими детьми именно здесь.

Позиции российской пропаганды в греческом информационном пространстве чрезвычайно крепкие. Сознательные украинцы, живущие в Греции, пытаются противостоять. Но для полноценного отпора российской информационной агрессии диаспорникам не хватает и квалификации, и времени. А со стороны Украинского государства такую деятельность никто не то что не финансирует, а даже не организовывает и не координирует. Впрочем, диаспора делает все что может.

А мальчик, с рассказа о котором мы начинали эту статью, сейчас уже вырос. И ходит по родным Афинам в черной футболке с большим желтым трезубом на груди. Зерно, посеянное с любовью, все же прорастает. Даже на каменистой почве.