UA / RU
Поддержать ZN.ua

МАЛЕНЬКИЙ ВРУНИШКА ИЛИ ФАНТАЗЕР?

...Андрюша — ребенок, что называется, «домашний», в детский садик не ходит и потому очень любит общаться со сверстниками...

Автор: Евгения Соколова

...Андрюша — ребенок, что называется, «домашний», в детский садик не ходит и потому очень любит общаться со сверстниками. Папа пообещал повести его в студию, где детишек обучают бальным танцам. Малыш идеей «загорелся», но когда они в назначенный день пришли, в студии почему-то никого не оказалось. Дома мама стала расспрашивать:

— Ну что, Андрюша, виделся с детками?

— Нет.

— Их что, уже не было?

— Да.

— А кто-нибудь из взрослых был?

— Да.

— И что сказал?

— Чтобы я пришел завтра и в пятницу.

Понятно, мальчик вовсе не хотел никого обманывать. Просто он очень огорчился и, вероятно, сам для себя решил, что нужно прийти еще завтра. А придумав, поверил в то, что так ему сказали.

Зазеркалье

Малыши фантазеры, и мир придуманный в их воображении прекрасно уживается с реальным. Их, к примеру, нисколько не удивляет, если мама принесет игрушку или конфетки и скажет, что это передал встретившийся по дороге зайчик. Психологи давно заметили, что разграничение вымысла и реальности в процессе психического развития ребенка происходит не сразу. Дошколята очень часто переносят в реальную жизнь придуманных существ, сказочных персонажей или героев мультиков. Иногда фантазия служит и психологическим целям: то, что недоступно ребенку в действительности, достигается с помощью воображения.

Наиболее буйный всплеск фантазии наблюдается между тремя и четырьмя годами. Перемены происходят буквально каждый день. Кубик, например, может быть и кувшинкой, на которой плавала Дюймовочка, и маленьким котенком, и кукольным компьютером. Ребенок создает себе мир, где он — самый большой и главный, где все от него зависит, где он может превратить любой предмет в другой, наделив его самыми разнообразными функциями.

Взрослые совершенно не помнят этого ощущения. Большинству из них кажется, что ребенок играет со «всяким мусором» оттого, что у него нет настоящих красивых игрушек. Поэтому и покупают игрушки, как две капли воды похожие на предметы реального взрослого мира. Завороженные этим сходством, дети покидают мир своей фантазии и позволяют взрослым навязывать правила игры. Но возможности настоящих игрушек ограничены и с ними очень скоро становится скучно. В глубине души ребенок ощущает потерю статуса: из властелина мира он превращается в персонал при заводном автомобиле. Делать с такими игрушками особенно нечего, разве что хвастаться. Недаром дети любят брать их во двор, где есть публика. Радость творчества подменяется радостью обладания.

Кстати, спрятаться за маской — одна из уникальных возможностей, которые дает ролевая игра. Побыть злым, плохим Карабасом-Барабасом, мощным богатырем, всех сметающим со своего пути, — какая отдушина! Дети, у которых не развито воображение, часто бывают просто несносными: все те эмоции, которые не удалось «отыграть», выплескиваются на окружающих.

К миру фантазий ребенка могут присоединиться и родители. Если мечтать вместе, ребенок знает, что взрослый слышит и разделяет его чувства. Таким образом можно помочь малышу в его эмоциональных трудностях, предотвратить возможные проблемы в будущем.

Активное общение со взрослыми очень важно для «домашних» малышей, большую часть времени предоставленных самим себе. Причем, родителям нужно не только стараться как можно больше беседовать и играть с маленьким человечком, но и помогать ему общаться с себе подобными: водить в различные студии, кружки, на детские площадки. Если ребенок долгое время не общается со сверстниками и выдумывает их силой своего воображения, то в будущем у него могут возникнуть серьезные проблемы. Реальные люди с их недостатками и привычками будут его пугать. Конечно, далеко не всегда домашнее воспитание приводит к таким гипертрофированным изменениям психики, тем не менее, умение фантазировать не должно исключать как можно раннюю социализацию ребенка.

Осознанная ложь

С достижением школьного возраста мотивация выдумки меняется. Некоторые дети начинают преувеличивать факты, чтобы выглядеть более значительными и в глазах других, и в своих собственных. В этот период очень важно, чтобы родители сумели доказать ребенку, что он и на самом деле многое умеет: здорово рисует или лепит из пластилина, умеет шить модные наряды для куклы или просто хорошо учиться. То есть дать ребенку понять, что он и без всяких фантазий кое-что из себя представляет, и помочь развить веру в себя и свои силы.

Ложь также может быть чистой ошибкой, обусловленной незнанием или непониманием. Но все же главной ее причиной психологи называют стремление ребенка избежать наказания, которое может неминуемо последовать, если он скажет правду.

Существуют и другие мотивы для лжи. Например, ложь, как подхалимство, когда ребенок начинает льстить взрослому, чтобы избежать наказания или получить долгожданную игрушку. (Подобного не случится, если сам взрослый не поощряет такую ложь.) Бывает ложь в виде розыгрыша. Скорее это не особый умысел или испорченность, а неуместное применение актерских способностей, и потому разумнее отвести такого ребенка в театральную студию или кружок.

Иногда ребенок начинает лгать из простого желания хоть как-то обратить на себя внимание слишком деловых мам и пап. Если у родителей действительно остается очень мало времени на простые земные радости, стоит установить своеобразный «график» общения.

Понятие о совести, считают американские психологи, развивается у ребенка лишь к 12 годам, а до этого его совестью должны быть родители. Существует несколько простых правил.

Необходимо всегда хвалить ребёнка за проявленную честность и каждый раз давать понять, что ложь подрывает доверие. Зачем малышу лгать, если вы его друг, который всегда сумеет понять и простить? Он должен бояться не наказания, а перспективы огорчить вас. Как-то десятилетняя дочка моей соседки после школы заскочила с подружками «на минутку» к однокласснице, да и засиделась до вечера. Родителям все вместе договорились сказать, что их класс после уроков водили в музей. Придя домой, девочка все это выложила матери, которая к тому времени уже успела связаться с классным руководителем и прекрасно знала, что из школы дети ушли вовремя. Рассказав о своих поисках и результатах, мама не стала ругать дочь, а лишь заметила: «Мы собирались с тобой сегодня поучиться вязать. Если бы ты меня вовремя предупредила, что задержишься, я бы не занималась твоими поисками, а спокойно переделала необходимые домашние дела. А теперь извини — когда у меня в следующий раз появится свободная минутка — не знаю».

Психологи уверяют, что если ложь не приняла гипертрофированные размеры, родители должны прощать ее ребенку. Это дает многое: во-первых, покажет, как важно вообще уметь прощать, во-вторых познать истинную силу честности. Кроме того, прощение укрепляет веру ребенка в себя. Но ни в коем случае не стоит хотя бы единожды сделать вид, что вы не заметили подвоха или не слишком расстроены ложью.

Дети — наши маленькие слепки, и поэтому мы сами должны быть для них образцом честности. И это, конечно же, нелегко. Вспомните, сколько раз вы просили домашних, в том числе и детей, ответить по телефону, что вас нет дома, а сами преспокойно досматривали душещипательный сериал? В воспитательных же целях намного разумнее передать просьбу, чтобы вам перезвонили чуть позже, в более удобное время…