UA / RU
Поддержать ZN.ua

«МАЛЕНЬКИЙ ИМПЕРАТОР» КИТАЙСКОЙ СЕМЬИ

Китайцы очень любят детей. Недаром в древнем Китае страшным оскорблением считалось пожелать человеку бездетности...

Автор: Елена Мащенко

Китайцы очень любят детей. Недаром в древнем Китае страшным оскорблением считалось пожелать человеку бездетности. Иметь много детей, большую семью предписывалось учением Конфуция еще с незапамятных времен. Даже иероглиф, обозначающий слово «хорошо», состоит из двух символов: женщина и ребенок. Однако в свое время, более тридцати лет назад, приближающееся к миллиардной отметке население заставило китайское руководство призадуматься, и с середины 70-х годов была введена политика ограничения рождаемости. Ее основополагающими факторами стали поощрение поздних браков и поздних родов, а также провозглашение девиза «одна семья — один ребенок».

«Борьба со злыми духами»

Китайские традиции, связанные с рождением и воспитанием детей, заметно отличаются от европейских. Немного истории. Красный цвет — цвет восходящего солнца, дающего жизнь, — цвет свадебного наряда китайской невесты и цвет повязки, которую повязывали беременной и роженице на голову. Родившегося ребенка обмывали только через три дня, потому что считалось, что если ребенок прожил эти три дня, то у него есть шансы выжить. Для купания приходила повитуха, принимавшая роды. В специальный тазик бросали деньги, арахис и несколько куриных яиц. Вообще куриные яйца дарили молодым супругам и будущей маме с пожеланиями большого и здорового потомства. Ребенка обмывали, поливая его настоем полыни и акации, особенно прогревали темечко и суставы, десны промывали зеленым чаем. При этом плач ребенка, так называемый «крик из таза», считался счастливым предзнаменованием.

В течение месяца после родов молодая мама и ребенок особо опекались. Считалось, что молодой маме не следует часто вставать с постели, нужно поменьше двигаться, не стричь волосы, держать ноги и нижнюю часть тела в тепле, не прикасаться к холодным предметам, не есть определенные продукты, фрукты, не пить зеленый чай. Весь уход за ребенком и работа по дому ложились в этот период на плечи ближайших родственниц. Через месяц же устраивали «праздник полного месяца». Молодой маме можно было приступать к исполнению своих повседневных обязанностей, а ребенок проходил еще один очень важный этап своей жизни: после месяца уменьшалась вероятность его смерти.

Очень много внимания уделялось поведению и внешности малыша. Бугорок между бровями говорил о мудрости, толстые мочки ушей — о благополучии. Ребенка как можно раньше старались научить есть палочками, ведь искусное владение ими развивает пальчики, говорит о его уме и сообразительности. Если маленький ребенок часто хватался за свои ступни, то говорили, что растет послушный малыш, который всегда будет следовать советам своих родителей. Пронзительный и долгий плач малыша рассматривался как предвестник несчастий. Если ребенок часто плакал или болел, родители развешивали по всей округе листы бумаги с его именем, чтобы прохожие могли прочитать его вслух, что, по поверию, придавало ребенку силы и обеспечивало легкую жизнь в будущем. Китайцы считали, что болезни и злые духи могут проникнуть в ребенка через пупок, поэтому его тщательно закрывали. Еще детям давали неблагозвучные имена, чтобы обмануть злых духов, которые, польстившись на красивое имя, могли забрать ребенка. Мальчику в раннем детстве вдевали серьгу в ухо — пусть злые духи думают, что это девочка, с них спрос меньше (!).

Китайцы отмечали сто дней со дня рождения ребенка. В этот день полагалось ходить к прорицателю, чтобы тот предсказал его судьбу. Со ста соседей собиралось по одной разноцветной нитке, из которых свивался тонкий шнурок, который вешали на шею малыша как оберег. Амулетами служили также различные подушечки, сшитые в виде фигурок животных, обычно тигров. Считалось, что они отгоняют злых духов во время детского сна. В Китае до сих пор носят шапочки с ушками в виде звериных мордочек. Ну а с чем связан еще один сохранившийся по сей день обычай — носить штанишки с широкой дыркой внизу, так чтобы в туалет можно было ходить, их не снимая, — я, признаться, так и не узнала, наверное, ради удобства.

Как рожают в Китае

Роды в Китае платные, причем оплачиваются они полностью или частично организациями, либо самой семьей. В стоимость входит не только родовспоможение, но и лекарства и некоторые вещи, которые выдают роженице, — новая смена постельного белья, которую забирают домой, тазики и полотенца для матери и ребенка, тапочки. Сорочки для матери выдаются, но по желанию можно оставаться в своей домашней одежде даже в родильном зале. При поступлении в роддом женщине сразу отводиться палата, где она будет находится до родов и куда ее привезут уже вместе с малышом. Непосредственно перед родами будущую мать проводят в предродовую, а потом уже в родильный зал. Пеленки для детей не практикуются, новорожденных упаковывают в мешки с застежкой снизу, рукавами и капюшоном. Ребенок сразу же после рождения прикладывается к груди и находится с мамой в одной палате. Интересно, что когда в родовом зале заполняют формуляр на ребенка, то обязательно снимают отпечаток его правой ноги.

Жизнь в китайском роддоме начинается в шесть утра с приходом нянечки, которая убирает палату. Потом привозят завтрак: кашу из риса пополам с пшеном на воде с добавлением желтка, вареные яйца, пампушки из пресного теста, приготовленные на пару, тушеные овощи. В 8.00 — обход врача. После этого обязательно приходит медсестра, делает анализы, обрабатывает швы, разносит лекарства. Обход неонатолога не сопровождается туалетом ребенка, о нем заботится мама с первых часов жизни, но в отделении есть специальная комната, и медсестра может искупать ребенка по желанию матери. На обед в 12.00 обязательно дают рис и густую похлебку из баранины, тыквы и картофеля, в 17.00 — ужин из мясных пельменей и тушеных овощей. На каждом этаже стоит огромный бойлер с кипятком, а в палате есть термосы, так что в любое время можно заварить чай и выпить что-то горячее.

Молодым отцам предоставляется недельный оплачиваемый отпуск по уходу за женой. В роддоме редко увидишь одинокую женщину — наряду с мужем или мамой туда наведывается все семейство, включая дальних родственников, причем не просто полюбопытствовать, а и в чем-то посильно помочь. Для нас удивительно многое: и то, что можно побыть с женой во время родов, а можно посмотреть это действо по телевизору, и то, что в палату пускают всех друзей и родственников, разрешая им приносить цветы и игрушки, и то, что можно выйти на улицу, чтобы поужинать в ближайшем ресторанчике. К молодой маме — особое отношение, она никогда не услышит грубого слова в свой адрес. Никто патологически не трясется над стерильностью, просто при входе в отделение просят сменить обувь и дважды в день проводится обязательная обработка палаты кварцем.

В последнее время все чаще в Китае, впрочем, как и во всем мире, дети рождаются с помощью кесарева сечения, причем просят о такой операции даже здоровые женщины. Сейчас в Китае вновь пропагандируют грудное вскармливание детей вместо принятого в недалеком прошлом кормления из бутылочки с искусственной смесью. В женских консультациях, роддомах, детских поликлиниках стены увешаны плакатами и лозунгами, призывающими маму кормить ребенка грудью.

Хотя не стоит идеализировать картину, многие из женщин, особенно иностранок, волею судеб оказавшихся в Китае, жалуются на достаточно формальное отношение к будущим мамам в женских консультациях. «Платишь 10 долларов за анализ, 10 долларов за результат анализа — вот и весь визит к врачу. А поговорить?»

Поколение «маленьких императоров»

Что же происходит дальше, после выписки из роддома? Об этом я расспрашиваю свою знакомую, маму годовалого малыша. К слову, замуж, по мнению своих подруг, Сю Джие вышла достаточно рано — в 26 лет, ребенка родила в 29. «Я вышла на работу, когда моему сыну исполнилось три месяца, в принципе, это стандартной срок оплачиваемого у нас декретного отпуска. В отдельных случаях он может быть продлен до полугода. Но этим редко кто пользуется, ведь кому нужен работник, полгода не выходящий на работу? Ясли и детские сады у нас не особо практикуются, поэтому в дальнейшем каждая семья выходит из положения по-разному: привлекаются бабушки либо приглашается няня».

Итак, политика «одна семья — один ребенок», похоже, дает свои результаты, причем касается это не только демографии, но и физического и интеллектуального развития ребенка. Как утверждают китайские социологи, единственный ребенок в семье растет более здоровым и коммуникабельным. По крайней мере, согласно исследованию практически в тысяче начальных и средних школ ряда крупных городов страны единственные дети в семье «не проявляют никаких индивидуальных недостатков» в сравнении со сверстниками в многодетных семьях. Вместе с тем они слабее разбираются в практических дисциплинах, проявляют меньше ответственности, а в будущем в основном избирают интеллектуальный труд. И нельзя не отметить, что средняя китайская семья уже сегодня живет по схеме «один-два-четыре», то есть когда на иждивении одного работающего находятся двое его родителей плюс четверо дедушек и бабушек.

И еще один момент. У растущего ныне в Китае, по определению современных синологов, «поколения маленьких императоров» гораздо более высокие стандарты потребления, чем у их родителей. А ведь они и будут составлять основу среднего класса страны через каких-нибудь десять-пятнадцать лет. Большинство китайских родителей с высоким и средним уровнем достатка считают инвестиции в будущее своих детей наиболее рациональным способом тратить деньги. По оценкам экспертов, среднестатистическая китайская семейная пара тратит от 40 до 50 % доходов на своего ребенка. Значительная часть семейных денег уходит на оплату обучения в специализированных школах, приглашение репетиторов, покупку компьютеров. Сильный удар по семейному бюджету наносит мода на дорогую детскую одежду, игрушки, экзотическую еду. Детский потребительский бум уже приносит весомые экономические плоды. Настоящий взлет переживает торговля игрушками, к концу прошлого века он превысил отметку в 3 млрд. долл. На подъеме и индустрия детской «готовой» пищи — на гамбургеры, хотдоги, попкорн и сникерсы китайцы ежегодно тратят более 4 млрд. долл., а на карманные расходы и подарки маленьким китайцам уходит около 5 млрд. долл. Вообще число детей моложе 14 лет составляет четверть населения страны, и такое количество потенциального китайского «среднего класса» может поставить с ног на голову всю мировую экономику.

Автор благодарит ОАО «Авиакомпания Авиалинии Украины» и Посольство Украины в КНР за помощь в организации и подготовке материала.