UA / RU
Поддержать ZN.ua

Маленький, красный и с рюшечками

С каждым днем потребители бытовой электроники становятся все более привередливыми. Купив товары, ...

Автор: Тарас Паньо

С каждым днем потребители бытовой электроники становятся все более привередливыми. Купив товары, удовлетворяющие реальные потребности — в прослушивании музыки, фотографировании или видеосъемке, они преспокойно ими пользуются и не горят желанием что-либо менять, то есть нести свои кровно заработанные в «авторизированные» и даже «неавторизированные» «центры продажи». Следовательно, учитывая относительно долгий срок жизни ІТ-приборов — в большинстве случаев несколько лет (конечно, по сравнению с домами или табуретками это всего лишь миг, но и он производителям кажется вечностью), — ситуация требует вмешательства.

Проще производителям компьютерного железа: раз в полгода выходит новая игрушка, и любители гонять человечков по экрану делают апгрейд. Раз в два-три года выходит новая операционная система от популярной корпорации (вот только последняя что-то зажилась, операционная система в смысле, а не корпорация) — и апгрейд приходится делать практически всем.

Хуже дела у производителей телефонов, фотоаппаратов, плейеров и т.п. Конечно, часть клиентуры, особенно юного возраста, поведется на призывы «Будь современным!», «Будь стильным!» и т.д. Еще кого-то соблазнит «MP-3-фото-видео-кухонный комбайн с GSM-модулем» или какой-нибудь другой монстр в стиле «все в одном». Однако немалая группа пользователей все же останется неохваченной.

И здесь в ход идет еще одна маркетинговая «фишка» — товары для специфических групп, отличающихся от «среднестатистического потребителя». Например, для домашних животных в Японии уже довольно давно пошли в серийный выпуск «переводчики», по «голосу» собаки определяющие ее настроение. Однако домашние животные есть далеко не у всех, кроме того, они не просто неплатежеспособны, но еще и рекламу не смотрят, да к тому же правом голоса при распределении семейного бюджета не обладают. Совсем иная ситуация с женщинами, составляющими большинство населения, имеющими собственные средства и поддающимися влиянию рекламы. Даже если у женщины уже есть какой-нибудь ІТ-товар, всегда остается надежда, что она соблазнится специальным «женским» вариантом. Или же кто-нибудь из близких решит сделать ей подарок.

Вследствие этого подавляющее большинство ІТ-производителей поместили в свои модельные ряды специальные линии «женских» товаров, обеспечив им солидную рекламную поддержку. При этом наблюдается удивительная, хоть и вполне оправданная маркетинговой теорией закономерность — когда в компании появляется действительно новый продукт с характеристиками, о которых могут только мечтать все конкуренты вокруг, реклама акцентируется на его реальных чертах. А если под видом новой пытаются выпустить на рынок модель начала прошлого года, тогда приходится менять цвет корпуса и рассказывать, что она создана специально для молодежи, женщин, домашних животных или кого угодно еще.

Итак, чем обычно отличается «женский» мобильный телефон (цифровой фотоаппарат, MP-3-плейер) от товаров «для обычных людей»? Прежде всего размером. Уменьшается все, что можно уменьшить; если при этом теряется функциональность — ей же хуже. Если уменьшить саму вещь не получается, всегда можно сделать крохотные кнопки, тумблеры и рукоятки — для нежных женских ручек. Ручки, безусловно, нежные, но для нажатия кнопок размером в полтора-два миллиметра, при этом густо размещенных одна возле другой, понадобятся, скорее, спицы. Идет борьба и за каждый грамм массы. Чтобы очаровательные владелицы не надорвались, обычный мобильник весом, например, 105 граммов, «урезают» до 80. И ничего, что при этом не влезает нормальный аккумулятор, в чем-то это даже хорошо — будет стимул чаще его заряжать, а когда «сдохнет», купить новый. Не аккумулятор, конечно, а телефон.

Еще одним обязательным признаком «товара для женщин» является нестандартный цвет. Если на фоне серебристых, черных и белых корпусов вы видите в лучшем случае нечто кроваво-красное (а в худшем — ярко-розовое с фиолетовыми ромбами), можете быть уверены: этот товар позиционируется именно как женский. Почему большинство маркетологов считают, что все женщины любят именно оттенки красного — неизвестно, но тенденция очевидна. В единичных случаях компанию красному составляют пронзительный синий и ядовито-зеленый варианты. К цветной гамме также часто прибавляются дизайнерские «красивости» из «хрома» и «никеля» (на самом деле — металлизированный пластик), зеркальца и светодиодные «гирлянды», которые быстренько добивают и без того обрезанные на предыдущем этапе дизайна аккумуляторы.

Весьма популярными в этой категории товаров являются также разные специфические «полезности». Например, календарь месячных, встроенный в телефон (любопытно, почему никто не догадался соединить его с SMS-рассылкой для всех лиц мужского пола в адресной книге?), таблица «правильного» соотношения веса и роста или даже несколько видеоклипов, посвященных «производственной гимнастике».

И, безусловно, главная (по крайней мере, с точки зрения маркетологов) черта «товаров для женщин» — это цена. Поскольку за красный цвет, сэкономленные 15—20 граммов и парочку не слишком нужных «удобств» приходится платить столько же, сколько и за все прочее. То есть, к примеру, «дамский» фотоаппарат стоит в полтора-два раза больше, чем абсолютный его аналог стиля «унисекс» в стандартном серебристом корпусе. У мобильных телефонов эта разница бывает еще больше. К примеру, одно-единственное зеркальце в корпусе может добавить к цене 20—40 вечнозеленых единиц — это при размерах 3х5 сантиметров!

В общем, не было бы в «женских товарах» ничего удивительного — ну просто себе тысячу второй способ честного изъятия средств у населения, да и все. Но привлекает внимание другое. Феминизм победоносно шагает по планете, отвоевывая «равную зарплату за равную работу», квоты в парламентах и всякие прочие свободы и равноправие. Коснулась эта борьба и рекламы, где новейшие суфражистки решительно, хоть пока и не особо успешно, воюют с использованием женского тела (как добавляют злые антифеминисты: «всякий товар — это мужские мозги для проектирования и женское тело для рекламы»). А вот «товары для женщин» (хоть и остальные товары в этом мире, кажется, не исключительно «для мужчин») особого протеста явно не вызывают. Несмотря на то, что все эти розовые рюшечки, зеркальца и побрякушки в рекламе «женских» ІТ-товаров не просто опустошают кошельки потребителей, но еще и формируют восприятие женщин мужской частью общества, приближенное к бесконечным анекдотам из серии Stupid blond, и аналогичное самосознание у женщин, которые должны воспринимать себя как существ слабосильных, не способных овладеть сложной техникой, прямо-таки патологически влюбленных в те самые рюшечки и побрякушки, да при этом еще и платить неоправданно большие деньги для подтверждения такого своего статуса. На взгляд со стороны (хотя бы даже мужской), для женского рода это намного унизительнее, чем стайка девочек в купальниках на очередном рекламном плакате. Конечно, последнее — эксплуатация женского тела. Но «товары для женщин» — это тоже эксплуатация. Только уже не тела, а, мягко скажем, специфических особенностей психики, которые сами по себе восторга не вызывают, но при этом тщательно культивируются рекламой.

Иногда при виде хрупкой девушки лет восемнадцати с зеркальной фотокамерой в руках (килограмма на два весом и с дизайном, как у черной укороченной базуки) и с сумкой для дополнительных объективов, бленд и фильтров на плече — еще килограмма на четыре — вдруг ловишь себя на отрадной мысли: «Да ведь они тоже люди!».