UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЛЮБОВЬ «КОРОЛЕВЫ ДЕТЕКТИВА»

В се новые и новые поколе- ния читателей по-прежнему пытаются раскрыть тайны и (вместе с частным детективом Эркюлем Пуаро и любознательной мисс Марпл) решить загадки героев книг Агаты Кристи...

Автор: Гарий Бурганский

В се новые и новые поколе-

ния читателей по-прежнему пытаются раскрыть тайны и (вместе с частным детективом Эркюлем Пуаро и любознательной мисс Марпл) решить загадки героев книг Агаты Кристи. Но о личной жизни писательницы никто, как правило, ничего сказать не может. «Королева детектива» умела хранить секреты. В автобиографии Агата Кристи ни словом не обмолвилась о своем сенсационном исчезновении в 1926 году, когда она несколько недель скрывалась от семьи в приморском курорте Харрогейт под именем... любовницы своего мужа! Однако, несмотря на то, что леди Агата тщательно скрывала многие эпизоды своей жизни и ничего не писала о взаимоотношениях с близкими мужчинами, по некоторым недомолвкам и оговоркам можно догадаться, что она стремилась скрыть. А может быть, она как раз на это и рассчитывала?

А гата была дочерью англи-

чанки и американца. Ее мать отдали на воспитание в дом богатой тетки; девочка очень страдала от одиночества и тосковала по дому. Еще будучи подростком, она влюбилась в пасынка опекунши Фреда Миллера, который был старше ее на 10 лет. Из унылого и опостылевшего дома тетки она писала юноше в Америку пылкие и сентиментальные письма. И кончилось это тем, что «лев» нью-йоркских салонов женился на «маленькой кузине».

Они поселились в английской провинции, купив дом в модном тогда курортном городке Торкуэй. Старшие брат и сестра Агаты родились еще в Америке, но сама она увидела свет в Англии. Детство было счастливым, будущая писательница росла в викторианском мирке англичан среднего класса. Отец проводил время в клубе или за игрой в поло, в доме всегда было несколько слуг.

Мирок этот, который Агата Кристи потом часто описывала в книгах, отнюдь не был скучным. Среди друзей и родных было достаточно примечательных личностей.

Первая любовь настигла в 20 лет. Чарлз, майор 17-го драгунского полка - на 15 лет старше. Обладая богатым опытом любовных интрижек, он засыпал Агату именно теми проявлениями любви, каких жаждала ее душа, роскошные букеты, коробки шоколадных бонбоньерок, любовные письма... Но говорить друг с другом им было не о чем. Начитанная и образованная Агата, которая уже тогда писала (пока еще «в стол») короткие рассказы, выросла девушкой незаурядной, с великолепным чувством юмора и самостоятельным мышлением. Он же был типичным военным-ухажером, хотя, похоже, действительно влюбился в Агату. Но когда он прислал ей телеграмму с требованием немедленно ответить, Агата решительно сказала: «Нет!»

Настоящая же помолвка состоялась, когда Реджи, сын друзей ее родителей, приехал в отпуск из Гонконга, где служил в британских войсках. Он обучал девушку игре в гольф, проводил с ней дни в прекрасном зеленом Девоншире. И когда предложил ей руку и сердце, Агата ответила согласием. Обе семьи были в восторге.

Между молодыми царило полное взаимопонимание. Реджи понимал, что Агата - девушка неординарная: «Ты не можешь выйти за кого попало, поэтому ты думай обо мне. И если никто другой не подвернется, то... - я всегда буду тебя ждать».

Это сердило Агату, заявлявшую, что она не собирается раздумывать над его предложением, а твердо намерена за него выйти. Короче говоря, они обручились, хотя формального объявления о помолвке в газетах не было. Овдовевшая мать Агаты была просто вне себя от счастья. Свадьбу планировали сыграть через два года.

Но как-то соседи затеяли танцульки, пригласив гарнизонных офицеров. Агата, вспомнив, что жених умолял ее «не киснуть дома», приняла приглашение.

Арчибальд Кристи приглашал девушку на один танец за другим. Он был не такой, как все, и тем ее приворожил. Держался бесцеремонно и прямо-таки вынудил себя полюбить. Через три дня он сделал Агате предложение, даже не желая слушать, что она уже обручена. Арчи был на год старше, и финансовое положение будущего пилота оставляло желать лучшего. Зато, как вспоминает в автобиографии Агата Кристи, «он был отчаянно влюблен». Свадьбу играли в Клифтоне. У невесты не было ни белого платья, ни вуали; она одела обычную накидку и красную велюровую шляпу, а жених - военный мундир. В первый рождественский день они поехали в Торкуэй, к семье невесты, где все родные еще не оправились от «такого» брака. На следующий день новобрачные возвратились в Лондон, где Агата распрощалась с Арчи, который возвращался в полк. За шесть месяцев ей ни разу не удалось повидать мужа.

Х отя в автобиографии Ага-

та и не говорит об этом прямо, но нет никаких сомнений, что в семье делала карьеру она и зарабатывала деньги тоже она. Супруги купили хороший дом близ деревни Саннидейл. Писательская деятельность Агаты мало интересовала Арчи. Более того, когда жена просила выслушать замысел и что-нибудь присоветовать, он категорически отказывался. Прежде всего он сам, служба в лондонской фирме и членство в гольф-клубе. Обожавшая отца Розалинда, с нетерпением ждала, когда он соизволит с ней поиграть. Справедливости ради надо сказать, что и Арчи души в ней не чаял. Агата даже упоминает, что «она понимала отца куда лучше, чем меня». Как только Агата начала намекать, что не худо бы завести второго ребенка, Арчи тут же со смехом предложил купить вместо этого второй автомобиль.

Они купили новый дом, который назвали «Стайлс» (по роману Агаты). Близился 1926 год, который писательница впоследствии назвала «худшим годом в своей жизни». Когда умерла мать Агаты, Арчи находился по делам бизнеса в Испании и присутствовать на похоронах не мог. Агата знала, что он «не любит болезней, смертей и всех связанных с этим хлопот». Сама же она погрузилась в траур, усугублявшийся по мере того, как она приводила в порядок старый дом в Торкуэй. Осиротевшая Агата почти не ела и таяла прямо на глазах. На просьбу приехать хотя бы на уикэнд Арчи отвечал, что «путь уж больно далек, а пропускать воскресную игру в гольф не хочется».

Когда Арчи, наконец, приехал, Агата увидела чужака. Он откровенно признался, что влюблен в секретаршу шефа и просит Агату дать согласие на развод. Нэнси Нил пару раз бывала в их доме, и Агата сразу вспомнила, о ком речь. Но ей не хотелось верить, что, как она написала, «счастливой, полной успехами и верой в судьбу жизни пришел конец».

Интересно, что Агата винила в этом не самолюбивого и легкомысленного Арчи, а себя: «Будь я половчее, знай я лучше своего мужа, точнее, пожелай я знать его лучше, прекрати я идеализировать его и считать совершенством, - этого финала удалось бы, возможно, избежать». Родственники утешали ее, уверяя, что это у Арчи скоро пройдет. Ей и самой хотелось верить. Она даже воззвала к его родительским чувствам.

Дать развод Агата отказалась. Почти год она не могла ничего написать. Может быть, именно тогда и решила Кристи сбежать, чтобы больно ранить всех близких? Или, по меньшей мере, сделать для Арчи расставание малоприятным?

До самой смерти (в 85 лет) Агата Кристи считала побег и пребывание в Харрогейте результатом амнезии. Однако она сбежала из дома не во время нервного кризиса из-за смерти матери, а гораздо позднее, когда муж объявил, что хочет жениться на мисс Нил.

В кинофильме «Агата», сюжетом для которого послужила эта история, Ванесса Редгрейв в роли писательницы вовсе не страдает амнезией. Наоборот, она активно пробует устранить соперницу, разыграв несчастный случай, но в последний миг отказывается от намерения - хотя в своих книгах Агата Кристи «поубивала» множество персонажей.

Кристи отомстила другим способом: она прекрасно устроила свою жизнь и как женщина, и как писательница. Арчи Кристи после развода с Агатой перестал вызывать какой бы то ни было интерес, будучи совершенно банальным. Агата же завоевала всемирную славу и богатство, а жизнь со вторым мужем, известным археологом, вдохновила ее на создание интереснейших книг.

К огда Агата познакомилась

с Максом Маллоуэном, ей было 39, а ему - всего 25 лет. Он руководил в Ираке раскопками библейского Ура. Спокойный, можно сказать, флегматичный молодой человек, заинтересовался привлекательной женщиной, финансово независимой, обожающей путешествия.

Осада шла не один месяц. И Агата сдалась.

Свадьба состоялась в 1930 году в Эдинбурге. Со стороны невесты была лишь ее дочь, очень любившая Макса. Она не преминула напутствовать мать: «Ты, вероятно, знаешь, мамочка, что супруги должны спать в одной кровати?» «Когда я заверила ее, что знаю, она успокоилась и сказала, что в таком случае все в порядке».

От писательницы отвернулись многие старые друзья - Макс, с их точки зрения, был слишком молод. Агата отреагировала на это своеобразно. Тех, кто с ней остался, она уведомила по почте о награждении орденом «Верных псов», а тех, кто ее покинул, - орденом «Крыс, бегущих с корабля».

С Маллоуэном она жила долго и счастливо. И уже в преклонном возрасте шутила по поводу разницы в возрасте: «Макс обожает старье. Стало быть, чем я старше, тем больше ему нравлюсь». Их страстью были совместные путешествия. Агата научилась вполне профессионально фотографировать раскопки. Они были друзьями и партнерами 46 лет. «Я благодарю Бога, - написала Агата в автобиографии, - за хорошую жизнь и любовь, которой он меня вознаградил».