На севастопольский пляж выбросился дельфин. Он лежал на боку и готовился умереть. Вокруг млекопитающего собралась сочувствующая толпа. Дельфина активно спасали. Истово и искренне. Его поливали водой, чтобы не сохла кожа, и укрывали пляжными полотенцами, чтобы не случилось теплового удара. Потом приехали специалисты НССК (Национальная сеть мониторинга и сохранения китообразных) — спасением животного занялись профессионалы.
На вокзале в Симферополе в обморок упал нищий. Толпа обтекала распростертое тело. Кто-то все же позвал милицию. Милиция в свою очередь переадресовала вызов скорой помощи. Никто не останавливался, не говоря уже о том, чтобы тащить холодную воду, укрывать и сочувствовать.
Нищие и дельфины не связаны между собой, это лишь примеры полярного отношения окружающих, стрелка которого колеблется от неподдельного интереса к полному безразличию.
Какая тут мораль? А морали нет никакой. Так устроен человек. Но существуют люди, для которых «все твари Божьи равны». И главное слово — «Божьи», а вовсе не «твари».
Милосердие. Государственный формат
Первые письменные упоминания о милосердии, возведенном на государственный уровень, датированы
996 годом. Именно в этом году князь Владимир учредил в Киеве первые в Европе бесплатные лечебницы и странноприимные дома. Его последователь Ярослав Мудрый в стенах Киево-Печерской лавры создал первый комплексный монастырский благотворительный центр, состоящий из гостиницы для богомольцев, лечебницы на восемьдесят коек и трапезной. Жившие при монастыре монахи стали членами первого милосердного братства, в чьи обязанности входило оказание духовной и физической помощи нуждающимся. Голодных — кормили, больных — врачевали, требующих духовного очищения — воцерковляли.
Появление первого женского милосердного сестринства связывают с именем французского священника Викентия Поля, который в 1617 году основал первую общину милосердных сестер. Расцвет европейского милосердного движения пришелся на конец девятнадцатого — начало двадцатого века. В Украине насчитывалось более двадцати милосердных организаций, в которых при больницах для бедных, домах призрения, сиротинцах и тюрьмах бескорыстно трудились девицы и вдовы.
После прихода к власти большевиков церковное благотворительное движение было прекращено без малого на семьдесят лет. Как ни странно, но именно милосердные общества были ликвидированы советской властью в первую очередь. Закон о религиозных культах 1929 года прямо запрещал церковным организациям любую деятельность, а благотворительность была объявлена «буржуазным пережитком» и изгнана из жизни советских граждан.
Община сестер милосердия, созданная в честь святой мученицы Елисаветы при больничном храме Святого Михаила, первого митрополита Киевского, существует уже десять лет. Ее в 1998 году создал протоиерей Роман Барановский, который является настоятелем храма и духовным наставником сестер милосердного сестринства. Сегодня в общине трудится 126 сестер. Они взяли на себя заботу о больных Александровской (Октябрьской) центральной городской больницы.
Где шипы, там и розы
Попробуйте представить старшую сестру милосердного сестринства (не путайте с сестрой милосердия: сестры милосердия занимаются исключительно медицинским лечением, а сестры милосердных сестринств, помимо облегчения страданий тела, помогают душе). Какой образ нарисовало воображение? Лично я ожидала увидеть женщину лет пятидесяти, с мягкими манерами и опущенными глазами — одним словом искала стереотип, навязанный телевидением и литературой.
Сестра Марина Сульженко |
Но, как писал Мольер, «Мы все в водосточном желобе, но некоторые из нас смотрят на звезды». Вернемся к сестре Марине. Итак, вместо ожидаемой дамы постбальзаковского возраста, меня встретила молодая привлекательная женщина, облаченная в традиционный наряд общины — белый с вышитым красным крестом платок, полностью покрывающий голову, шею и плечи, и белый фартук с таким же крестом, одетый поверх длинного темного платья.
Марине Сульженко 27 лет, четыре из них она провела сестрой-послушницей при госпитальном храме, а последний год — в звании старшей сестры.
В Киев девушка приехала семь лет назад, а родилась и выросла в селе с поэтичным названием Новая Прага Александрийского района Кировоградской области. Там живут ее родители и младшая сестра. Там же Марина окончила школу и, проработав несколько лет в родном селе на ниве мелкой коммерции и розничной торговли, уехала в столицу. Устроилась на работу. В 20 лет она ничем не отличалась от своих сверстниц, кроме, пожалуй, одного — приступов беспричинной тоски и разъедающего чувства, что она живет неправильно. В таком состоянии девушка зашла в Киево-Печерскую лавру, а когда спустилась в пещеры и приблизилась к усыпальницам со святыми мощами, на нее, как пишут в романах, снизошло озарение. Марина поняла, что вся ее жизнь — лишь череда бессмысленных поступков и ошибок, которые она должна исправить. В мире так много душевных страданий и физической боли, что если взять на себя даже незначительную часть чужого горя и помочь тем, кто нуждается, ее жизнь наполнится смыслом «как пустой сосуд вином».
Марина узнала про общину милосердных сестер, дающих обет служения людям, при госпитальном храме Святого Михаила. Девушка познакомилась с духовным наставником общины протоиереем Романом Барановским, и он пригласил пройти послушание, в течение которого будет достаточно времени понять, действительно ли она готова посвятить свою жизнь служению людям и Богу.
Послушание длилось около месяца. В это время Марину и еще нескольких девушек учили азам медицинского дела и наставляли духовно. А по истечении срока, на день великомученицы Елисаветы, покровительницы храма, отец Роман провел церемонию торжественного посвящения новых сестер, выдал девушкам облачение и пригласил присоединиться к общине. В тот же день Марина Сульженко уволилась с работы и переехала в сестринскую обитель.
Старшая сестра Марина — мирянка. Она вполне может выйти замуж за понравившегося мужчину, создать семью и родить детей. А при необходимости — даже развестись. Православная церковь, в отличие от католической, к расторжению браков относится довольно спокойно. У большинства сестер общины есть семьи и основное место работы. Сестринство — не монастырь, хотя и имеет духовную основу, но сестры, в отличие от монахинь, постриг не принимают.
Основные обязанности старшей сестры Марины заключаются в организации общей деятельности сестринства. Она направляет самых опытных сестер в Александровскую больницу — проведывать, поддерживать духовно, ухаживать за тяжелыми больными стационара и больными, перенесшими операции. Сестры готовят еду, моют палаты, закупают продукты и медикаменты, иногда убирают жилье одиноких пациентов перед возвращением тех домой. А так как постоянного спонсора у сестринства нет и поддержать материально организацию некому, все средства, на которые ведется благотворительная работа, — это пожертвования, собранные сестрами на улицах Киева. В хорошие дни в карнавках оказывается приличная сумма — до нескольких тысяч. В иные — там может быть лишь несколько гривен и пара жетонов на метро.
Кроме того, на окормлении и попечении милосердного сестринства женская исправительная колония строгого режима города Чернигова и психоневрологическая больница в Глевахе. В тюрьму и дом скорби помимо Слова Божьего сестры везут продукты, теплые вещи и медикаменты, помогают ухаживать за больными и утешают отчаявшихся. Сестер там любят и ждут. Часто женщины, отбывающие срок в колонии, после выхода на свободу приезжают в сестринство, проходят послушание и остаются при храме Святого Михаила навсегда.