До посещения Парижа меня интересовал вопрос: почему на протяжении нескольких последних веков люди со всего мира мечтают побывать именно в этом городе? Теперь, кажется, я уже знаю ответ. Дело в том, что Париж — воплощение гения не только французского народа, но и всей человеческой цивилизации. Город как магнит постоянно притягивает к себе наиболее ярких представителей творческой интеллигенции из многих стран. Таким образом Париж впитывает в себя их идеи, мечты и надежды, чтобы со временем самые продуктивные из них выдать за свои собственные. Один из многочисленных примеров — международный фестиваль научно-популярных фильмов «Образ и наука», в 21-й раз состоявшийся в кинозале на первом этаже Эйфелевой башни. Украину на нем представлял фильм Национальной телекомпании Украины «Міф про кохання та суд води» и его создатели во главе с руководителем программы «Грані пізнання» Надеждой Довгич.
Согласно правилам, прежде чем допустить фильм-претендент к участию в конкурсе, его просматривает придирчивое жюри. В картине рассказывается о вероятных контактах позднепалеолитического населения Франции со жрецами святилища «Каменная Могила» под Мелитополем и Шумера, о Трипольской культуре и первом в истории человечества мифе о любви между Энлилем и Нинлиль.
Конечно, в Париже больше всего поражает Лувр — своими размерами, великолепием, невероятным богатством и разнообразием коллекций. Уже за несколько залов до портрета Моны Лизы начинаешь ощущать, как медленно, но неумолимо нарастает нервное напряжение. В ее зале все взгляды прикованы исключительно к глазам, которые, как всегда, спокойно и несколько отстраненно глядят на вас вне зависимости от того, где именно вы находитесь.
Тем не менее наибольший шок мы испытали в залах месопотамской, египетской, иранской и греческой цивилизаций. Дело в том, что мотивы на керамике из Суз, Месопотамии, Турции и раннего Египта V—III тыс. до н.э., частично Крита и Греции II—I тыс. до н.э. очень напоминают трипольские. Я, конечно, знал об этом, но никогда не мог представить, что таких росписей много и они весьма напоминают трипольские. Ведь специализированных каталогов по данной тематике Лувр не публикует, во всяком случае в книжной лавке музея я ничего подобного не обнаружил. Собственно трипольской керамики в собраниях Лувра нет, хотя она несравнимо более яркая и разнообразная по сравнению с выставленной в этом музее. Похоже, для французских и других европейских историков проблема ее происхождения остается открытой. И это не удивительно. Когда после показа нашего фильма я рассказал представителям украинской диаспоры, что уже найдены остатки более четырех тысяч поселений цивилизации Кукутени-Триполье VІ—III тыс. до н.э. включительно с серийными протогородами, они не могли в это поверить.
Естественно, всю керамику с трипольскими мотивами мы отсняли на пленку, а также и несколько страниц альбома Ле Гурана с дошумерскими пиктограммами из знаменитой пещеры Ласко на юге Франции. Оказывается, гипотеза московского шумероведа Анатолия Кифишина об истоках протошумерской письменности именно с территории Франко-Кантабрии имеет под собою аргументированную основу, так же, как и предположение о дальнейшем распространении этих пиктограмм из святилища «Каменная Могила» в Элам, Шумер, Трою и другие регионы Евразии. Одно из подтверждений этого — глиняный кентавр ІХ в. до н.э., экспонирующийся в археологическом музее города Халкис в Греции.
Как видим, на груди кентавра нарисована косая сетка, образующая великое множество ромбиков. По мнению Анатолия Кифишина, именно такой вид имеет пиктограмма, означающая слово «трава». Стоит отметить, что упомянутая пиктограмма — одна из наиболее популярных на керамике Триполья, Суз, Месопотамии, Турции и раннего Египта на протяжении V—III тыс. до н.э. По-видимому, в Грецию она попала вместе с конными ахейцами в первой половине ІІ тыс. до н.э. Вообще слово «кентавр» легко раскладывается на две части: кень (конь) и тавр — этнос, господствовавший в свое время в Северном Причерноморье и Крыму; именно от него получили название Таврия и Таврида.
В связи с этим нельзя не упомянуть о карте цивилизованного мира, которую мы сфотографировали в зале древнего Рима в Лувре. Земли, начинающиеся с территории современной Румынии, включая Крым, окрашены на ней в белый цвет. Для посетителей музея это означает, что на указанных территориях во времена Рима царило варварство.
Вечером мы пришли к общему мнению о сценарии будущего фильма. В нем должны быть показаны наиболее распространенные символы на трипольской керамике и их аналоги на керамике других стран Евразии. И больше ничего. Зритель должен сделать выводы сам, без посторонней помощи. Правда, для этого необходимо провести соответствующие съемки в музеях вышеперечисленных стран и в Британском музее.
Кроме того, Лувр наглядно подтвердил правильность давней мечты Сергея Платонова о назревшей необходимости создания супермузея, в котором будут собраны интереснейшие артефакты из отечественных государственных музеев и частных коллекций с VІ тыс. до н.э. по ІІ тыс. н.э. Можно не сомневаться: за короткое время этот музей стал бы визитной карточкой Украины, как Лувр в Париже или Британский музей в Лондоне. Без него и действующего макета трипольского протогорода нашим детям будет очень трудно убедиться в справедливости слов Николая Чмыхова о том, что территория Украины с незапамятных времен была одной из самых развитых.
И еще одно наблюдение из Лувра. Во многих витринах рядом с предметами старины можно увидеть таблички с именами военных, дипломатов и просто путешественников, которые в свое время всякими правдами и неправдами добыли эти раритеты, привезли во Францию, подарили музею и таким образом обессмертили свое имя. Когда невольно наблюдаешь на телевидении, в прессе, какие гигантские усилия и огромные средства выбрасываются на ветер подавляющим большинством кандидатов в президенты, хочется от всей души посоветовать им: отдайте эти деньги на создание нашего фильма, реставрацию огромного количества трипольских черепков, пылящихся в музейных запасниках, на сооружение действующего макета трипольского протогорода. Тем самым вы действительно увековечите свое имя.
P. S. Недавно в Киеве в помещении Национального университета физической культуры состоялся Всемирный конгресс «Трипольская цивилизация». Когда я в очередной раз зашел в выставочный зал полюбоваться трипольской керамикой из коллекции «Платар», обратил внимание на одинокую посетительницу в платке. Она внимательно и с явным интересом разглядывала экспонаты. Я несколько минут наблюдал за ней, а затем не удержался и подошел. Оказалось, что ее зовут Махназ Корд, она студентка университета, приехала из Ирана. Я рассказал ей, что в Лувре видел керамику из древних Суз, очень похожую на трипольскую. Махназ улыбнулась и ответила, что хорошо знает об этом, поскольку родилась и выросла именно в этом городе. Похожие вещи выставлены как в музее Суз, так и в Тегеране. Махназ рассказала, что давние традиции росписи по керамике частично сохранились и по сей день. Девушка медленно переходила от одной витрины к другой и повторяла: и это как у нас, и это, и это...