UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЛИШЬ ЕМУ НЕ ДАНО ПРИМЕЛЬКАТЬСЯ! КРЫМ В ПРЕДДВЕРИИ ЛЕТА

Нынешняя весна с поразительной точностью отразила смену настроений крымчан за последний год. Жар...

Автор: Лариса Кондратенко

Нынешняя весна с поразительной точностью отразила смену настроений крымчан за последний год. Жаркий февраль заставил расцвести миндаль и абрикосы, чтобы тут же наказать их за доверчивость снежными метелями и затяжными холодными дождями.

Безропотная стойкость деревьев переселилась, кажется, и в души людей. Никто не вынашивает в Крыму планов жесткой мести Киеву за низвергнутого президента и поверженную конституцию, никто не рвется строить баррикады, чтобы разрешить спор между правительством и Верховным Советом. Отныне полуостров не верит больше никому.

Но кто знает, может быть, как раз и не хватало нам утраты иллюзий, чтобы через тяжелую психологическую ломку начать постигать: не будет возврата в привычное прошлое, где «планов громадье» воплощалось в жизнь независимо от нас, «винтиков» и «колесиков». Мы перестали быть «комплектующими» единого отлаженного механизма. Потому, наверное, нам так трудно наладить другой, даже под привлекательным названием «региональная самостоятельность».

В чем ценность крымского региона? Рекреация и сельское хозяйство - тут все единодушны. Каким образом послужит то и другое процветанию полуострова? Вот тут не только нет единодушия - полный разброд мнений. Одни считают, что только приватизация спасет здравницы, другие - что именно приватизация и погубит их окончательно; одни говорят, что лишь здравницы способны удесятерить доходную часть крымского бюджета, другие - что здравницы изначально убыточны и, напротив, гирей висят на кармане налогоплательщика.

Поневоле вспомнишь Буриданова осла между двумя лужайками, неспособного сделать выбор. Иногда даже кажется, что клубы тумана специально кем-то сгущаются над «золотой валютой» Крыма, чтобы сокрыть истинное положение дел.

Готовясь к предстоящему курортному сезону, недавно созданное в крымском правительстве министерство по курортам и туризму, обратилось к статистике. На сегодня полуостров располагает 635 санаторно-курортными учреждениями, способными вмещать одновременно 142252 человека. Из них министерствам и ведомствам принадлежит 76,6 процента, профсоюзам - 14,9, Минздраву - 8,5 процента мест. При этом круглый год функционируют 236 здравниц (37,1 процента), остальные 399 работают только летом. Однако из предназначенных для круглогодичного обслуживания отдыхающих, только половина использует свои возможности, и то лишь на 35 - 40 процентов. В Алуште, например, пять таких здравниц (из них две - военные санатории) имеют загрузку 5 - 10 процентов. Мало того, что такая загрузка порождает неслыханных размеров скрытую безработицу - подсчитано, что в результате «сезонности» бюджет Крыма теряет более 112 миллионов долларов США.

Причины у всех на виду: так называемая «политическая нестабильность», образ которой усиленно создается ангажированными журналистами и близорукими политиками всех уровней, и высокая цена путевок. Среднесуточная стоимость путевки в крымских здравницах - от 1 до 2,5 миллионов, в то время как в Миргороде, например, 750 - 800 тысяч крб. С введением в действие постановления правительства Крыма «Об индексации платежей за землепользование в Крыму и порядке их уплаты в 1995 году», «благодаря» которому ставка земельного налога увеличилась в 47, а для пансионатов, обслуживающих иностранцев, в 467 (!) раз, стоимость путевок возрастает еще в 1,6 - 2 раза.

Министр по курортам Борис Зажигаев считает, что «затыкание дыр» с помощью удорожания курортного обслуживания недопустимо, так же как недопустимо лишать курорт своего фонда. С царских времен курортный сбор шел на поддержание курорта, и только мы умудрились собранные в прошлом году 50 млрд. крб. перевести в бюджет. Конечно, надо выплачивать пенсии. Но если делать это за счет целевых средств на обновление курорта, мы попросту зарежем ту самую курицу, которая несет золотые яйца. И без того доходную часть крымского бюджета наполовину формируют здравницы, несмотря на сезонность работы и незаполненность.

Составление единого реестра крымских здравниц выявило немало подводных рифов, о которые в прах разбивается так называемый «государственный интерес». Например, 296 учреждений отдыха, находящихся в Крыму, являются структурными подразделениями предприятий (41 из них, кстати, принадлежит России, 76 - Украине) и наотрез отказываются регистрироваться в качестве самостоятельных юридических лиц. Отказываются представлять необходимые сведения ряд ведомственных здравниц - министерства обороны, московской мэрии и т.д. Кроме того, оказалась масса неуточненных баз отдыха, не получивших в свое время достаточных оснований для организации. Все это предельно усложняет работу министерства, взявшего на себя труд навести учет в курортном деле. Вопреки ожиданиям, деятельность министерства не находит полной поддержки и в самом правительстве - то ли вследствие политических страстей, то ли из-за расхождений во взглядах по конкретным вопросам.

Нет единства у Б.Зажигаева и руководства правительства во взгляде на приватизацию курортных объектов. Министр считает, что приватизация должна коснуться прежде всего недостроенных объектов, а их - 96. Пока инвесторы «доводят до ума» лишь несколько из них - четырехзвездочный отель АО «Ялита» в Мисхоре, пансионат «Афинеон» в с.Веселом Судакского района и спальный корпус на 100 мест санатория «Звездочка» в Евпатории. Остальные «недострои» являют собой печальное зрелище. Среди них особенно безнадежным выглядит огромный корпус санатория «Солнечный берег» бывшей АН СССР в Кацивели, начавший строиться в 70-е годы. Между тем первейшими объектами приватизации становятся «Нижняя Ореанда», «Морской прибой», госдачи - те объекты, которые не требуют вложения больших средств. А если еще по «остаточной стоимости»... «Нижняя Ореанда» до переоценки 100 тыс. долларов стоила. Во всем СНГ, считает Б.Зажигаев, нет более лакомых кусочков! По мнению министра, увеличение налога на землю - не более чем маневр, который сначала закабалит здравницы, а затем сделает их легкой добычей «приватизаторов». Ведь если здравница рентабельно работает, зачем ее приватизировать?

«Теневая экономика» в курортном деле вдвойне антисоциальна. Крымчане и тысячи отдыхающих прекрасно помнят многокилометровую полосу пляжа на западном побережье, от Сак до Евпатории.

«Прибрежное», «Солнышко», «Новый пляж»... Для массы местных жителей - самое доступное, самое дешевое место воскресного отдыха. Надежность транспорта (электричка), масса торговых точек, морские прогулки. Даже детские аттракционы. Да только ли для местных? Сотни автотуристов ставили здесь свои палатки - к их услугам была вода, места для приготовления пищи. Живи себе на здоровье, от солнца да от комаров спасайся.

Сегодня этих мест коснулась «мерзость запустения». Бывшие в коммунальной собственности местных властей пляжи оказались переданными коммерческим структурам. А те палец о палец не ударили, чтобы хотя бы не позволить разрушаться тому, что есть, не говоря уж о том, чтобы заново благоустроить эти воистину золотые пески. Уже прошлым летом здесь, на когда-то веселом «Солнышке», не было ни одной раздевалки, ни одного туалета. Такое впечатление, что пляжи специально доводятся до полной разрухи, чтобы в удобный момент по «остаточной стоимости» выгодно продать это даром доставшееся богатство. Что стоит построить потом здесь отель, например, - коммуникации все проложены... «Это - часть теневой политики, - уверен Зажигаев. - Все в ожидании приватизации».

Право же, при всей симпатии к рыночной системе задумаешься: нужна ли нам такая «приватизация»?

Огромное зло - ведомственная принадлежность здравниц. В Евпатории - девять детских санаториев, принадлежащих здравоохранению. В старом корпусе лечатся дети-туберкулезники, новые отданы на откуп коммерческим структурам. По какому праву? Не можешь содержать и использовать по назначению - откажись.

- Мне как министру все равно, чья эта собственность, - говорит Зажигаев. - Меня интересует общая курортная политика. Пусть десятки здравниц принадлежат Минздраву. Но от этого не должен страдать бюджет, а бюджет - это социальная сфера. А получается: дай мне здравницу, я для видимости 5 - 7 процентов мест на оздоровление выделю, а остальные - коммерсантам отдам.

Возьмите «Артек». Путевка 460 долларов стоит, а от налогов он освобожден. Чего ради? Рядом лагерь, где 120 долларов стоит отдых в течение того же срока, а налоги платит исправно. В Ялте из 157 здравниц только половина платит налоги. Часть из них освободил от этой повинности Верховный Совет Украины, часть - Крыма. Но если даете льготы - компенсируйте расходы, только так. К сожалению, сегодня в системе государственного управления преобладают личные интересы.

Таков печальный вывод министра.

Но курорт - это не только море. Это еще и туристические маршруты, и около 100 минеральных источников и месторождений лечебных вод, и более 30 месторождений лечебных грязей. По мнению крымских ученых, входящих в коллегию министерства по курортам и туризму и активно участвующих в разработке концепции крымского курорта, все это - богатство ничуть не меньшее, чем море, и не должно рассматриваться в отрыве от общей перспективы Крыма как здравницы.

Особенно привлекательно выглядит идея национального парка на полуострове, которую настойчиво и последовательно отстаивает профессор Симферопольского госуниверситета В.Г.Ена. До каких пор, задается вопросом он, мы будем натыкаться на позорные объявления: посещение леса запрещено. В людях неистребима тяга к природе, мы только должны направить ее в цивилизованное русло. Ведь горно-лесной Крым должен стать территорией Национального парка «Таврида», а по периферии его должна опоясывать 500-километровая туристическая экологическая тропа. «Тропы - наши тылы»,- считает профессор. Причем, речь не идет о навьюченных рюкзаками туристах, испытывающих себя на выносливость. Эта тропа должна быть благоустроена наподобие Аппалачской в Соединенных Штатах. Каждый американец считает делом чести пройти по этой тропе. Даже служба тропы создана! Рядом, на Северном Кавказе, вокруг Кисловодска, 80 км туристских троп. А у нас на весь полуостров - одна-единственная 7-километровая Царская (а ныне почему-то «Солнечная») тропа - от Ореанды до Гаспры. Остальные просто протоптаны людьми и не соответствует нормам цивилизованного туризма.

Недавно Ялтинский заповедник открыл целую серию маршрутов. «Входной» билет 60 тыс.крб. Можно представить себе, сколько будет желающих! Но разве не от властей должна была исходить эта инициатива?

Ждут использования и минеральные лечебные воды. На сегодня лишь два- три вида из них поступает в продажу вместе с... экологически чистой водой из Италии и Франции. А ведь сколько страждущих могли бы они исцелить! Пока же практически только известная лечебница «Мойнаки» действует, да и то вместо тысяч людей, к чему вполне готова, принимает сотни...

Конечно, эти планы могут показаться несвоевременными и слишком грандиозными, но они существуют как часть перспективы развития крымского курорта. Время «самотека» слишком затянулось. Пора оценить возможности полуострова с позиций государственных. Именно эту задачу поставил перед собой комитет устойчивого развития Крым, куда вошли крымские ученые разных профилей.

Сейчас министерская комиссия завершает рейд по всем регионам курортного Крыма. Общий вывод: несмотря на массу проблем, здравницы с готовностью и надеждой ждут гостей. Министерство по курортам усиленно работает над вопросом реализации путевок. Уже сегодня здравницами Ялты, Евпатории, Феодосии, Алушты, Судака заключены договоры на реализацию 40 - 50 процентов путевок по Украине и 4 - 10 - по России. Чуть медленней расходятся путевки сакских и керченских здравниц. Прорабатывается возможность создания единого центра распространения путевок.

В конце концов, какие бы бури ни бушевали на политическом Олимпе и какие бы сложности не наполняли нашу сегодняшнюю жизнь, нельзя не согласиться с Борисом Пастернаком: «Приедается все. Лишь тебе не дано примелькаться. Дни проходят, и годы проходят, и тысячи, тысячи лет. В белой рьяности волн, прячась в белую пряность акаций, может, ты-то их, море, и сводишь, и сводишь на нет»...