UA / RU
Поддержать ZN.ua

Линия греха

Эти холодные дни в Киеве оказались удивительно теплыми — всех, кто выбирался на Майдан Незалежности, удивляла и грела атмосфера дружелюбия и единства, еще недавно, казалось, невозвратимо нами утерянная...

Автор: Екатерина Щеткина

Эти холодные дни в Киеве оказались удивительно теплыми — всех, кто выбирался на Майдан Незалежности, удивляла и грела атмосфера дружелюбия и единства, еще недавно, казалось, невозвратимо нами утерянная. Мы вдруг почувствовали, что наступило время великого объединения по совершенно новым признакам. Наступило время, когда мы, наконец, можем говорить о том, что нас объединяет, и четко провести линию, за которой «уже не мы». Один из церковных документов, коих как никогда много было принято в эти горячие дни, пояснил лично мне, что это за линия — «линия греха».

«Сегодня граница разделения пролегает не через Восток и Запад, не через политические предпочтения... Граница проходит через сердца каждого из нас. Эта граница — грех. И каждый из нас должен ответить на вопрос: перейдет он эту границу и станет на сторону греха или будет отстаивать правду». Это фрагмент заявления католических, греко-католических и протестантских общин Одесской области. Его авторы призывают признать, что избирательная кампания была несправедливой и оскорбляет достоинство человека, созданного по образу и подобию Божьему.

«Лжесвидетель не останется безнаказанным» — эта фраза из Книги Притч была взята эпиграфом к обращению, подписанному предстоятелями УПЦ КП и УГКЦ, представителями РКЦ, Церкви христиан веры евангельской, УХЕЦ и Украинской лютеранской церкви. «Церковь всегда была с народом», — утверждают авторы документа. Они осуждают массовую фальсификацию результатов выборов и призывают свою паству «отстаивать правду» и не допускать насилия. Спустя неделю те же авторы огласили еще одно обращение — к Президенту Украины, в котором заявили, что проволочка с применением санкций к тем, кто фальсифицировал выборы и призывает к сепаратизму, выглядит как «часть сознательно задуманного плана», а потому Президенту надо ускорить решение этих проблем и «достойно уйти».

УГКЦ в своих предвыборных заявлениях много строк посвящала ответственности и активности каждого. Судя по тону нынешнего заявления, паствой своей эта церковь довольна: «Когда люди выходят на улицу защищать свои конституционные права мирным путем, они не темная масса и не «улица». Это люди взвешенные, жертвенные и ответственные, их следует уважать, к их голосу надо прислушаться, ибо глас народа — глас Божий». Кардинал Любомир Гузар считает: «Стало очевидным, что народ наш действительно вырос до того, чтобы создать правовое государство».

Наиболее радикально повела себя Харьковско-Полтавская епархия УАПЦ — здесь отслужили молебен за «нового президента Виктора Ющенко». На экстренном заседании епархиального совета было принято заявление, в котором речь идет о грубом пренебрежении волеизъявлением народа на выборах и кризисе, ставшем результатом «политики фальши и циничного презрения и к Божьему закону, и к Конституции». В заявлении высказано восхищение позицией молодежи и студенчества, призыв молиться за всех тех, кто защищает гражданские права и свободы на площадях страны.

На фоне этого дождя заявлений, комментариев, открытых писем молчание Украинской православной церкви выглядело довольно странно: сразу после выборов, когда, собственно, пастырская поддержка как никогда нужна была тем гражданам, которые еще не потеряли уважения к иерархии, куда-то пропали с экранов и передовиц люди в священническом облачении, еще недавно призывавшие голосовать за «истинно православного» премьер-министра. Что ж, их можно понять — как-то неловко получилось с этими фальсификациями. Только под конец первой недели противостояния митрополит Киевский Владимир призвал народ удержаться от кровопролития и молиться за мирное урегулирование конфликта.

Но к тому времени свое мнение уже начали высказывать «низшие чины» УПЦ — священники и миряне. И если от Союза православных братств и организации «Единое отечество» и не приходилось ждать ничего другого, кроме привычных провластно-пророссийских эскапад (в частности, они призвали «президента Януковича» поскорее занять свое место в администрации Президента), то позиция других представителей этой конфессии очень удивила наблюдателей. 26 ноября УНИАН опубликовало обращение группы клириков и мирян УПЦ, в котором авторы признают, что в предвыборный период в церквях велась открытая агитация за В.Януковича, призывают «сторону, которая проиграла, достойно уйти из власти», утверждают, что «мир и стабильность не может основываться на лжи». Читая этот документ, понимаешь размах пропаганды, направленной не только на прихожан посредством церкви, но и на саму церковь: авторы всерьез размышляют над возможностью гонения в случае прихода «новой власти». Но резюме этих размышлений обнадеживает: «Лучше быть гонимым, но с Богом и народом».

В пользу церкви говорит и обращение группы молодежных активистов УПЦ к предстоятелю этой церкви. Авторы критикуют позицию митрополита Владимира в предвыборный период, открытую агитацию церкви за одного кандидата и дискредитацию другого. По мнению православной молодежи, это привело как к дискредитации церкви, так и к разделению внутри нее.

Однако, сказавший «а» спешит произнести и «б». Высшие иерархи УПЦ продолжают поддерживать власть и дискредитировать оппозицию. Хоть и выглядит это несколько карикатурно, зато последовательно. Патриарх Алексий шлет телеграмму Президенту Кучме, содержащую не только надежды на мирное урегулирование, но и на «расширение братских связей с Россией». Патриарху почему-то и в голову не пришло, что в связи с последними событиями в Юго-Восточной Украине эта фраза выглядит двусмысленно.

Своей оценкой событий на Майдане поделился наместник Киево-Печерской лавры епископ Павел. По его мнению, священникам среди людей, вышедших на улицу, делать нечего, потому что «это обезумевшая толпа». По его мнению, «обзывать Януковича тюремщиком нельзя, потому что у человека, выросшего сиротой, может всякое быть. А Ющенко окружают люди, которых надо судить». В общем, «ад сущий». Все это, впрочем, не помешало священнослужителям УПЦ сопровождать бело-голубых демонстрантов — это, наверное, не «обезумевшая толпа».

Но последовательность последовательностью, а критика изнутри — это серьезно. В конце концов Синод УПЦ принял обращение к народу Украины с несколько запоздалыми увещеваниями «оставить политику политикам и не пускать ее в наши семьи», уверением о том, что «церковь была и остается с народом» и «нет для церкви ни оранжевых, ни бело-голубых». Прекрасные слова. Вот только как быть со всеми теми, что были сказаны прежде? Готовы ли архиереи УПЦ и лично предстоятель признать, что они «несколько погорячились», соглашаясь на довольно грязную предвыборную агитацию в церкви и выступая с политическими лозунгами на публику?

Пожалуй, УПЦ предстоит пережить одно из самых серьезных испытаний — внутри церкви появилась трещина. То есть трещина появилась не вчера, и уже не первая. Но на сей раз она появилась в таком месте и в такой момент, что может стать роковой: она пролегла между общиной и иерархией. Надо сказать, что верхушка УПЦ уже давно (изначально?) была ближе к власти, чем к народу. Просто теперь время такое — народ дистанцируется от власти, а вместе с тем и от архиереев. Как показали события в Киеве, «януковичи» и «ющенки», пускай нелегко, но успешно преодолевали взаимную враждебность. Еще легче помирятся «януковичи» и «ющенки» — верные одной церкви. Но чем эта история закончится для церковной иерархии? Ее могут ждать испытания, значительно более серьезные, чем гонения со стороны власти — потеря авторитета не только вовне, но и внутри, потеря доверия собственных верных, которые вынуждены указывать собственным руководителям на неправомерность их действий — как Божескую, так и человеческую. Церковь, в которой нет единства, обречена (сами архиереи УПЦ очень любят повторять эту фразу — в отношении «раскольников», разумеется). Остается только надеяться, что эта обреченность — сигнал к обновлению.

А пока оно не наступило, только одно можно сказать с уверенностью: Украинская православная церковь становится все более чужой на той территории, которую всеми силами пыталась удержать. Я не говорю о Западной Украине, где «на войне как на войне». УПЦ стала чужой Киеву, Подолью, Волыни — тем регионам, в которых она еще совсем недавно пользовалась заслуженной поддержкой. Но теперь, страшно отдалившись от народа, она стала действительно чужой. Не потому чужой, что «московская», а потому, что «не наша» — ведь разделение после этих выборов, как уже говорилось, прошло не по «географическому признаку», а по «линии лжи». Грустно, наверное, проснуться однажды утром региональной церковью в самых невоцерковленных регионах. Особенно если еще недавно ты с полным правом рулил целой «канонической территорией».

И самое обидное, что лизоблюдство не помогло: вот и власти Донецка запретили верующим города молиться на площадях за мир и единство в Украине. По их мнению, верующим хватит «отведенных для молитвы мест». Нечего на улицах толкаться. Такие они, решения властей, возглавляемых человеком, которого еще недавно церковники превозносили как «истинно верующего православного». Не помогло. А стало быть — марш по норам.

А на Майдане Незалежности в Киеве каждый день начинается со службы, проводимой священнослужителями УПЦ КП, УГКЦ, РКЦ. Здесь появляются и священнослужители УПЦ, которые не считают для себя зазорным быть среди своих верных в тяжелое время. Хочется думать, что это еще одно состоявшееся в эти дни единение — народа и церкви, которые оказались друг другу нужны.